Не иссякает «Нетленное «Слово...»

Вот уже восьмой год подряд в украинском городке Новгороде-Северском проходит праздник «Нетленное «Слово...», посвящённый «Слову о полку Игореве». Стоит у его истоков   известный русский писатель Ю.Н. Сбитнев. 

На Черниговщине Юрий Николаевич нашёл свои древние корни, его предок Иван Матвеевич Сбитнев ешё в начале 19-го века преподавал в новгород-северской гимназии математику и физику, однако точные науки не мешали ему увлекаться историей и краеведением. Первое топографическое описание Новгорода-Северского, опубликованное в санкт-петербургских «Отечественных записках», принадлежит именно ему. Этот труд и поныне не потерял своего значения. Позже И.М. Сбитнев служил инспектором черниговской мужской гимназии и прославился как прогрессивный общественный деятель. В Чернигове его ценили и уважали.

Зов родной крови оказался могучим, на склоне лет он привёл Юрия Сбитнева на родину предков. Здесь, на черниговской земле, ему дышится легко и свободно. Здесь его творчество  не заглохло, а обрело новые краски. В Чернигове он написал «Тайны родного Слова» — замечательный труд, в котором раскрыл своё понимание «Слова о полку Игореве», дал толкование всех «тёмных мест» поэмы. А её изучению писатель отдал более 60 лет! 

По мысли Юрия Николаевича поэму написала княгиня Болеслава, дочь великого киевского князя Святослава. В «Слове о полку Игореве» она говорит о своём отце с симпатией, как радетеле Русской земли, осудившим несвоевременный поход князя Игоря в Половецкую землю. 

Дилогия Ю.Н. Сбитнева «Великий князь» о горестной судьбе иного новгород-северского князя Игоря Ольговича. Не успев коснуться киевского престола, он был убит заговорщиками в 1147 году. Через три года родной брат Святослав перевёз его прах из Киева в Чернигов. Положили князя Игоря в Спасо-Преображенском соборе, а православная церковь причислила его к лику святых. 

Благодаря инициативе Ю.Н. Сбитнева, в Чернигова поставили памятник святому князю Игорю Ольговичу Черниговскому (2012). Открыли его на Валу, в древнейшей части города. Именно здесь, у впадения реки Стрижень в Десну, на обрывистых Болдиных горах зародился Чернигов. Тут в детинце за высоким дубовым частоколом и глубоким рвом проживали князья, иной знатный люд. 

Здесь были возведены первые черниговские каменные церкви. Две сохранились до наших дней. Спасо-Преображенский собор заложили черниговские мастера на фундаменте более древнего строения при князе Мстиславе (983-1036). Первом достоверно известном черниговском князе. В лирическом зачине «Слова...» автор пропел «храброму Мстиславу» славу за военную доблесть. В рыцарском поединке перед дружиной русичей и касогов он убил касожского предводителя Редедю. Второй храм — Борисоглебский, служил усыпальницей для черниговских князей из рода Давыдовичей. Это уже самостоятельная черниговская школа зодчества.

Между этими двумя храмами и поставили скульптуру князю Игорю Ольговичу Черниговскому. Деньги на её изготовление выделила московская Балтийская строительная компания. Скульптор тоже московский — Карэн Саркисов. Представители компании приезжали в Чернигов на открытие памятника. Отношения между Украиной и Россией были тогда уже довольно прохладными, но культурные связи всё-таки не прекращались. Памятник князю Игорю в Чернигове — наглядное тому подтверждение. И вот за такое дружеское общение украинцев и россиян низкий поклон Юрию Николаевичу Сбитневу.

Фото 2. Памятник князю Игорю Ольговичу Черниговскому (октябрь 2012)..jpg

Скульптура стала украшением славного града Чернигова. Возле неё уже зародилась новая православная традиция. Приходилось видеть, как богомольные женщины крестятся и прикладываются к памятнику, поминая святого древнерусского князя, без вины убиенного толпой разъярённых киевлян.

