Герой России – прототип знаменитой скульптуры

11 февраля  - 130 лет со дня рождения русского советского художника, скульптора-монументалиста Ивана Дмитриевича  Шадра

.

В конце марта 1941 года у широкого окна большой палаты правительственного санатория "Барвиха" можно было видеть укутанного одеялом сидящего в кровати, опираясь на подушки, исхудавшего человека с пронзительным взглядом сверкающих глаз. Лицо его откликалось улыбкой на ласкающие лучи уходящего дня.

.

14 января в больнице имени Склифосовского по поводу массивного рака желудка и нижней трети пищевода его оперировал знаменитый профессор Сергей Сергеевич Юдин. Операция под местным обезболиванием длилась 4 часа 15 минут и хирургически была выполнена безупречно. Пациент держался с редким мужеством, хотя ему удалили весь желудок и часть пищевода.

.

Через 10 дней после операции для восстановления сил его перевезли в санаторий. К сожалению, на 14-й день быстро развилась пневмония, а вслед за ней и сепсис. До 3 раз в день температура повышалась свыше 40 С, мучил кашель, озноб, проливной пот. Совсем не хотелось есть.

.

Понимая, что жизнь уходит, Иван Дмитриевич Иванов с мудрой грустью любовался всеми красками заката и перебирал в памяти наиболее интересные эпизоды своей 54-летней жизни.

.

***

.

Родился он в семье потомственного плотника 30 января (11 февраля по новому стилю) 1887 года в нынешней Курганской области России. Его родной городок Шадринск расположился в 150 км к северо-западу от Кургана, на левом берегу сибирской реки Исеть, притока Тобола.

.

Отец его в душе был большим художником, смотревшим в мир изумлёнными глазами, боготворившим всякую травинку, цветок, пичужку и ощущавшим природу как великое сказочное царство. Под стать ему подобралась бригада плотников, которые могли срубить избу, поставить баньку, выстроить часовню или церковь. А наличники, ставни, крыльцо перила разукрашивали такой затейливой резьбой, что сработанное их руками воспринималось красивой детской игрушкой. Всё это требовало времени, поэтому заказчики, зная слабость бригады, порой специально оговаривали в договоре, что за украшательство платить не будут – пусть, дескать, плотники, если хотят, делают эту работу, но за свой счёт.

.

С ранней весны и до поздней осени отца в доме не было. Семья жила очень бедно, постоянно нуждалась.

.

После нескольких лет учёбы в школе Ваню для помощи семье отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых. Пришлось ему хлебнуть лиха сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. Ужасные условия труда и быта, полуголодное существование, грязь, унижение, постоянная  грубость, побои довели мальчишку до крайности. Он просто убежал, куда глаза глядят. В конце дня совершенно случайно  набрёл на здание художественно-промышленной школы, где оказалась вакансия из-за болезни одного из её учеников. Без всякой подготовки Ваня Иванов успешно выдержал конкурсный экзамен по рисунку, оставив за порогом школы ещё двадцати четырёх  претендентов.

.

Четыре года, с 1903 по 1907, он учился у известного скульптора Т.Залькална, получившего позже за свое творчество в советское время звание народного художника СССР.

.

После окончания художественно-промышленной школы  летом 1907 года вместе со своим сокурсником и приятелем Петром Дробышевым Иван Иванов отправился странствовать. Их мечтой было побывать в тех же местах, которые в своё время обошёл Максим Горький. Они побывали на Каме, Волге, Дону, на Кавказе, на Украине, в Москве. И уже один Иван добрался до Петербурга.

.

Он мечтал поступить в Академию художеств, но провалил экзамен по рисунку. К сожалению, по этому предмету подготовка в Екатеринбургской школе была недостаточной. Остаться осенью одному в столичном городе без жилья, продуктов и денег -- это было серьёзное испытание. И тогда Иванов пошёл наниматься на любую работу в Александринский театр, где судьба свела его с добрыми и отзывчивыми людьми.

.

Природа щедрой рукой одарила Ивана талантами. Яркая внешность, благородная осанка, красивый голос, музыкальный слух, умение играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и легко двигаться по сцене, способность слушать партнёра и держать паузу -- все эти данные для превращения в незаурядного драматического актёра у него были. Он знал много стихов, басен, сказок и великолепно читал их. У него был от природы поставленный оперный голос -- красивый баритональный бас, напоминавший своей окраской голос Шаляпина. Он владел плотницким инструментом и мог построить декорацию и расписать её масляными красками. Наконец, он лепил, страстно мечтал стать скульптором, а потому безошибочно ощущал трехмерное пространство и художнически ориентировался в нём.

