Молодёжь на защите русской словесности

Молодёжь на защите русской словесности
На Троицу, 19 июня, в зале Исторического парка ВДНХ состоялось заседание Молодёжного отделения Общества Русской Словесности.
Создание такого дочернего отделения стало эхом на прошедший 26 мая Первый съезд Общества Русской словесности, который возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как было сказано Святейшим о роли учреждения подобного общества, «речь идёт о гуманитарном измерении нашей жизни, личности, общества, государства, а гуманитарное измерение есть часть духовной ответственности Церкви».
.
Инициаторами  учреждения молодёжного отделения стал патриарший Совет по культуре и Союз писателей России в лице молодых его представителей. Отрадно, что идея эта встретила живой отклик епископа Тихона (Шевкунова) и его славной молодёжной команды семинаристов Сретенской духовной семинарии.
.
Созданное Общество призвано собрать и объединить молодёжь для участия в решении проблем, касающихся филологического образования в школах и вузах, для сохранения ведущей роли изучения русского языка и литературы как предметов, формирующих личность человека. Молодёжное отделение общества русской словесности также должно стать связующим звеном между писателями и школьниками, осуществлять работу студентов филологических факультетов со школьниками, проводить опросы, организовывать Круглые столы и кинопоказы литературной тематики.
.
В работе Общества приняли участие студенты исторических и филологических отделений ведущих вузов Москвы: МГУ, МГЛУ, РГГУ, Литературного института им. А.М. Горького, Института русского языка им. А.С. Пушкина. Темы прозвучавших выступлений: «Русская классика и судьба Отечества», «Русская словесность как лекарство от бессловесия», «Роль личности Учителя в изучении истории и литературы», «Актуальна ли русская классика сегодня, и каким должен быть современный преподаватель литературы?», «Проблема актуальности русской классической литературы глазами иностранцев» и другие.
.
Студент III курса исторического факультета МГУ Артём Носов и выпускник этого факультета, мл. научн. сотрудник Института славяноведения РАН Александр Дронов рассказали о том, какой клад для историка представляет русское литературное наследие. А студенты Института истории и политики МПГУ Александр Слученков и Андрей Яковенко обратились к теме художественной литературы как исторического источника.
.
Обсуждалась в основном тема актуальности русской классики. Студенты разных вузов провели опросы и выяснили, что классику любят и читают около 80% школьников и студентов.
.
Студент из Нигерии Эзех Альфонсус Оньека, с восторгом говоривший о Пушкине на очень хорошем русском языке, заметил, что часто слышит, как русский язык засорён сленгом и словами-паразитами, как русские люди порой не могут выразить свою мысль. «А я могу», – радостно добавил он. Как за него не порадоваться? И как не опечалиться за нас?
.
Ещё на заседании Общества русской словесности 26 мая Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил низкие результаты ЕГЭ, прежде всего по русскому языку и литературе и то, что наша страна ныне стоит на 35 месте по количеству читающих людей в мире, чего не было в самые тяжёлые для страны годы. А студенты молодёжного крыла Общества в ходе ещё одного проведённого ими опроса, выяснили, что 67% студентов отрицательно относятся к проводимым реформам образования. Говорили они и о том, что наши СМИ, особенно Телевидение, не откликаются на духовные поиски эпохи и не отражают реальной жизни современности.
.
Следует сказать, что за последние двадцать пять лет мы потеряли не только профессионализм в отечественной гуманитарной сфере, но и значительную часть русских людей, лишённых, к примеру, в Прибалтике и на Украине, возможности получать полноценные знания русской словесности, а, значит, и русской культуры. Не забуду горькое замечание моего украинского коллеги по поводу школьной программы по литературе в русском учебнике: «Представьте, что школьники на Украине лишены всего этого богатства».
.
Эти и другие мысли всколыхнуло заседание Общества русской словесности, которое вскоре может встать вровень с Русским историческим, Русским географическим обществами. Молодёжь, организовавшая своё отделение Общества, не выпущена в свободное плавание. Ею руководят, её поддерживают ведущие специалисты в области словесности. На прошедшем заседании выступили: профессор, доктор филологических наук, ведущий программы «Живое слово» на телеканале «Культура» Владимир Иванович Аннушкин; прозаик, секретарь Правления Союза писателей России, лауреат многих престижных Всероссийских премий по литературе Василий Владимирович Дворцов; профессор, доктор филологических наук Александр Николаевич Ужанков, напомнивший, что русская литература, как ни одна литература в мире, создана святыми, начиная от древнерусских произведений.
.