Свой последний роман «Великая княгиня» Юрий Сбитнев посвятил героям «Слова о полку Игореве». Весь свой жизненный и писательский опыт вложил Юрий Николаевич в эту книгу. Сочный русский язык, яркая образность, дивные описания природы. Это повествование не что иное, как гимн первозданному русскому миру, с которым умел жить в ладах древний русич. 

В книге писатель повествует о детских годах княжны Болеславы. О ней мы ещё поговорим, повод для этого предостаточный, однако об этом чуть позже.

 

***

В давние времена Новгород-Северский был столицей удельного княжества. Теперь же это небольшой городок с населением всего-то в 12 тысяч. Завораживает спокойный, размеренный быт городской жизни. Машин на нешироких тенистых улицах совсем мало. Горожане — молодые и  постарше, разъезжают на велосипедах и мотороллерах. Бросилось в глаза, что последний вид транспорта особенно в почёте у женщин. В городской архитектуре современная застройка соседствует со старой. Это совсем не портит вид города, а придаёт ему неизъяснимую прелесть. Триумфальная арка начала 19-го века в строительных лесах. Отлично выглядит после реставрации старая гимназия, в ней учился основоположник российской научной педагогики К. Д. Ушинский (1824-1871). Ещё с советских времён она носит его имя. 

Да разве только он один прославил гимназию? Здесь училась целая плеяда известных российский деятелей. Доктором медицины и хирургии, академиком Императорской медико-хирургической академии стал И.В. Буяльский (1789-1866). Но, пожалуй, больше известен он  не своими званиями и регалиями. Его фамилия на слуху у тех, кто интересуется русской литературой. Ведь именно его пригласили к тяжелораненому Пушкину, но знаменитый врач оказался уже бессилен. Среди других известных выпускников назову лишь Николая Кибальчича (1853-1881). За покушение на Александра Второго ему вынесли смертный приговор. В камере он начертил проект первого реактивного двигателя.

Сведения о знаменитых выпускниках новгород-северской гимназии долго и кропотливо собирал Святослав Святославович Воинов. В его списке 50 фамилий известных людей, учившихся в гимназии с её открытия в 1789 году и до революционных потрясений 1917 года. 

Скорбно, что наша жизнь неуклонно подходит к тому рубежу, когда потерь с каждым годом становится больше, чем приобретений. Вот и Святослав Воинов в декабре 2014 года ушёл из жизни. Хорошо помню свой последний с ним разговор. Он с увлечением рассказывал о своей работе, о новых проектах. А задумывалось ему создать в родном Новгороде-Северском Всеукраинский научно-исследовательский центр по изучению «Слова о полку Игореве», хотелось видеть филиалы новгород-северского музея «Слова...» во многих городах Украины. 

Но время шло, а известий от него не было. Ну, мало ли чего, видимо, человек занят. И только из разговора с Ю.Н. Сбитневым узнал, что Святослав умер и похоронен в Новгороде-Северском. Приехав на праздник «Нетленное «Слово...» в июне этого года, я разыскал его могилу. На чёрном мраморном обелиске над портретом Святослава слова: «Историк, краевед, коллекционер и популяризатор «Слово о полку Игореве», кандидат филологических наук». Под портретом строчки из «Слова...»: «... тут пир окончили храбрые русичи, сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, деревья в горе к земле склонились...» 

Фото 3. Могила Святослава  Воинова..JPG

Достойная его памяти эпитафия. «Слово о полку Игореве» круто изменило жизнь Святослава Воинова. А ведь был он военным и успешно продвигался по службе. Но знакомство со «Словом...», совсем случайное, хотя сам он родом из Новгорода-Северского, перевернуло его мировоззрение. Конечно, он знал древнерусскую поэму, изучал её в школе, но мыслил о ней трафаретно, как внушали нам школьные учителя, что вот, мол, выдающийся памятник эпохи Киевской Руси, шедевр мировой литературы. А почему так считают, особенно не задумывался. Видимо, не пришло ещё время. 