.

Его приняли на высшие драматические курсы под руководством В.Н.Давыдова и помогли поступить в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где он учился всего один год, с 1907 по 1908.

.

В эту же пору кто-то из друзей посоветовал ему вместо заурядно-безликого сочетания Иван Иванов придумать звучный псевдоним, который своей краткостью и выразительностью сразу привлекал бы внимание и запоминался. Размышления нескольких дней помогли. Так родился псевдоним Шадр -- основа, сокращённое название родного сибирского города.

.

После рисовальной школы была двухлетняя полунищенская-полубогемная жизнь в театре, где Шадр строил и расписывал декорации и с успехом выступал в драматических спектаклях, выездных концертах.

.

Однако знаменитый актёр В.Н.Давыдов сумел распознать в юноше подлинную страсть и главное дело его жизни, подсмотрев, с какой вдохновенной самоотдачей Шадр выстраивал, живописал декорации и лепил из глины и гипса статуи, которые требовались для интерьера сцены в одном из спектаклей.

.

По предложению всё того же Давыдова актёры Александринки сложились деньгами и благословили 23-летний талант на длительную поездку во всемирную Мекку искусств -- Париж. Кроме того, небольшие средства на поездку выдала Ивану Дмитриевичу Шадринская городская управа по ходатайству актёров В.Н.Давыдова, М.Е.Дарского, В.Е.Петрова, художников И.Е.Репина, Н.К.Рериха и других.

.

Два академических года (1910 - 1912) Шадр учился в Париже на Высших муниципальных курсах скульптуры и рисования и в Academie de la Grande Chaumier, где преподавал Э.А.Бурдель. Имеются также сведения о занятиях Шадра в течение месяца в мастерской Огюста Родена. В Риме он посещал Институт изящных искусств и Английскую академию, много времени проводил в музеях и изучал архитектурные и парковые ансамбли "Вечного" города. Искусство прошлого увлекало Шадра целостностью стиля и мощью монументально-синтетических форм.

.

Как и многие художники того времени, Шадр, чувствуя упадок современного монументального искусства, мечтал о его возрождении. Иван Дмитриевич мучительно искал собственный путь в искусстве скульптуры. Увиденное в Париже и Риме будоражило воображение и побуждало непрерывно трудиться. Он давно уже ощущал в себе силы и способность к незаурядному пластическому выражению. Он мечтал, чтобы его работы передавали и реалистическую глубину образа, и её романтическую приподнятость, и то лаконичное обобщение, которое возвышает яркую индивидуальность конкретной модели до уровня символа.

.

Вернувшись в Россию, Шадр не только работал как скульптор и мастер-созидатель. Большое знание жизни и трепетная любовь к делу выделяли его как личность с первых же минут знакомства. Это быстро привлекло к нему внимание профессионалов. Его пригласили на преподавательскую работу.

.

"Он не читал лекций, -- рассказывал в своих воспоминаниях о Шадре скульптор В.Е.Цигаль, -- он давал уроки красоты. Однажды в классе у нас, молодых скульпторов, была поставлена модель. Обычная, привычная для всех модель обнаженной натурщицы, уже казавшаяся надоевшей и скучной. Но присутствовавший на этом уроке Шадр сделал из него творческий праздник. Он не только работал вместе с нами, уча нас виртуозному владению инструментом, но делился с нами своими замыслами, своими идеями. -- Вы просто представьте себе человека, -- говорил он, -- но представьте его возвышенно. Вспомните, как из листьев поднимается цветок, вглядитесь, как красиво вырастает голова из грудной клетки".

.

***

.

Но мы забежали вперёд. Слова, приведённые выше, будут сказаны В.Е.Цыгалём 26 апреля 1971 года в Москве, на вечере памяти И.Д.Шадра, через 30 лет после его смерти. Их можно прочитать в стенограмме вечера.

.

...Многое перебирал в своей памяти и со многим мысленно прощался угасавший в Барвихе скульптор. Он знал, что умирает. Последними его работами, которые он тайно от друзей закончил в свой мастерской задолго до операции, было собственное надгробие и скорбный портрет жены с застывшей крупной слезой...

.

Иван Дмитриевич Шадр был человеком, точно вписавшимся в историю своего отечества. Живой ум и мастеровитые руки его с вдохновением откликались на самые важные события. За всеми созданными им произведениями воистину "дум высокое стремленье".

.