Писатель, сопредседатель Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин в своём выступлении напомнил молодёжи, что мы победили в страшных войнах, защищая свои святыни, к которым относится и русское слово. Писатель призвал молодёжь думать о том, на кого мы оставим Россию, смогут ли защитить русское слово грядущие поколения.
.
Для того, чтобы начать действовать, необходимо понять, что уже произошло. Профессор, доктор педагогических наук, председатель Федеральной предметной комиссии по литературе в системе ЕГЭ Сергей Александрович Зинин обозначил цепочку потерь в филологическом образовании: программа по литературе – сочинение – часы на изучение предмета (в годы Великой Отечественной войны русская литература преподавалась 6 часов в неделю, сегодня 3 – 4 часа). С.А. Зинин затронул также профессиональные проблемы преподавания литературы из опыта своих коллег, когда учитель, предположим, не мог изучать Маяковского или школьники требовали отмены изучения «Поднятой целины», ибо не могли мириться с расхождением описанного в этом произведении с исторической правдой. Это всё – предмет для изучения и выявления объективной точки зрения, в которых должны участвовать не только профессиональные словесники, но и будущие филологи. По мысли доктора филологических наук, профессора В.Ю. Троицкого, нельзя допустить подмены базовых ценностей и утраты, разрушения канона.
.
Если Общество русской словесности призвано решать, хотя бы обозначать, проблемы реформирования образования, тогда мы должны в первую очередь зафиксировать утраты школьного преподавания литературы и, по мысли профессора ИМЛИ В.Ю. Троицкого, восстановить разрушенное: объём литературной программы, преемственность произведений, историю литературы.
.
В этом ряду надо отметить, что необходима правительственная поддержка «толстых» литературных журналов, которые в XIX и XX вв. формировали мировоззрение и культуру русского общества. Но параллельно с этой поддержкой необходимо и повышение профессионального уровня авторов и редакторов этих журналов.
.
Среди выступающих были также представитель Профсоюзного совета молодых педагогов Ефимова О.В., кандидат филолог. наук, руководитель «Клуба прозаиков» студентов и выпускников Литературного института им. Горького Анастасия Чернова и молодые писатели и поэты Василий Попов и Андрей Тимофеев, с чьей идеи и началась организация Молодёжного отделения Общества русской словесности.
.
Много прозвучало реплик из зала. Педагоги говорили о невозможности работать творчески в тисках административных обязательств, родители просили объяснить, почему список книг для школьного чтения на лето содержит произведения агрессивного и даже суицидального характера, библиотекари били тревогу по поводу того, что в настоящее время только в Москве закрываются десятки библиотек.
.
Но узнали мы и о конструктивных шагах на пути сохранения и изучения русской словесности. Допустим, при МГУ бесплатно работает Школа юного филолога, во многих регионах России, а также в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Киргизии, Казахстане проходит конкурс юных чтецов «Живая классика». Могу добавить, что Фонд им. М.Ю. Лермонтова издал в 2014 г. сборник одного стихотворения поэта «Выхожу один я на дорогу» на 45 языках мира, и в течение всего лермонтовского 2014 года председатель Фонда драматург и поэт Анатолий Парпара проводил литературные встречи на разных площадках от Калининграда до Чечни, где школьники читали Лермонтова на своих национальных языках.
.
Координатор Молодёжного исторического форума, выпускник Исторического факультета МГУ, студент Сретенской духовной семинарии Константин Белый заметил, что на фоне того, как непродуманно убираются с филологических отделений вузов история фольклора и церковнославянский язык, они, семинаристы, изучают эти дисциплины в полном объёме. Ряд подобных созидательных частных и общественных инициатив можно продолжить.
.
Основная проблема, которая стоит не только перед Обществом русской словесности, но и перед всем русским обществом, как отметил писатель Василий Дворцов, много работающий с литературными конкурсами по всей России и знающий современный литературный мир, заключается в разрыве поколений. «Всякая цивилизация имеет литературную основу, – отметил он в своём выступлении, – не может быть человеческого мира вне литературы. За пределами литературы возникает нечто стихийное, природное, демоническое, но не человеческое». По мысли Василия Дворцова, учителя и школьники не любят литературу потому, что для них не раскрывается её духовная основа. Второй проблемой непонимания и нелюбви литературы он обозначил то, что у нас до сих пор отсутствует объективная история литературы: по течениям, направлениям, школам.
.
Отрадно, что много думающих, интересных девчонок и ребят хотят знать русскую литературу, русскую историю. Может, ещё не всё потеряно, и «племя молодое незнакомое» встанет вровень с теми, кто воспринимал и понимал СЛОВО как понятие не только высокое, но и святое.
