Николай Павлович: Схватка идеализма с либерализмом

«Император Николай Павлович был русским человеком в лучшем смысле этого слова… Он любил Россию горячо и страстно, служил ей с беззаветной ревностью и самоотвержением»

.

С.С.Татищев, «История социально-революционного движения в России»

.

«Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей.

И все дела твои, и добрые, и злые –

Всё было ложь в тебе, всё – призраки пустые.

Ты был не царь, а лицедей»

.

Ф.Тютчев

.

«Дон-Кихот самодержавия»

.

А.Ф.Тютчева - фрейлина двора

.

Пустые призраки? Ну, давайте бросим взгляд на Красную площадь Москвы – что там до сих пор действительно (т.е. действует)

.

Первым делом, конечно, увидится собор Покрова-на-рву, чудо наше многоглавое и многоцветное. И пусть Наполеон назвал его мечетью, пусть Горбачёв уверял Рейгана, что «за этот собор царь зодчим глаза выколол» (по телевизору было слышно!), пусть сами москвичи считают, что это всё построено ради одного дурачка местного – «Васьки-блаженного» - всё равно радует сердце! Нигде больше на планете такой рукотворной радуги нет!

.

Но в культуре главное не эстетические ценности, а динамические – которые побуждают не к созерцанию, а к действию. Да, красиво начиналась эпоха Иоанна Грозного – когда уничтожили разбойное «Казанское ханство» (1438-1552 гг.), когда созвали первый русский парламент – Земский собор (1552 г.), когда правитель Руси принял на себя «восьмое таинство» - помазание на царство в знак личной ответственности перед Господом за весь народ… Но и сотни лет не прошло, как рухнуло всё это царство в тартарары, и проклятым назвали его современники (а уж что наговорили потомки!) – и тогда около чудесного Покрова явилась другая культурная ценность, гораздо меньше по размерам – памятник «гражданину Минину и князю Пожарскому». Как знак вечного союза русского народа и Русского государства: когда князь изнеможет в борьбе – придёт на помощь народ и поднимет государство с колен.

.

Памятник тот в 1818 году поставил уроженец Полтавы Иван Петрович Мартос. Но не прошло и ста лет – в 1917 г. предал народ государство, и воцарился напротив Покрова подзаборный «интернационал» во главе с мавзолеем, который сегодня «ни проглотить, ни выплюнуть». Потому что и его предали, как предают всякую отжившую эпоху…

.

Но выше того подзаборного царства «победившего пролетариата», да и выше Кремля (и как-то, кажется, даже выше покровского многоцветья) заметно другое сооружение – Большой Кремлёвский дворец, огромные залы которого используются для государственных приёмов и других церемоний подобного уровня. А сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации. И построен он в 1838 – 1849 гг. по повелению государя Николая Павловича.

.

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, построенного в 1849 году Константином Тоном, в XIX веке считался главным в анфиладе парадных помещений, посвященных главным орденам Российской империи. Андреевский зал, прославляет орден Святого Андрея Первозванного, самый первый российский орден, учрежденный Петром I в 1699 году. Десять золоченых пилонов зала и позолоченные двери украшают цепи и кресты из символики ордена. В конце зала – три тронных места с горностаевым пологом над ними, над окнами – гербы российских губерний.

.

Его общая площадь – 25 000 кв. м. Но гораздо больше (82 тысячи кв.м. c внутренним двором) занимает Старый гостиный двор, восстановленный тоже во времена Николая Павловича на пепелище 1812 года. Именно здесь был оборудован недавно телецентр, откуда Путин общался, отвечая на вопросы, со всем народом РФ. Интересно?

.

Но ещё важнее для России то, что такие дворы (творение великого русского архитектора Осипа Ивановича Бове, восстановившего не только Большой театр, но и всю сгоревшую Москву) были установлены в то же «первониколаевское» время во всех губернских городах России. И до сих пор функционируют по прямому назначению.

.

И не только гостиные дворы, но и административные центры во всех крупных городах – от Петербурга до Одессы. Пресловутая «Потёмкинская лестница» (на которой Эйзенштейн снимал свой подлый фильм о «пролетарском броненосце») на самом деле называлась Николаевской. Ибо ею кончался великолепный, до сих пор существующий Николаевский проспект. Правда, под другим уже названием.

.

(Прошу прощения – ещё одна пикантная подробность: знаменитая «башня Гедимина» в Вильнюсе – на самом деле новодел 1920- х годов. А построена на месте … вышки первониколаевского оптического телеграфа, который к 1855 г уступил место телеграфу электрическому)

.