На его глазах развёртывалось выполнение первого (1929 - 1932) и второго (1933 - 1937) пятилетних планов развития народного хозяйства страны. Он был свидетелем правительственных постановлений "О Московском городском хозяйстве и развитии городского хозяйства СССР (июнь 1931) и "О генеральном плане реконструкции г. Москвы (10 июля 1935). В конце 1932 года началось строительство 128-километрового канала Москва-Волга.

.

Генеральный план развития Москвы намечал ограничение роста населения города до 5000000 человек, расширение территории с 28500 до 60000 гектаров за счёт юго-западного района города, создание за её пределами 10-километровой  лесопарковой защитной зоны. Ставилась задача привести в порядок парки и использовать волжскую воду для обводнения. Создание канала решало проблему водоснабжения города, превращало реку Москву в полноценную полноводную транспортную магистраль. Москва становилась крупным речным портом, связанным сразу с тремя морями: Белым, Балтийским, Каспийским. Появлялась возможность самым дешёвым способом везти в Москву лес, строительные материалы, нефть, продовольствие, промышленные товары.

.

Набережные Москвы-реки надо было превратить в основную магистраль города, облицевать их гранитом, устроить  по ним широкие озеленённые проезды и застроить их новыми современными домами. Предусматривались  значительные работы по расширению улиц, площадей, пробивке новых магистралей, по реконструкции площадей перед вокзалами, бульварного, Садового колец и создания нового, третьего кольца, по бывшему Камер-Коллежскому валу.

.

Задуманная перепланировка жилых кварталов должна была привести к их укрупнению с одновременным превращением жилья "коммуналок" в отдельные квартиры. Намечалось разуплотнение существующей в городе застройки и доведение её до столичной нормы.

.

Наряду с огромными задачами по новому строительству и реконструкции старого жилищного фонда планировалось большое строительство новых школ, больниц, детских учреждений. Для удобства москвичей предусматривалось вынесение за черту города предприятий с профвредностью и товарных сортировочных станций, развитие водоснабжения и канализации, постройка 11 новых мостов, способных пропускать под собой большие волжские суда.

.

Уделялось большое внимание общему оздоровлению населения и его культурному и идеологическому воспитанию, для чего планировалось построить большое количество стадионов и спортивных площадок, водных и лодочных станций, скверов, парков, выставок и музеев.

.

***

.

В 1920-е и 1930-е годы большие работы велись  на территории старой городской свалки у Нескучного сада. После разравнивания и засыпки на бывшей её территории 19 августа 1923 года была открыта Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, просуществовавшая до 1927 года, а 12 августа 1928 года -- Центральный парк культуры и отдыха. Его территория постепенно и постоянно улучшалась: появлялись новые павильоны, островки озеленения, уютные аллеи, спортивные и сценические площадки, аттракционы. Родилась мысль установить скульптуру в центре пруда, которая бы символизировала идею парка: культуру и отдых.

.

Идея увлекла Шадра. Для её осуществления он стал посещать стадионы, бассейны, лодочные станции, теннисные корты. Иван Дмитриевич всегда сосредоточенно и глубоко размышлял о своих будущих созданиях, он "долго запрягал", создавая множество пробных эскизов.

.

Как-то мастерскую скульптора на Лужнецкой набережной посетили его друзья. Они привели с собой молодое подающее большие надежды спортивное дарование -- студентку Института физической культуры Верочку Волошину. В Москву она приехала из города Кемерово. Девушка занималась лёгкой атлетикой, хорошо плавала, бегала, прыгала, метала снаряды, добиваясь заметных по тем временам результатов. Волошину прочили в чемпионы по многоборью. Однако не физическая сила преобладала в облике девушки. Наряду с красивой осанкой и выраженной гармонией движений, девушка сразу же привлекла внимание своим лиризмом и даже застенчивостью.

.

Это точно соответствовало замыслу Шадра. Он уже знал, что будет лепить "девушку с веслом" -- олицетворение гармонии духа и тела, но с явным преобладанием обаяния и лиризма над силой.

.

Человек большого вдохновения и внутренней культуры, Шадр в течение нескольких встреч делился с предполагаемой моделью своим замыслом и убедил Веру позировать. Он сделал несколько этюдов для предполагаемой скульптуры. Сохранился этюд 1934-35 годов фигуры в рост размерами 117 х 79 х 34 см. Скульптура была закончена в 1935 году и в том же году была установлена в Центральном парке культуры. Как справедливо писал в 1954 году искусствовед Ю.Д.Карпинский, "...Шадр... попытался создать образ горделиво уверенной в своих силах молодой советской женщины-физкультурницы.

.

...Вариант фигуры "Девушка с веслом", ...даёт нам представление о мастерстве Шадра, об умении передать красоту обнаженного женского тела.

.

