Транссиб в российской истории: войны, переселение и торговля
Транссиб в российской истории: войны, переселение и торговля

125 лет назад было начато строительство самой длинной в мире железнодорожной дороги Транссибирской магистрали. Она строилась в первую очередь для переброски войск из европейской части России на Дальний Восток страны и обратно. Стратегическое значение Транссиба проявилось в ряде войн, в первую очередь в ходе Великой Отечественной.
.
Спасение Москвы
.
5-6 декабря 1941 года под Москвой советские войска нанесли неожиданный удар германской армии и, отбросив ее на десятки километров, перехватили стратегическую инициативу в свои руки. В контрнаступлении принимали участие десять свежих дивизий с Дальнего Востока и Забайкалья, переброшенных скрытно для врага в течение октября-ноября по Транссибирской железной дороге.
.
Великий Сибирский путь (историческое название магистрали) насчитывает более девяти тысяч километров. Эшелон за эшелоном шли с востока на запад со скоростью курьерских поездов, проезжая за сутки по 800 километров. Везли бойцов, танки и артиллерию. Переброска необходимых резервов была произведена всего за три недели.
.
В итоге немцы, стоявшие на ближних подступах к столице СССР, были буквально смяты мощным ударом, а Москва спасена. С мечтой о блицкриге Гитлеру пришлось распрощаться. Но истоки этой победы закладывались еще в царское время.
.
Зеленый свет стратегической дороге
.
Одним из первых сторонников строительства железной дороги, которая соединяла бы европейскую часть России с азиатской, был генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский. Он настойчиво «бомбардировал» своими записками сначала Николая I, а затем и Александра II. Памятуя о Крымской войне, Николай Николаевич беспокоился о невозможности быстро перебросить войска из центра на отдаленную периферию.
.
Но его проект отвергался как слишком дорогой для казны. Зеленый свет идея строительства единой магистрали, которая соединяла бы одну из российских столиц с Владивостоком, получила только при Александре III. Этому способствовал и железнодорожный бум, случившийся к тому времени в Российской империи.
.
Идею поддержал министр финансов Сергей Витте. До этого он занимал пост министра путей сообщений (при нем протяженность железных дорог в России увеличилась на 25 тысяч верст) и прекрасно разбирался в проблеме.
.
Поручить дело будущему царю
.
Александр III стремился усилить влияние России в Китае, который раздирали «опиумные» войны, инициированные Великобританией. Необходимо было усилить военное присутствие на Дальнем Востоке, где набирала силу Япония, предъявляющая свои права на Корею.
.
Кроме того, необходимо было учитывать интересы российских промышленников и торговцев, которые видели в Маньчжурии прекрасный рынок сбыта своих товаров. К тому же будущая дорога, помимо переброски войск, давала прекрасную возможность для перевозки крестьян, желающих поселиться в Сибири и на Дальнем Востоке.
.
Чтобы придать вес новому проекту, император поручил курировать строительство Транссиба своему наследнику, будущему Николаю II. «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений», - говорилось в специальном рескрипте для цесаревича.
.
С легкой руки Николая II
.
В итоге именно Николай Александрович дал старт строительству магистрали. 19 мая (31 мая по новому стилю) 1891 года он собственноручно отвез тачку с землей к насыпи неподалеку от Владивостока, затем заложил первый камень в фундамент будущего вокзала и закрепил памятную серебряную пластину.
.
Фактически же строительство пути стартовало раньше, в начале марта 1891 года, на участке Миасс - Челябинск. Основное строительство Транссибирской дороги, как и предполагал Александр III, развернулось уже в царствие его сына.
.
Осуществлялось оно под контролем Сергея Витте. Всесильный министр финансов предвидел, что в скором времени Россия вступит в войну с набирающей силу Японией, и потому был активным сторонником скорейшей постройки дороги.
.
Заселение Сибири и Дальнего Востока
.
Движение поездов по Транссибу началось через 10 лет после начала строительства - осенью 1901 года, а регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и Владивостоком открылось летом 1903 года.
.