Когда он служил в Новосибирске, попалась ему на глаза книга Алексея Домнина «Матушка-Русь». Вот тут-то у него дрогнула душа и проснулся нешуточный интерес к поэме и своей малой родине. Пермский писатель увлекательно рассказывал о «Слове…» и выдвинул свою версию автора. И Святослав Воинов, уже будучи зрелым, состоявшимся человеком, вдруг совсем иными глазами взглянул на древнюю песнь о неудачном походе в поле Половецкое новгород-северского князя Игоря. 

И совершил Святослав поступок, достойный истинного мужчины. Потому что далеко не каждый на такое решится. Зачарованный «преданием старины глубокой», он ушёл со службы и всю свою жизнь — все свои мысли, думы и чаяния посвятил «Слову о полку Игореве». За многие годы он собрал поистине уникальную коллекцию, посвящённую древнерусской поэме. Стал выдающимся, известным на всём постсоветском пространстве коллекционером «Слова...»

Святослав называл свою коллекцию «Моя Словиана». В ней насчитывалось 15 тысяч самых разнообразных материалов, вплоть до значков и марок. Много в ней раритетов, например, поэтический перевод «Слова...» Н.Ф. Грамматина (1823), одним из первых предложившего толкование многих неясных слов старинной песни. Известные исследователи «Слова...» Домнин А.М. и Стеллецкий В.И. подарили Воинову свои архивы. Это бесценный дар, принимая во внимание, что в бумагах Стеллецкого находились письма известных советских литераторов и учёных. Вот лишь некоторые имена: В.П. Адрианова-Перетц, Д.С. Лихачев, А.А. Зимин, В.Ф. Ржига, С.Я Маршак, Вс. Рождественский. А ведь есть ещё много других.

Выставка «Словианы» с успехом проходила во многих городах Союза, не исключение тут  Москва, и, конечно, Чернигов. Благодаря стараниям Святослава, в его родном Новгороде-Северском на территории древнего Спасо-Преображенского монастыря был открыт музей «Слово о полку Игореве». В нём собраны уникальные экспонаты. 

Фото 4. Музей Слова о полку Игореве в Новгороде-Северском..JPG

Святослав Воинов был человеком со сложным характером. Это знаю не понаслышке. Конфликт с новгород-северскими и черниговскими чиновниками дорого ему обошёлся. С должности директора музея «Слово о полку Игореве» его сняли. Это даже по прошествии долгого времени жгло ему душу и не давало покоя. 

Не раз приходилось слышать нелестные его отзывы о людях, которые были замешаны в этих «разборках». Когда в 2013 году мы повстречались на празднике «Нетленное «Слово...» и я предложил подойти к Ю.Н. Сбитневу, он не захотел с ним общаться и резко о нём отозвался. Вдаваться в истоки такого недружелюбия не хотелось, но недоумение все-же осталось. 

В нынешний свой приезд в Новгород-Северский я зашёл в городскую библиотеку, потому что здесь должен открыться новый музей, посвящённый «Словиане» Святослава Воинова. Людей в читальном зале не было, и я разговорился с библиотекарем Наталией Александровной. Об открытии музея, к сожалению, она толком ничего не знала. А когда зашёл разговор о Святославе Воинове, сказала, что училась с его женой в одном классе. И подтвердила, что общаться с ним всегда было тяжело. «Я только помалкивала и кивала головою, вроде бы соглашаясь с ним, хотя иногда думала совсем иначе. У него были неувязки в семье, возможно, потому он был таким нервным». 

Такое ополчение на «весь мир» сыграло с ним плохую шутку. Думается, это и послужило поводом к негаданной смерти. Годы его были совсем не молодые, но не такие уж и древние. Ещё много полезного смог бы сделать Святослав, много скопилось у него ценных материалов по «Слову...» и Новгороду-Северскому, которые так и не увидели свет.

Отношения между людьми, даже увлечёнными одним делом, далеко не всегда светлы. То ли тут гордыня, мол, в этом вопросе я кумекаю лучше всех. То ли что-то иное... И просто здорово, когда гуманное начало в человеке берёт верх. Юрий Сбитнев, несмотря на все разногласия со Святославом Воиновым, спас его уникальную коллекцию. После смерти Воинова она находилась в плачевном состоянии и могла бы просто сгнить от сырости. Юрий Николаевич буквально вытянул её на свет божий из подвала. «Словиану» перевезли из Киева в Новгород-Северский и стали приводить в порядок. 

