Хозяйка Абрамцева

Взгляд из семьи: к 170-летию со дня рождения Е.Г. Мамонтовой

 

В 2008-2009 годах мне довелось работать над выставкой в связи со 100-летием со дня кончины моей прабабушки Елизаветы Григорьевны Мамонтовой (1847–1908). Это было счастливое время углублённого знакомства с ней, обогащения прекрасным. Далека эпоха, когда она жила. То было другое время с иными человеческими отношениями!

С детства уважал я и любил ту, чьи портреты всегда висели в наших жилых комнатах. Я относился к ней, как бабушке моей матери. Сейчас образ её для меня расширился. Теперь для меня она не только бабушка мамы, но и деловая самостоятельная хозяйка Абрамцева, активная участница создания знаменитого Мамонтовского художественного кружка, член этого кружка со своими многочисленными важнейшими для кружка функциями. 

Открытием для меня стало, что она была шестидесятницей, до конца дней верной идеям, впитанным в юности от А. И. Герцена и ему подобных демократов. О революционно настроенных шестидесятниках, о народниках нам твердили в советской школе. Революционеры-народники, террористы и православная Елизавета Григорьевна. Что общего может быть между ними? 

Но они люди одного времени, и общее есть. Во-первых, любовь к простому люду и стремление изменить, улучшить его жизнь. Во-вторых, твердость, верность идеалам. Она преследовала те же цели, что и революционеры, но путь и возможности у неё были другими. При активной поддержке мужа она создала в Абрамцеве учреждения, которые мирным путём решили для округи те проблемы, которые революционеры хотели решать (и не решили) через террор и на баррикадах. Елизавета Григорьевна сняла вокруг себя социальную напряженность. Поэтому в непосредственной окрестности Абрамцева не было революционных выступлений. 

Елизавета Григорьевна в значительной мере создала нынешнее Абрамцево. Она его и сохранила в революционные годы, наступившие через 10 лет после её смерти. Абрамцево мирно переступило порог революции и вошло в советскую Россию с сохранением уклада жизни, с сохранением художественного кружка и профессионального училища. 

7166.jpg

​​И. Е. Репин. Портрет Е. Г. Мамонтовой. 1874-1879 гг.

 

Уместно вспомнить, что быковский крестьянин Иван Андреевич Широков, выпускник абрамцевской школы, на посту председателя Хотьковского волостного совета в 1918-19 способствовал созданию музея, то есть сохранению Абрамцева. Благодарственный адрес от кустарей, врученный Елизавете Григорьевне и хранящийся в Абрамцеве подписан двумя Широковыми.

Савва Иванович полностью поддерживал жену в её социальной деятельности, создавал ей условия для работы, потому что сам имел те же взгляды на народные проблемы и строил новую капиталистическую Россию. 

Меня ранее удивляло, как полюбили друг друга и вскоре поженились столь разные характерами Елизавета Григорьевна и Савва Иванович. Всмотревшись, я понял, что в пору знакомства в Милане у них было много общего: принадлежность к московскому купечеству, отсюда одинаковое воспитание, общие интересы и хорошее взаимопонимание; у обоих было непреклонное желание начать и прожить жизнь с пользой для страны, желание такое чуждое нашему времени; был безупречный художественный вкус –профессиональное свойство шелкоткацкой семьи Сапожниковых и свойство врожденное у Саввы Ивановича; любовь к Италии, которая их и сблизила при встрече в Милане; любовь к музыке, профессиональное исполнительское мастерство, обретённое у лучших педагогов Европы (Е.Г. совершенствовалась у пианистки Клары Шуман – вдовы композитора, Савва Иванович освоил вокал у одного из лучших педагогов Милана и был приглашен дебютировать в миланской опере) и многое другое. 

Духовное и культурное богатство обоих позволило им создать такую семью, у которой согрелись многие одаренные люди. Вокруг молодой четы Мамонтовых возник творческий союз. Заботы о его формировании и поддержании объединяли супругов, объединяли их и дети.

Творческий союз этот теперь получил искусствоведческое название Мамонтовский художественный кружок. Он не был объединением только талантливых творческих работников, но был объединением семей, что имело громадное значение. Семейный характер кружок приобрел преимущественно трудом Елизаветы Григорьевны. Межсемейные связи очень упрочняли его. Это была не артель, а община. 

В то время в России работники объединялись в артели. Например, бурлацкую артель изобразил И. Е. Репин на известной картине. Существовали и творческие артели, например, для росписи храмов. 

