«Есть такая профессия - Родину защищать…»
«Есть такая профессия - Родину защищать…»
27 апреля 2016
2016-04-27
2017-05-23
83
« Есть такая профессия - Родину защищать…»
В документальном рассказе А. Абдулаева «Небо зовёт» повествуется о нелегкой профессии, когда, рискуя жизнью, люди защищают своё Отечество. Героем представленного произведения является наш современник Сергей Кузнецов. На первый взгляд, перед нами описывается обычная жизнь человека, увлекшегося авиацией. Никто и предположить не мог, как это увлечение определит всю дальнейшую судьбу героя, который так дорог автору в силу своей самоотверженности и преданности делу. Так судьба привела Сергея Кузнецова в лётное училище. Мечта сбылась. В стране наступила эпоха 80-х годов ХХ века. В мире было не спокойно, уже два года шла война в Афганистане: «Наступил 1981 год и в полку стали ходить упорные слухи, что вторую эскадрилью могут отправить в Афганистан. Служба есть служба, и военные люди подчиняются приказам. Вертолётчики жили в общежитии, и собранные чемоданы они хранили под кроватями, чтобы сборы на войну были короткими. Все были готовы выполнить поставленные задачи».
Лейтенант Сергей Кузнецов вместе с другими офицерами прилетел в Кандагар выполнять свой воинский долг, где и началась полная тревог и опасностей служба военного человека. А. Абдулаев с предельной точностью воссоздает в произведении достоверную картину военного бытоустройства. Пожалуй, в отечественной литературе этой стороне военной службы уделял такое пристальное внимание лишь Л.Н. Толстой, описывая рутинную сторону жизни военных испытаний. Он описывает в романе «Война и мир» как накануне сражения воины стирают рубахи, подшивают воротнички, чистят оружия. Кто знает, что их ждет впереди? Вполне возможно, что это может быть последний бой для воина, но и эту, бытовую, сторону войны никто не отменял. В этой, на мой взгляд, в толстовской манере письма и ведёт своё повествование А. Абдулаев, наполняя рассказ деталями, в том числе и бытовыми. Действительно, этого автора всегда отличает приверженность к традиционной манере письма. Именно поэтому в его произведениях так или иначе ощущаются традиции предшествующей литературы, что и определяет качество созданных им текстов.
Выступая летописцем нашего времени, А. Абдулаев в документальном повествовании прослеживает логику военного времени: «Ночные полёты отличались тем, что не надо включать светотехническое оборудование, чтобы не привлекать внимание душманов». Помощником для наших лётчиков в этот момент было звёздное небо. Но война есть война: «Иногда вертолёты возвращались обратно в полк с пробитым фюзеляжем. Когда пули попадали в обшивку вертолёта, то слышался звук, будто по нему колотят молотком. У войны свои звуки и запахи». Такие образные выражения мастерски использует автор, что в очередной раз поражает его художественная индивидуальность, проявленная даже в тексте документального повествования.
Во время очередного вылета его герой обнаруживает груженые машины, крытые брезентом. Как потом выяснили десантники, там было «большое количество реактивных снарядов, которыми душманы часто обстреливали военные городки, много стрелкового оружия и наркотики. Душманы всё это везли для продолжения войны из Пакистана узкими тропами, по ночам, таясь от дозоров и поисковых групп. За проведенную операцию по обнаружению машин с оружием, лейтенант Сергей Кузнецов был представлен к ордену Красной Звезды.
В Афганистане он провоевал больше года, а вернувшись в свой полк, был назначен начальником парашютно-десантной службы отдельного вертолётного отряда. И это была дополнительная нагрузка помимо непосредственной лётной работы. Так по зову неба наш герой выполнял ответственную работу на том или ином участке. А в апреле 1986 года, по воле случая, ему пришлось стать ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС: «Прилетели на Чернобыльскую АЭС, выполнили облёт разрушенного реактора и зависли над ним. Учёные на длинном тросе опустили радиометр и стали измерять радиацию над кратером… У прибора ДП-5 не хватало шкалы для измерения радиации».
Лётный экипаж, в составе которого находился и Сергей Кузнецов, целый месяц боролся с глобальной катастрофой ХХ века. После осмотра врачей им было запрещено летать дальше. Но жизнь, словно на прочность испытывает главного героя документального рассказа. И вновь ему необходимо лететь в Афганистан, где война уже приобрела затяжной характер, а душманы были значительно лучше вооружены, поэтому перед экипажем встала новая задача – разработать новую тактику полётов. Надо отдать должное профессионализму Сергея Кузнецова, который стал летать на предельно малых высотах, от пяти до пятнадцати метров над землёй. За участие во многих операциях, которые велись на территории Афганистана, герой А. Абдулаева был представлен еще к двум орденам Красной Звезды.
Побывав во многих «горячих точках», в том числе и в Сирийской Арабской Республике, Сергей Кузнецов уволился из армии в звании майора. Теперь звёздный ореол неба лишь напоминает ему о тех трагических страницах нашей истории, неотъемлемой частью которой он стал. Удивительный опыт необычной личности, представленной в документальном свидетельстве А. Абдулаева, дает глубокое переосмысление роли человека на войне. Здесь свои отсчёты – если не ты, то тебя. Такова суровая правда военной исповеди писателя.