Новый железнодорожный путь способствовал активному переселению крестьян в Сибирь. Если раньше туда путешествие из европейской части занимало месяцы, то с появлением Транссиба на это тратились считаные дни. На постоянное место жительства в отдаленные регионы России с 1897 года по 1900-й переехало более 800 тысяч человек.
.
Еще больше туда переселилось в годы столыпинских реформ, когда в Сибирь ежегодно приезжало более полумиллиона переселенцев. Этому способствовала не только быстрота перемещения, но и льготные железнодорожные тарифы, а также другая помощь, оказываемая на местах ведомствами и учреждениями.
.
Окончательный ввод в строй
.
С началом Русско-японской войны 1904-1905 годов дорога использовалась для переброски резервов к местам боев и, напротив, отправки эшелонов с ранеными вглубь России. Поскольку империя войну эту проиграла, нависла угроза потери контроля над важной частью Транссиба - Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД).
.
Поэтому пришлось продолжить строительство с тем, чтобы магистраль проходила только по территории России. В результате в своем окончательном виде Транссиб вошел в строй уже в годы Первой мировой войны, когда 5 (18) октября 1916 года был открыт для движения железнодорожный мост через Амур неподалеку от Хабаровска.
.
В своем рескрипте от 1916 года, посвященном окончанию грандиозного 25-летнего строительства, Николай II отмечал, что наряду с подъемом благосостояния Сибири и заселением ее землепашцами «неоспоримо значение сооружения для укрепления военной мощи страны».
.
В локальных войнах
.
В 1929 году между СССР и Китаем разразился военный конфликт из-за КВЖД. Дорога, прежде находившаяся в совместном владении, с приходом к власти в Китае сил, враждебно настроенных к Советскому Союзу, стала отчуждаться в пользу Поднебесной. В ходе последующих боевых действий Красная армия разгромила противника, и статус дороги был восстановлен.
.
Транссибирская магистраль была активно задействована и в ходе конфликтов с японцами - в 1938 году, у озера Хасан, а также в 1939-м, во время боев на Халхин-Голе. Дорога служила для перевозки войск, техники, боевых грузов и эвакуации раненых.
.
Особенно значение Транссиба возросло в начальный период Великой Отечественной войны, когда Красная армия терпела поражение за поражением от вермахта. Свежие дивизии и армии из Сибири и с Дальнего Востока начали перебрасываться на западное направление с первого дня войны.
.
Главная дорога страны в 1941-м
.
На магистрали был введен воинский график движения поездов, согласно которому до минимума сокращалось пассажирское движение и приоритет отдавался армейским эшелонам. Последние следовали по жесткому графику. Для увеличения пропускной способности дороги практиковалось одностороннее движение, скоростное формирование и вождение составов.
.
С 22 июня по 5 декабря 1941 года на фронт из глубины страны были срочно переброшены 18 стрелковых и танковых дивизий общей численностью более 120 тысяч человек. Кроме того, железнодорожники Транссиба доставили за этот срок по назначению более двух тысяч орудий и минометов, свыше двух тысяч танков и 12 тысяч автомашин.
.
В обратную сторону перевозились эвакуируемые люди и материальные ценности, в том числе промышленные станки и продовольствие. С июля по ноябрь 1941 года в восточные регионы СССР было перебазировано 1532 крупных оборонных предприятий. В первый год войны Транссибирская магистраль работала с большим перегрузом, но справилась с поставленными задачами.
.
Обеспечивая победу над старым врагом
.
В 1945 году Транссиб вновь был активно задействован в армейских перевозках, но уже в противоположную сторону. После разгрома нацистской Германии пришел черед ее союзницы, Японии. И вновь великая Сибирская дорога стала основной трассой для переброски войск и техники.
.
С апреля по сентябрь 1945 года по Транссибирской магистрали прошли 1692 эшелона. Это позволило Красной армии оперативно передислоцировать к местам будущих сражений до миллиона солдат и офицеров.
.
При этом добротно построенная российскими строителями КВЖД сослужила добрую службу советским танкистам – во время затяжных тропических дождей боевые машины с красными звездами зачастую могли двигаться вперед только по насыпи железнодорожного полотна.
.
Транссибирская магистраль и сейчас, несмотря на появление БАМ, является основной железнодорожной дорогой России, исправно работая на благо людей и страны.