Ирина УШАКОВА
Фото Григория Алмазова
На Троицу, 19 июня, в зале Исторического парка ВДНХ состоялось заседание Молодёжного отделения Общества Русской Словесности.
Создание такого дочернего отделения стало эхом на прошедший 26 мая Первый съезд Общества Русской словесности, который возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как было сказано Святейшим о роли учреждения подобного общества, «речь идёт о гуманитарном измерении нашей жизни, личности, общества, государства, а гуманитарное измерение есть часть духовной ответственности Церкви».
.
Инициаторами  учреждения молодёжного отделения стал патриарший Совет по культуре и Союз писателей России в лице молодых его представителей. Отрадно, что идея эта встретила живой отклик епископа Тихона (Шевкунова) и его славной молодёжной команды семинаристов Сретенской духовной семинарии.
.
Созданное Общество призвано собрать и объединить молодёжь для участия в решении проблем, касающихся филологического образования в школах и вузах, для сохранения ведущей роли изучения русского языка и литературы как предметов, формирующих личность человека. Молодёжное отделение общества русской словесности также должно стать связующим звеном между писателями и школьниками, осуществлять работу студентов филологических факультетов со школьниками, проводить опросы, организовывать Круглые столы и кинопоказы литературной тематики.
.
В работе Общества приняли участие студенты исторических и филологических отделений ведущих вузов Москвы: МГУ, МГЛУ, РГГУ, Литературного института им. А.М. Горького, Института русского языка им. А.С. Пушкина. Темы прозвучавших выступлений: «Русская классика и судьба Отечества», «Русская словесность как лекарство от бессловесия», «Роль личности Учителя в изучении истории и литературы», «Актуальна ли русская классика сегодня, и каким должен быть современный преподаватель литературы?», «Проблема актуальности русской классической литературы глазами иностранцев» и другие.
.
Студент III курса исторического факультета МГУ Артём Носов и выпускник этого факультета, мл. научн. сотрудник Института славяноведения РАН Александр Дронов рассказали о том, какой клад для историка представляет русское литературное наследие. А студенты Института истории и политики МПГУ Александр Слученков и Андрей Яковенко обратились к теме художественной литературы как исторического источника.
.
Обсуждалась в основном тема актуальности русской классики. Студенты разных вузов провели опросы и выяснили, что классику любят и читают около 80% школьников и студентов.
.
Студент из Нигерии Эзех Альфонсус Оньека, с восторгом говоривший о Пушкине на очень хорошем русском языке, заметил, что часто слышит, как русский язык засорён сленгом и словами-паразитами, как русские люди порой не могут выразить свою мысль. «А я могу», – радостно добавил он. Как за него не порадоваться? И как не опечалиться за нас?
.
Ещё на заседании Общества русской словесности 26 мая Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил низкие результаты ЕГЭ, прежде всего по русскому языку и литературе и то, что наша страна ныне стоит на 35 месте по количеству читающих людей в мире, чего не было в самые тяжёлые для страны годы. А студенты молодёжного крыла Общества в ходе ещё одного проведённого ими опроса, выяснили, что 67% студентов отрицательно относятся к проводимым реформам образования. Говорили они и о том, что наши СМИ, особенно Телевидение, не откликаются на духовные поиски эпохи и не отражают реальной жизни современности.
.
Следует сказать, что за последние двадцать пять лет мы потеряли не только профессионализм в отечественной гуманитарной сфере, но и значительную часть русских людей, лишённых, к примеру, в Прибалтике и на Украине, возможности получать полноценные знания русской словесности, а, значит, и русской культуры. Не забуду горькое замечание моего украинского коллеги по поводу школьной программы по литературе в русском учебнике: «Представьте, что школьники на Украине лишены всего этого богатства».
.
Эти и другие мысли всколыхнуло заседание Общества русской словесности, которое вскоре может встать вровень с Русским историческим, Русским географическим обществами. Молодёжь, организовавшая своё отделение Общества, не выпущена в свободное плавание. Ею руководят, её поддерживают ведущие специалисты в области словесности. На прошедшем заседании выступили: профессор, доктор филологических наук, ведущий программы «Живое слово» на телеканале «Культура» Владимир Иванович Аннушкин; прозаик, секретарь Правления Союза писателей России, лауреат многих престижных Всероссийских премий по литературе Василий Владимирович Дворцов; профессор, доктор филологических наук Александр Николаевич Ужанков, напомнивший, что русская литература, как ни одна литература в мире, создана святыми, начиная от древнерусских произведений.
.
Писатель, сопредседатель Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин в своём выступлении напомнил молодёжи, что мы победили в страшных войнах, защищая свои святыни, к которым относится и русское слово. Писатель призвал молодёжь думать о том, на кого мы оставим Россию, смогут ли защитить русское слово грядущие поколения.