Общины, как объединение семей, тогда создавались в раскрепощенной деревне. За них ратовали славянофилы. В артели связи выстраиваются в одной профессиональной плоскости, как в плетеной рыбацкой сети. В общине же связи существуют в многомерном пространстве. К деловым добавляются связи на религиозной и социальной почве, а также связи между детьми и женами профессионалов. В такой густой сети глохнут профессиональные противоречия и производственные конфликты, которые разрушают артель, но не общину. Артель всегда только временное объединение. 

Видимо, Елизавета Григорьевна чувствовала и понимала это. Она превратила свою семью в центр творческой общины, а потом стала формировать большую общину кустарей вокруг художественной общины, сделав свой художественный кружок центром большого объединения. 

Художественный кружок у неё в имении превратился в большую семью. Ключевое слово для её деятельности – семья. Она стремилась укрепить семьи крестьян в округе и, конечно, семьи друзей-художников. 

Кружок-семья, как центр делал проекты кустарных изделий и осуществлял продажу, готовил кадры для округи, боролся с эпидемией холеры в соседних деревнях, построил церковь, где молились вместе с крестьянами.

Созданную Елизаветой Григорьевной систему после матери поддерживала её дочь Александра Саввишна. В известной мере, части этой системы сохраняются и теперь. В Хотькове существуют творческие союзы и отдел музея, которые поддерживают между собой рабочие контакты. Абрамцевское Художественно-промышленное училище, этот весомый осколок системы Елизаветы Григорьевны, успешно миновал бури горбачёвской перестройки и ельцинской анархии. Надеюсь, будут восстанавливаться связи колледжа с музеем.

 

***

Особо хочется сказать о сохранении связей между семьями участников Мамонтовского художественного кружка. Здесь я могу говорить от первого лица.

Вспоминаю, как меня, школьника принимал в Киеве в 1953 году Николай Адрианович Прахов. Его друзья детства по Абрамцеву, а мои ближайшие и любимые родственники Александра Саввишна и Всеволод Саввич Мамонтовы, для него Шура и Вока, называли его Кока, как с детства повелось. 

Я тогда не смел пользоваться этим сокращением имени даже с приставкой «деда-». Но теперь с высоты своего возраста понимаю, что Николая Адриановича могло порадовать, если бы я вернул ему старое абрамцевское имя. Всеволода Саввича мы называли деда-Вока. 

Николай Адрианович встретил меня на вокзале (ему было тогда 70 лет), отвёз домой, показывал свои коллекции, водил по музеям и их запасникам, запускал на леса реставрируемой Софии, рассказывал много и интересно. Я несколько удивлялся, что такой пожилой и уважаемый в городе человек уделяет мне, чужому, столько внимания, но не стеснялся. 

Теперь понимаю, что для него я был живым продолжением дружеской мамонтовской семьи, а не чужим. Я был подготовлен к встрече с Н.А. Праховым долгими беседами с С.Н. Дурылиным у него на даче и многими годами жизни в музее В. Д. Поленова, потому активно интересовался его рассказами. 

Николай Адрианович увлеченно водил меня по Киеву, погружал в дорогую для нас обоих историю Мамонтовского художественного кружка и его киевской ветви, где работали А. В., Е. А., Н. А. Праховы, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров. Для меня это были знакомые имена людей, о которых я был наслышан от моих близких. 

В Киеве тогда гостила Е. П. Нестерова, жена художника. Она знала меня по Москве. Мы в Киеве общались с ней за чаепитием у молодого скульптора Г. Хусида, которого Н.А. Прахов и С. Н. Дурылин вовлекали в какой-то свой художественный проект. 

С. Н. Дурылин, профессор и доктор наук, тоже участник Мамонтовского кружка был инициатором моей поездки в Киев и оплатил её. 

Связи, устроенные Елизаветой Григорьевной и Саввой Ивановичем работали. Воспитанию подрастающего поколения, как и в пору молодости моих почтенных опекунов, уделялось большое внимание.

 

***

Сходный случай очень теплого гостеприимства описывает моя мать . В 1931 году она девушкой приехала в Поленово и с необычайной теплотой была принята вдовой художника Натальей Васильевной, тяжело больной и не вставшей с постели. Молодая и малознакомая Елизавета была ей дорога как внучка другой Елизаветы, от которой Наталья Васильевна получила всё устроение своей жизни. В Абрамцеве при строительстве церкви она сблизилась со своим будущим мужем В.Д. Поленовым, в новой церкви они венчались.

В послевоенном 1945 году моя мать Е.А. Чернышева, в девичестве Самарина, была приглашена в коллектив музея В.Д. Поленова. 25 лет проработала в нём хранителем, полжизни прожила в Поленове. 