В документальном рассказе А. Абдулаева «Небо зовёт» повествуется о нелегкой профессии, когда, рискуя жизнью, люди защищают своё Отечество. Героем представленного произведения является наш современник Сергей Кузнецов. На первый взгляд, перед нами описывается обычная жизнь человека, увлекшегося авиацией. Никто и предположить не мог, как это увлечение определит всю дальнейшую судьбу героя, который так дорог автору в силу своей самоотверженности и преданности делу. Так судьба привела Сергея Кузнецова в лётное училище. Мечта сбылась. В стране наступила эпоха 80-х годов ХХ века. В мире было не спокойно, уже два года шла война в Афганистане: «Наступил 1981 год и в полку стали ходить упорные слухи, что вторую эскадрилью могут отправить в Афганистан. Служба есть служба, и военные люди подчиняются приказам. Вертолётчики жили в общежитии, и собранные чемоданы они хранили под кроватями, чтобы сборы на войну были короткими. Все были готовы выполнить поставленные задачи».
.
Лейтенант Сергей Кузнецов вместе с другими офицерами прилетел в Кандагар выполнять свой воинский долг, где и началась полная тревог и опасностей служба военного человека. А. Абдулаев с предельной точностью воссоздает в произведении достоверную картину военного бытоустройства. Пожалуй, в отечественной литературе этой стороне военной службы уделял такое пристальное внимание лишь Л.Н. Толстой, описывая рутинную сторону жизни военных испытаний. Он описывает в романе «Война и мир» как накануне сражения воины стирают рубахи, подшивают воротнички, чистят оружия. Кто знает, что их ждет впереди? Вполне возможно, что это может быть последний бой для воина, но и эту, бытовую, сторону войны никто не отменял. В этой, на мой взгляд, в толстовской манере письма и ведёт своё повествование А. Абдулаев, наполняя рассказ деталями, в том числе и бытовыми. Действительно, этого автора всегда отличает приверженность к традиционной манере письма. Именно поэтому в его произведениях так или иначе ощущаются традиции предшествующей литературы, что и определяет качество созданных им текстов.
.
Выступая летописцем нашего времени, А. Абдулаев в документальном повествовании прослеживает логику военного времени: «Ночные полёты отличались тем, что не надо включать светотехническое оборудование, чтобы не привлекать внимание душманов». Помощником для наших лётчиков в этот момент было звёздное небо. Но война есть война: «Иногда вертолёты возвращались обратно в полк с пробитым фюзеляжем. Когда пули попадали в обшивку вертолёта, то слышался звук, будто по нему колотят молотком. У войны свои звуки и запахи». Такие образные выражения мастерски использует автор, что в очередной раз поражает его художественная индивидуальность, проявленная даже в тексте документального повествования.
.
Во время очередного вылета его герой обнаруживает груженые машины, крытые брезентом. Как потом выяснили десантники, там было «большое количество реактивных снарядов, которыми душманы часто обстреливали военные городки, много стрелкового оружия и наркотики. Душманы всё это везли для продолжения войны из Пакистана узкими тропами, по ночам, таясь от дозоров и поисковых групп. За проведенную операцию по обнаружению машин с оружием, лейтенант Сергей Кузнецов был представлен к ордену Красной Звезды.
В Афганистане он провоевал больше года, а вернувшись в свой полк, был назначен начальником парашютно-десантной службы отдельного вертолётного отряда. И это была дополнительная нагрузка помимо непосредственной лётной работы. Так по зову неба наш герой выполнял ответственную работу на том или ином участке. А в апреле 1986 года, по воле случая, ему пришлось стать ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС: «Прилетели на Чернобыльскую АЭС, выполнили облёт разрушенного реактора и зависли над ним. Учёные на длинном тросе опустили радиометр и стали измерять радиацию над кратером… У прибора ДП-5 не хватало шкалы для измерения радиации».
.
Лётный экипаж, в составе которого находился и Сергей Кузнецов, целый месяц боролся с глобальной катастрофой ХХ века. После осмотра врачей им было запрещено летать дальше. Но жизнь, словно на прочность испытывает главного героя документального рассказа. И вновь ему необходимо лететь в Афганистан, где война уже приобрела затяжной характер, а душманы были значительно лучше вооружены, поэтому перед экипажем встала новая задача – разработать новую тактику полётов. Надо отдать должное профессионализму Сергея Кузнецова, который стал летать на предельно малых высотах, от пяти до пятнадцати метров над землёй. За участие во многих операциях, которые велись на территории Афганистана, герой А. Абдулаева был представлен еще к двум орденам Красной Звезды.
.
Побывав во многих «горячих точках», в том числе и в Сирийской Арабской Республике, Сергей Кузнецов уволился из армии в звании майора. Теперь звёздный ореол неба лишь напоминает ему о тех трагических страницах нашей истории, неотъемлемой частью которой он стал. Удивительный опыт необычной личности, представленной в документальном свидетельстве А. Абдулаева, дает глубокое переосмысление роли человека на войне. Здесь свои отсчёты – если не ты, то тебя. Такова суровая правда военной исповеди писателя.