Стройность, гибкая сила, ощущение скрытой энергии и, главное, то чувство уверенности и собственного достоинства, которое выражено во всём движении фигуры, заслуживают высокой оценки".

.

А в 1935 году поступило предложение сделать скульптуру "Девушка с веслом" эмоционально-смысловым и эмблемным центром парка, увеличив её высоту до 8 метров и сделав соответствующее архитектурное обрамление острова, перекликающееся с идеей обводнения Москвы волжской водой и строительством в Москве новых набережных.

.

Скульптуру "Девушка с веслом" из Центрального парка Москвы переместили в Парк культуры и отдыха Луганска. По свидетельству очевидцев, она была очень удачно поставлена на берегу пруда под сенью ив и стала любимым местом свидания влюблённых.

.

Шадр взялся лепить новые эскизы девушки с веслом, и в это время случилось непоправимое. На одном из спортивных соревнований Вера Волошина получила серьёзную травму нижней конечности. Сначала она не придала этому значения, но последствия травмы оказались серьёзными. Вера не смогла выступать в соревнованиях, тренироваться и даже учиться дальше в Институте физкультуры. На спортивной карьере был поставлен крест. Пришлось Вере перейти в Московский кооперативный институт.

.

Позировать в рост при сложившихся обстоятельствах Волошина уже не могла. Но Шадру очень хотелось сохранить во второй скульптуре хотя бы лицо Веры. Сохранившийся этот эскиз 1936 года Ю.Д.Карпинский характеризует так. "Модель девушки с веслом" размером больше метра, сделанная художником с натуры, показывает, какое значение Шадр придавал изображению головы и особенно лица. Не только физическая красота и тренированность тела, но именно характер, душевный строй прекрасного человека волновали художника. В лице девушки, ясном и чистом по своим формам, переданы спокойная уверенность, прекрасная девичья строгая и нежная душа."

.

В 1936 году новый замысел оказался реализованным. Скульптура была установлена в Центральном парке культуры и отдыха.

.

В творческом наследии Шадра, изданном в 1978 году, на 127 странице приведена иллюстрация 41 -- фотография второй скульптуры девушки с веслом. Несмотря на то, что фотография имеет большой общий план, скульптура на ней вышла небольшой, да и ракурс выбран не совсем удачный -- почему-то справа и сзади, отчетливо видно, что фигура второй девушки с веслом явно отличается от фигуры первой. Это заставляет предположить, что моделью второй скульптуры (кроме лица) была не Волошина.

.

Мне довелось впервые увидеть "Девушку с веслом" в Парке культуры и отдыха имени Максима Горького в 7-летнем возрасте в 1945 году. Помню, что скульптура произвела на меня очень сильное впечатление. Горделивая уверенность фигуры и позы не заслоняла изящества и красоты женственности. Кроме того, длинные стройные ноги модели были поставлены так умело, что пропадала так часто встречающаяся тяжеловесная монументальная неподвижность скульптуры. Было ощущение, что девушка только-только поднялась на призовой пьедестал и еще продолжает движение. Иными словами, Шадр добился в изваянии эффекта, который в современной фотографии именуется "стоп-кадр".

.

***

.

...Последние дни марта - начало апреля 1941 года природа отметила весенними солнечными днями с капелью. Оживающая природа вселяла надежду. В санатории "Барвиха" Шадру дважды переливали кровь. Облегчения не наступало. Наоборот, с каждым днем Ивану Дмитриевичу становилось всё хуже и хуже.

.

Ему принесли кислородную подушку, и он тревожно сказал: "Неужели конец?" Ему сделали укол морфина, и он впал в бессознательное состояние. Так он и умер, не приходя в сознание, 3 апреля, в ясный солнечный день.

.

Прощались с Шадром сначала в зале МОСХа, а 6 апреля, в день похорон, в "итальянском дворике" Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Похоронили Ивана Дмитриевича на Новодевичьем кладбище. Когда гроб опускали в землю, пошел сильный дождь со снегом. Казалось, сама природа оплакивает своего талантливого сына.

.

***

.

...22 июня 1941 года на нашу страну вероломно напала фашистская Германия. С этого момента для СССР началась Великая Отечественная война. В течение июня, июля и августа оперативно-стратегическая обстановка для Красной Армии на советско-германском фронте продолжала оставаться крайне напряжённой. Наши войска были вынуждены отступить к Ленинграду, оставить Смоленск и Киев. Общее превосходство в силах, средствах и инициатива действий находилась на стороне врага.  Москвичи, как и жители всех республик и других городов страны, поднялись на борьбу против захватчиков. Только за первые 6 месяцев войны в Красную Армию ушло около 100000 коммунистов и 260000 комсомольцев -- половина всей Московской городской организации.