Когда-то для Поленовых был выстроен дом в Абрамцеве, и вот в Поленове приютили внучку С. И. и Е. Г. Мамонтовых. В воспитании её сыновей, оставшихся без отца, принимали участие Поленовы, давая трудовое и спортивное воспитание, обучение языку. То было в абрамцевских традициях коллективного воспитания детей, в том числе в домашних спектаклях, которые ставили в музее Ольга и Наталья Васильевны Поленовы, дочери художника. 

В той же поленовской среде воспитывалась внуки B. C. Мамонтова, Всеволод, Любовь, Николай, гостившие каждое лето в Поленове.

 

***

Связи с Поленовыми всегда были не просто дружескими, но деловыми. Поколение детей и внуков создателей Мамонтовского художественного кружка стали хранителями традиций и художественных ценностей, созданных отцами. 

Так Н. В. Поленова, дочь художника, помогала главному хранителю музея Абрамцево B. C. Мамонтову в 1946-50 годах возвращать экспонаты, размещённые в других музеях. 

Сотрудничая, они отчётливо знали, что их объединяет именно память о Елизавете Григорьевне. В доказательство приведу строки из письма 1946 года от Н.В. Поленовой к А.С. Мамонтовой – младшей дочери С. И. и Е. Г. Мамонтовых. Александра Саввишна, передала государству имение Абрамцево, организовала музей и почти 10 лет была его директором, в 1928 году арестована и освобождена без права возвращения в Абрамцево. Скиталась. После Великой Отечественной войны она была принята в Поленове с семьёй племянницы. Вот слова к ней от  Н.В.Поленовой: 

«Вы внесли в жизнь поленовского дома столько такого тепла и уюта, который я на всю жизнь сохранила в душе своей от тёти Лизы [Е. Г. Мамонтовой – С.Ч.]. Это воспоминание детства, но, может быть, в зрелом возрасте я почувствовала это гораздо сильнее, ещё глубже. ... Лиза [Е. А. Чернышева – С.Ч.] унаследовала от своей бабушки, мне кажется, умение собирать вокруг себя творческих людей, давать им тепло и уют, который так умела создавать тётя Лиза, но увы Лизина жизнь не так сложилась ...Думаю о том, что настанет весна и мы опять все соберёмся вокруг тебя [то есть Александры Саввишны Мамонтовой – С.Ч.], я именно хочу, чтобы все почувствовали, что ты самая старшая, самая удивительная и мудрая среди нас и чтобы все ... понимали, что собраться нужно вокруг тебя и чтобы дети это поняли и не угнетали тебя».

 

***

Деловые связи с Поленовыми на почве охраны культуры и музейной работы у нас не прерываются по сей день. С внуком художника Ф.Д. Поленовым я сотрудничал в ЦС ВООПИК, когда он был председателем, а я членом Центрального совета этого, тогда значительного, общественного союза. 

В 2003 году мне по предложению Н.Н. Грамолиной-Поленовой довелось работать в музее В.Д. Поленова, создавая выставку «Мамонтовы и Поленовы: Две семьи – одна судьба» и так далее по сей день.

 

***

Можно рассказать о таких же связях, сохранившихся у нас с потомками В. М. Васнецова, о том, как дети художника на много лет приютили в своем доме А. С. Мамонтову после изгнания её из Абрамцева, как принимали они и её близких, как Т. В. Васнецова сделала для неё копию «Девочки с персиками», когда оригинал забирали в Третьяковскую галерею, как Андрей Владимирович Васнецов, внук художника, помог своей подписью нам (группе учёных во главе с вице-президентом РАН академиком А.Л. Яншиным) в борьбе с проектом Переброски стока северных рек. При этом сказал, что делает трудный шаг при его ответственном положении (он тогда возглавлял Союз Художников СССР; он, партиец, должен был выступить против линии партии, одобренной на 27-ом съезде) и решается на это только потому, что к нему пришёл человек из семьи Мамонтовых.

… Живы контакты с семьёй отца Павла Флоренского, который бывал в Абрамцеве.

 

***

Да, связи того типа, что были организованы С. И. и Е. Г. Мамонтовыми выдержали испытание временем, сложнейшим временем, которое рушило и ломало все связи в обществе, установленные в царской России.

Память об общественной деятельности предков и мамонтовские гены побуждали потомков в разных поколениях объединять людей на почве культуры. 