.
Для того, чтобы начать действовать, необходимо понять, что уже произошло. Профессор, доктор педагогических наук, председатель Федеральной предметной комиссии по литературе в системе ЕГЭ Сергей Александрович Зинин обозначил цепочку потерь в филологическом образовании: программа по литературе – сочинение – часы на изучение предмета (в годы Великой Отечественной войны русская литература преподавалась 6 часов в неделю, сегодня 3 – 4 часа). С.А. Зинин затронул также профессиональные проблемы преподавания литературы из опыта своих коллег, когда учитель, предположим, не мог изучать Маяковского или школьники требовали отмены изучения «Поднятой целины», ибо не могли мириться с расхождением описанного в этом произведении с исторической правдой. Это всё – предмет для изучения и выявления объективной точки зрения, в которых должны участвовать не только профессиональные словесники, но и будущие филологи. По мысли доктора филологических наук, профессора В.Ю. Троицкого, нельзя допустить подмены базовых ценностей и утраты, разрушения канона.
.
Если Общество русской словесности призвано решать, хотя бы обозначать, проблемы реформирования образования, тогда мы должны в первую очередь зафиксировать утраты школьного преподавания литературы и, по мысли профессора ИМЛИ В.Ю. Троицкого, восстановить разрушенное: объём литературной программы, преемственность произведений, историю литературы.
.
В этом ряду надо отметить, что необходима правительственная поддержка «толстых» литературных журналов, которые в XIX и XX вв. формировали мировоззрение и культуру русского общества. Но параллельно с этой поддержкой необходимо и повышение профессионального уровня авторов и редакторов этих журналов.
.
Среди выступающих были также представитель Профсоюзного совета молодых педагогов Ефимова О.В., кандидат филолог. наук, руководитель «Клуба прозаиков» студентов и выпускников Литературного института им. Горького Анастасия Чернова и молодые писатели и поэты Василий Попов и Андрей Тимофеев, с чьей идеи и началась организация Молодёжного отделения Общества русской словесности.
.
Много прозвучало реплик из зала. Педагоги говорили о невозможности работать творчески в тисках административных обязательств, родители просили объяснить, почему список книг для школьного чтения на лето содержит произведения агрессивного и даже суицидального характера, библиотекари били тревогу по поводу того, что в настоящее время только в Москве закрываются десятки библиотек.
.
Но узнали мы и о конструктивных шагах на пути сохранения и изучения русской словесности. Допустим, при МГУ бесплатно работает Школа юного филолога, во многих регионах России, а также в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Киргизии, Казахстане проходит конкурс юных чтецов «Живая классика». Могу добавить, что Фонд им. М.Ю. Лермонтова издал в 2014 г. сборник одного стихотворения поэта «Выхожу один я на дорогу» на 45 языках мира, и в течение всего лермонтовского 2014 года председатель Фонда драматург и поэт Анатолий Парпара проводил литературные встречи на разных площадках от Калининграда до Чечни, где школьники читали Лермонтова на своих национальных языках.
.
Координатор Молодёжного исторического форума, выпускник Исторического факультета МГУ, студент Сретенской духовной семинарии Константин Белый заметил, что на фоне того, как непродуманно убираются с филологических отделений вузов история фольклора и церковнославянский язык, они, семинаристы, изучают эти дисциплины в полном объёме. Ряд подобных созидательных частных и общественных инициатив можно продолжить.
.
Основная проблема, которая стоит не только перед Обществом русской словесности, но и перед всем русским обществом, как отметил писатель Василий Дворцов, много работающий с литературными конкурсами по всей России и знающий современный литературный мир, заключается в разрыве поколений. «Всякая цивилизация имеет литературную основу, – отметил он в своём выступлении, – не может быть человеческого мира вне литературы. За пределами литературы возникает нечто стихийное, природное, демоническое, но не человеческое». По мысли Василия Дворцова, учителя и школьники не любят литературу потому, что для них не раскрывается её духовная основа. Второй проблемой непонимания и нелюбви литературы он обозначил то, что у нас до сих пор отсутствует объективная история литературы: по течениям, направлениям, школам.
.
Отрадно, что много думающих, интересных девчонок и ребят хотят знать русскую литературу, русскую историю. Может, ещё не всё потеряно, и «племя молодое незнакомое» встанет вровень с теми, кто воспринимал и понимал СЛОВО как понятие не только высокое, но и святое.
.
Фото Григория Алмазова
5
1
Средняя оценка: 2.63636
Проголосовало: 308