.

В 1941 году из москвичей было сформировано 16 дивизий народного ополчения (свыше 160000 человек), 25 истребительных батальонов (18000 человек), 25 батальонов МПВО, 4 ремонтно-восстановительных полка и др. 90600 человек занималось в подразделениях Всевобуча. 81600 человек были объединены в 3600 групп самозащиты при домоуправлениях. Из 200000 гражданских лиц создали 13000 команд для дежурств на крышах и чердаках и тушения пожаров. 450000 москвичей строили оборонительные сооружения на подступах к Москве.

.

В конце лета помогать строить оборонительные сооружения направили московских студентов. Студенты Кооперативного института и в их числе Вера Волошина принимали в этом самое активное участие. По возвращении со строительства Вера становится донором и подаёт заявление  о направлении её добровольцем на фронт.

.

Отбирают добровольцев на фронт в ЦК ВЛКСМ. 10 октября Волошину вызывают в комиссию и там она становится бойцом воинской части 9903. Это был истребительный батальон специального назначения, который окончательно формировался в здании НКВД города Ярославля. Первым командиром его был назначен прославившийся позже как знаменитый командир партизанского отряда, Герой Советского Союза, полковник, писатель Дмитрий Николаевич Медведев. В состав отряда входили комсомольцы Москвы, Владимирской и Ярославской областей. Бойцом его была и Зоя Космодемьянская.

.

21 октября Волошина ушла на свое первое задание.

.

Второе задание она выполнила в составе отряда Бориса Крайнова в районе Наро-Фоминска, Вереи, Можайска. За линией фронта отряд разделился. Одну из групп возглавила Вера Волошина, а Зоя Космодемьянская ушла с другой.

.

Группа Волошиной заминировала дороги возле деревни Крюково, а потом забросала гранатами гитлеровский военный штаб. Оставшиеся в живых фашисты бросились к машинам, но и там их ждала смерть.

.

После успешной операции бойцы стали пробираться к своим, но в полночь нарвались на вражескую засаду. Волошина отдала приказ отходить, а сама вместе с вырвавшимся недавно из окружения танкистом прикрывала огнём своих товарищей. Когда бой утих, и вражеские машины ушли к селу, несколько человек из группы Волошиной вернулись к месту боя и вражеской засады. Танкист лежал в неестественной позе, навалившись лицом на кусты. Он был убит. Поиски Веры были безуспешны. На месте боя её не оказалось.

.

***

.

16 лет, вплоть до 1957 года, Вера Волошина считалась пропавшей без вести. И лишь в этот год были установлены последние дни жизни молодой героини. Тяжелораненую, её схватили в поле фашисты и отвезли в село Головково, что под Наро-Фоминском. Там её долго пытали, но так и не смогли узнать кто она, из какой части, какое имела задание, где располагается база отряда.

.

А 29 ноября население села согнали на казнь. Веру привезли окровавленную. Она лежала в кузове грузовика. Два гитлеровца с черными свастиками на рукавах попытались поднять её. Она же, оттолкнув их, поднялась сама, опираясь здоровой рукой на борт машины. Сначала она что-то гневно говорила по-немецки, а потом прокричала по-русски: "...Я не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят!" И запела "Интернационал".

.

Немцы повесили Веру Волошину в тот же день, что и Зою Космодемьянскую: Веру в Головкове, Зою -- в Петрищеве. Так и стояли в разных местах две виселицы. Немцы велели не трогать казнённых, чтобы люди смотрели и от страха расплаты боялись поднять руку против нового порядка. Но ночью крестьяне тихо посрезали верёвки и тайно предали земле тела замученных  девушек.

.

***

.

...Через много лет, в канун 20-летия Победы над фашистской Германией сибирячка Вера Даниловна Волошина была посмертно награждена за свой подвиг орденом Отечественной войны 1-й степени.

.

На центральной усадьбе подмосковного совхоза "Головково" в окружении лиственниц безмолвно рассматривает современников мраморный обелиск с портретом Веры Волошиной. Его построили студенты Московского кооперативного института. Рядом небольшой музей.

.

6 мая 1994 года указом президента страны Вере Волошиной присвоено звание Героя Российской Федерации.

.

… Иван Дмитриевич Шадр не дожил до подвига героини 7 месяцев и так и не узнал о нём.

.

Но молодое поколение должно знать высокую правду о прошлом и минувшую судьбу родной земли.

5
1
Средняя оценка: 2.76829
Проголосовало: 164