Для обширного собрания власти города выделили помещение в «доме Медведева». Это старый купеческий особняк, где теперь размещается городская библиотека. Новый музей станет достойной памятью Святославу Воинову, коллекционеру, страстному почитателю «Слова о полку Игореве». Думается, таким он останется навсегда в памяти людей, небезразличных к нашей древней русской словесности. И украинской тоже, если кто-то захочет мне возразить.

Фото 5. Городская библиотека. Дом Медведева..JPG

***

Праздник «Нетленное «Слово...» прошёл в этом году довольно скромно. Говорю так потому, что помню его по предшествующим годам, когда приезжали в Новгород-Северский гости из городов-побратимов Брянска и подмосковного Чехова. Именно в этом городке проживал в детские годы Ю.Н. Сбитнев. Известные события в Крыму и Донбассе вконец испортили отношения между Россией и Украиной. Лопнули, разорвались все связи. 

Теперь уже Брянск и Чехов не города-побратимы, путь на «Нетленное «Слово...» им заказан.  Это обедняет праздник. Ведь нельзя забывать, что обнаружили «Слово о полку Игореве» в России в Спасо-Ярославском монастыре (Юрий Сбитнев придерживается версии, что Иоиль Быковский (1726-1798), будучи настоятелем черниговского Троицкого-Ильинского мужского монастыря, нашел «Слово...» в Чернигове и вывез его вместе со своей библиотекой в Ярославль), а многие российские учёные, писатели и поэты внесли свой заметный вклад в его изучение. И вносят по нынешний день.

За примером ходить далеко не надо, об этом красноречиво говорит прекрасное издание «Слово о полку Игореве» Мифологические образы древней Руси» поэта и исследователя Людмилы Туровской (Руславы). Хороший профессиональный перевод с учётом последних исследований по «Слову...» лингвистов, красочные иллюстрации заслуженного художника России Леонида Феодора (Федоровича). Недаром издание получило грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Людмила Тадеушевна Туровская в первый свой приезд в Чернигов (проездом на праздник «Нетленное «Слово...» в Новгород-Северский) была очарована нашим древним городом и пообещала непременно вернуться. Слово своё она сдержала и ещё несколько раз побывала на Сиверской земле, где сам воздух напоён сказаниями былинного песнотворца Бояна. 

Фото 6.  Новгород-Северский. Скульптура Бояна на замковой горе..JPG

Людмила Тадеушевна читает «Слово о полку Игореве» на древнерусском языке. Дивно говорили наши далёкие предки! Всех, кто слышал поэму в её исполнении, завораживала такая речь. Потом многие выражали ей свою признательность за то, что помогла она совсем по-иному взглянуть на истоки нашей самобытной истории и культуры. Единой для русских и украинцев. И разве не об этом «Слово о полку Игореве»? Разве не об этом смешанное со слезами «злато слово» великого киевского князя Святослава, когда он узнал о бесславной гибели дружины князя Игоря в Половецком поле? Всех князей Киевской Руси — от Волги и до «Угорских гор» (Карпат) призывал он к миру и единению перед лицом половецкой опасности. 

И как это современно звучит теперь, когда между Украиной и Россией пролегла глубокая борозда непонимания, лжи и ненависти. 

Однако Людмила Тадеушевна не только старается донести до своих слушателей поэтику древнерусской песни. Как исследователь, она привнесла свежие краски в яркую палитру мнений об авторе «Слова...». За более чем 200-летнюю историю изучения поэмы каких только версий не было озвучено. Начиная от неграмотного черниговского мужика-ратая и до кого-либо из княжеского сословия. Первым такую версию выдвинул ещё в 30-х годах прошлого столетия В.Ф. Ржига. Большинство исследователей считали автором мужчину, но выдвигались версии об авторе-женщине. Например, М. Абрамов считал автором Евфросинью — жену князя Игоря.