И это ещё не самый крупный анекдот о диалектике истории. А вот стоит в Москве, чуть поодаль от Кремля, храм Христа Спасителя, творение К.А. Тона, которого Николай Павлович назвал своим другом. Заложили этот огромный собор в 1839 г., в марте-1855 г. скончался от пневмонии (не отравился! – как утверждают подлецы) император Николай, в 1881 г. – Константин Андреевич, до самой смерти работавший над обликом и убранством храма, который был освящён лишь при внуке Николая (в 1883 г). А спустя 48 лет был взорван под весёлый крик: «Задерём подол России-матушке!» Ибо на его месте задумано было воздвигнуть «Дворец Советов», увенчанный башней, на которой стояла бы фигура Ленина, достающая рукой до облаков (такой вариант библейской Вавилонской башни). Но увы – сумели лишь вырыть на том месте котлован, который в 60-е годы решено было переоборудовать под плавательный бассейн. И только когда стало понятно, что жизнь на планете Земля - уникальное явление в Солнечной системе (а то, может, и в нашей галактике), решили тот храм восстановить. Ну и, как говорили ещё при императоре Тиберии, Христос воскресе.

.

Да и не только храмы. До сих пор исправно действуют и железные дороги, строившиеся инженерами Николая I (он, кстати, и сам имел инженерное образование), правда, уже в других государствах (кроме Царскосельской и Московско-петербургской), и даже речные пути. Но самый большой памятник первониколаевский эпохи - отнюдь не пути сообщения. А так называемый «Золотой век русской литературы», авторы которого (кроме разве что Чехова) либо завершали, либо начинали свой творческий путь именно в эпоху Николая Павловича. Начиная с Карамзина, который ещё увидел восстание декабристов («Я, мирный историограф, алкал пушечных громов») и кончая, наверное, Львом Толстым – интереснейшим явлением русской культуры, которое до сих пор ещё не исследовано до конца и честно.

.

И вот здесь обнаруживается парадокс: значительная часть этих писателей выступила решительно против государства, в котором они возникли, и против государя. Причём ненависть эта ещё в день принесения народной присяги (14 декабря) была уже ориентирована на убийство (Рылеев Каховскому: «Любезный друг! Ты сир на сей земле, должен жертвовать собой для общества. Убей императора!»), а дальше пышно расцветала самыми разными формами клеветы и подлости, вплоть до придуманных Л. Толстым «специальных кабинетов», где царь «принимал женщин». В этом диапазоне – и пропаганда Герцена (на деньги Ротшильда), и щедринский идиот, одержимый «маршем вперёд» (идея прогресса, которую стали проповедовать именно в первониколаевскую эпоху), и чаадаевская парадигма «русского византийства» (в связи курсом первониколаевского государства на Ближний Восток), и просто «Как сладостно отчизну ненавидеть \ и жадно ждать её уничтоженья» - В.С.Печерин.

.

Историки объясняют эту ненависть реакцией «свободолюбцев» на культ самодержавия и крепостничества в годы Николая Павловича. Культ, что и говорить, был жёсткий: тут и знаменитая «уваровская триада» («православие-самодержавие-народность»), и «национальный интерес» в отношении Гроба Господня (что и привело к злополучной «Восточной войне»), и роль «Жандарма Европы» (что, заметим, не спасло от молниеносного десанта в Крыму, когда Британия сочла в опасности свою «сферу влияния»). Но при всех этих фактах и факторах примечательно, что на Николая не было ни одного покушения, а вот на его сына – либерала, Царя-Освободителя, вдохновителя и руководителя целой эпохи реформ – покушения совершались чуть ли не каждый год и закончились убийством, которое организовала дочь петербургского губернатора.

.

Мне думается, что в этом клубке поистине безумной ненависти видится сама сущность либерализма: прикрываясь словесами о врождённой любви человека к свободе и о правах человека на «свободу», он просто, как дьявол, ненавидит всё, что строит человек: государство, общественный строй, саму общественную мораль… Не случайно ведь сегодня либерализм проповедует кровосмешение и однополую любовь, посягая на базовые принципы биологического бытия человека. И вводит сумасшедшие понятия «родитель-1» и «родитель-2» - хотя ребёнку прежде всего необходима МАТЬ, а затем и ОТЕЦ (а позднее дедушка и бабушка – поскольку наследственность передаётся через поколение). Я прошу прощения за отклонение от темы борьбы российского императора с либералами, - но и его борьба протекала в том же русле, что и наша. Включая сегодняшнюю драму на Ближнем Востоке – тоже традиционную для христианства.

.

Последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание, - на злосчастную Восточную войну. Не приписывайте её императорской шизофрении: точно такая же война в IV веке до н.э. случилась у Афин со Спартой после победы афинян над персидским нашествием. Через сорок, что ли, лет после битвы под Платеями – уже не помню. Во всяком случае, наша «перестройка» началась аккуратно через сорок лет после 1945 года – как и Крымская после 1812-го. Мораль: не засиживайся на лаврах, кто-нибудь да позавидует.

5
1
Средняя оценка: 2.65182
Проголосовало: 247