0_18a648_e8ff65d1_orig.jpg

А.А.Киселёв. Е. Г. Мамонтова в своем кабинете в Абрамцеве. Конец 1880-х – начало 1890-х.
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

 

Можно было бы ещё рассказать, как в советское время с неуемной энергией Е. В. Щельцына и С. В. Волкова, внучки Е. Г. Мамонтовой, создали у себя в квартирах в 1970-х годах кружок по изучению русской старины с поездками по памятникам, с рассказами и романсами за гостеприимным столом. Это делалось по-мамонтовски: общительно, щедро, независимо – без оглядки на господствующую в стране идеологию застойного периода. В Абрамцеве во все его исторические периоды не смотрели на официальную идеологию, а создавали свою. 

Или рассказать, как в далёком Буэнос-Айресе потомки С. И. и Е. Г. Мамонтовых организовали русскую любительскую труппу для сохранения культуры и языка предков в среде эмигрантской молодежи. Но всего не перескажешь. Видимо это отдельные темы об отсветах Мамонтовского кружка.

 

***

В нашей большой семье мамонтовских потомков свято чтится память Елизаветы Григорьевны. Своя Елизавета есть почти в каждом поколении из шести, родившихся после Елизаветы Григорьевны. У моей дочери Елизаветы хранятся вещи Елизаветы Григорьевны, в частности Евангелие, подаренное прапрабабушке в1859 году, когда той исполнилось 12 лет.

 

***

Хотелось бы, чтобы посетитель Абрамцева воспринял от Елизаветы Григорьевны понимание общественного значения крепкой семьи. Она необходима для гармоничного развития личностей в семье или даже около семьи. 

Хотелось бы, чтобы ещё долгие годы помнили, что была такая женщина, которая рычагом своей семьи двинула горы проблем округи и даже страны. А ведь ни здоровье, ни семейное благополучие у неё самой не были исключительными. Большие скорби приносили ей вольно или невольно самые близкие люди, за скорбями следовали болезни. Но она всё терпела и сохраняла семью, как скалу, на которой стоял великолепный Мамонтовский художественный кружок, а когда не стало сил и пришло время отойти в иной мир, она передала семью и всё с ней связанное в руки подготовленной ею незамужней дочери Александры Саввишны.

 

 

Елизавета Григорьевна Мамонтова 

Годы жизни и деятельности:

 

1847 — 1 (14 по новому стилю) сентября родилась в Москве.

1864 — знакомство с Саввой Ивановичем Мамонтовым в Италии.

1865 — венчание с С. И. Мамонтовым в церкви подмосковного села Киреево.

1867 — рождение сына Сергея.

1869 — рождение сына Андрея.

1870 — покупка подмосковной усадьбы Абрамцево. Рождение сына Всеволода.

1872 — знакомство в Италии с М. М. Антокольским и В. Д. Поленовым.

1873 — организация лечебницы в Абрамцеве. Первый приезд в Абрамцево В. Д. Поленова, М. В. и А. В. Праховых, В. С. Серовой с сыном, В. А. Серовым, — будущим художником. 

1874 — организация школы в Абрамцеве.

1875 — рождение дочери Веры.

1876 — организация столярной мастерской в Абрамцеве.

1877 — первый приезд в Абрамцево И. Е. Репина. Начало литературных чтений в московском доме Мамонтовых.

1878 — основание Абрамцевского художественного кружка. Приезд в Абрамцево И. С. Тургенева. Первый театральный вечер в московском доме Мамонтовых. Рождение дочери Александры.

1879 — первый приезд в Абрамцево В. М. и А. М. Васнецовых. Участие в любительском спектакле «Два мира» по пьесе А. Н. Майкова в московском доме Мамонтовых. 

1881 —  основание коллекции произведений народного искусства в Абрамцеве.

1881–1882 — строительство церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве.

1882 — первый приезд в Абрамцево Е. Д. Поленовой и И. С. Остроухова.

1885 — художественным руководителем абрамцевской столярной мастерской становится Е. Д. Поленова, мастерская выполняет первые заказы и выставляет изделия на продажу. Первый приезд в Абрамцево К. А. Коровина и И. И. Левитана.

1888 — первый приезд в Абрамцево М. В. Нестерова.

1890 — организация гончарной мастерской в Абрамцеве. Первый приезд в Абрамцево М. В. Врубеля и А. А. Киселева.

1891 — смерть сына Андрея.

1896 — участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде.

1898 — смерть Е. Д. Поленовой. Художественным руководителем абрамцевской столярной мастерской становится Н. Я. Давыдова.

1899 — С. И. Мамонтов арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях.

1900 — С. И. Мамонтов оправдан судом присяжных, но полностью разорен.

1907 — смерть дочери Веры.

1908 — 28 октября  (11 ноября по новому стилю)  скончалась в Москве.

5
1
Средняя оценка: 2.7988
Проголосовало: 333