В наше время хорошо обоснованную гипотезу об авторе-женщине выдвинул русский писатель Юрий Сбитнев. По его мнению «Слово...» написала княгиня Болеслава, дочь киевского князя Святослава и его жены Марии Васильковны. Людмила Туровская не ставит под сомнение эту версию. Однако утверждает, что «Слово...» написала не одна женщина. А целых трёх княгинь можно считать соавторами! Это совсем не значит, что они вместе писали поэму. Да и жили-то они в разное время. Влияние двух женщин было не прямое, а опосредствованное: через предания, литературное творчество. А уж Болеслава, сохранив в своей памяти сказания своих родственниц, сумела гениально их воплотить в «Слове...». 

Вообще-то, версии о нескольких авторах уже были. Об этом говорили украинский писатель  И. Франко, а также историк М. Грушевский, но только в их понимании авторами были мужчины. 

Людмила Тадеушевна говорит о полоцком — белорусским следе в поэме. Почти десятая часть «Слова...» посвящена полоцким князьям. Не однажды упоминается полоцкий князь-чародей Всеслав. Это совсем неслучайно, полагает исследовательница.

Так кто же были эти женщины? Полоцкая княжна Предслава ещё девочкой ушла в монастырь и стала монахиней Евфросиньей. Она прославилась своей учёностью и праведными делами. И первой среди женщин-монахинь была причислена на Руси к лику святых. У неё был яркий литературный талант. Произведения Евфросиньи надолго её пережили. 

Не менее выдающейся была княжна Мария Васильковна, племянница Евфросиньи, жена киевского князя Святослава, мать Болеславы. Такая вырисовывается родственная связь трёх ярких, неординарных княжон. Все они были высокообразованными, начитанными и не лишены дара писательства. 

«Мария Васильковна имела личную заинтересованность в создании «Слова». Если (создавала или помогла создавать) поэму она, то становится понятным — почему образ Святослава в поэме выглядит столько положительно, идеально. Жена делает своего мужа практически главным героем произведения». 

Так отзывается Л. Туровская о матери Болеславы. Хотя, думается, что дочь, если Болеслава все-таки автор «Слова...», могла идеализировать своего отца и без помощи матери. 

Вот так коротко о версии Людмилы Тадеушевны Туровской об авторе, а точнее, авторах «Слова о полку Игореве». Её гипотеза замечательна тем, что позволяет свежим взглядом посмотреть на ту часть поэмы, где говорится о полоцких князьях. Почему киевский князь Святослав призывает всех внуков Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого прекратить вражду и постоять за землю Русскую? Или вот с чего это вдруг упоминаются полоцкие князья Изяслав и Всеволод, о которых нет никаких летописных известий? Такой «уход» автора «Слова...» в прошлое совсем не случаен, считает Людмила Туровская, он связан с отголосками сказаний Евфросиньи, которые слышала Мария Васильковна и передала своей дочери Болеславе.

 

***

Когда уезжал из Новгорода-Северского, обратил внимание на памятник Богдану Хмельницкому. Поднятой правой рукой он указывал в сторону России. В отличие от своего черниговского собрата, которого недавно повернули к своему северному соседу задом. Теперь рука черниговского Богдана повелительно показывает на Запад, подчёркивая такое желанное устремление Украины в Европу. 

Фото 7. Б. Хмельницкий..JPG

На такой фортель городские власти не пожалели выкинуть довольно приличную сумму денег. Неужели надеются, что украинцы забудут об историческом выборе гетмана? Вряд ли. В украинской истории он навсегда останется человеком, который определил сближение украинцев и русских, что позволило уже в новое время стать Украине суверенной державой. Как бы кто из украинских политиков на этот счёт не проезжался, и в какую бы сторону власти не разворачивали памятник. 

Всё переменчиво в нашем мире, обязательно придёт время, когда русские и украинцы снова повернутся друг к другу лицом. И не последнюю роль в восстановлении дружеских связей сыграет древнерусская поэма «Слово о полку Игореве». Она принадлежит культуре трёх славянских народов — белорусского, русского и украинского. Только совсем уж недалёкий или крайне недоброжелательный человек будет отрицать этот несомненный факт.

 

5
1
Средняя оценка: 2.70037
Проголосовало: 267