Война о прошлом: Армия Крайова против «отверженных солдат»

С конца 1980-х польские власти всячески вытравливают в польском обществе память о подвиге не только советских солдат (к этому уже привыкли), но и Армии Людовой (АЛ), сражавшейся плечом к плечу с Красной армией. 

В годы гитлеровской оккупации в Польше существовало две военных формации – упомянутая АЛ и Армия Крайова (АК). АЛ выступала за дружественные отношения с СССР и совместную борьбу против Третьего рейха. АК, со штаб-квартирой в Лондоне, тоже боролась против фашистов, но видела в Красной армии не союзника, а ещё одного врага. 

США и Великобритания поддерживали АК, надеясь с её помощью посадить в Варшаве антисоветское и прозападное правительство. Интересно, что эмблемой АЛ был т.н. Пястовский орёл – знак королевской династии Пястов, правившей Польшей до XIV в. Пясты, хоть и воевали с Русью, главной опасностью считали немцев. Политика Пястов была политикой польского натиска на запад. 

В современной Польше вклад АЛ в победу над фашизмом всячески принижается, зато гораздо более скромный вклад АК искусственно возвышается. АЛ воевала с немцами на фронте и в тылу. АК тоже воевала с немцами, но не на фронте, а больше в тылу, диверсиями и участием в знаменитом Варшавском восстании. 

В основном, «аковцы» погрязли в борьбе с украинскими и литовскими националистами, зачищавшими оккупированные территории от польского населения. АК была больше партизанской силой, в то время как АЛ действовала совместно с регулярными подразделениями Красной Армии. 

Официальная Варшава не может признать ведущую роль АЛ в освобождении Польши потому, что придётся признавать ведущую роль главного союзника АЛ – Красной армии. Это поломало бы всю идеологическую конструкцию под названием «Советский Союз – агрессор», которую Варшава так старательно выстраивает в головах граждан, и дал бы трещину тезис «коммунизм и нацизм – два тоталитарных режима, оккупировавших Польшу». 

Варшава пошла более простым и циничным путём – отрицанием тех жертв, которые АЛ понесла в боях за независимость Польши. Все складно: АЛ – союзники советских «оккупантов», АК – герои-освободители. И, чтобы ещё больше очернить АЛ и облагородить антисоветский и антироссийский настрой «аковцев», Варшава принялась сооружать культ т.н. «отверженных солдат» - антисоветского бандподполья 1945-1960 гг.

«Отверженные» были бывшими «аковцами» и бойцами союзных им отрядов, отказавшихся подчиниться приказу командования АК о расформировании Армии Крайовой, как таковой. Приказ был издан последним командующим АК ген. Окулицким в январе 1945 г., когда в Лондоне поняли, что установить в Польше антисоветский режим не получится.

«Отверженные» нарушили приказ ген. Окулицкого, уйдя в леса, откуда продолжали осуществлять нападения на советских и польских солдат, польских милиционеров и госслужащих, а также грабить банки, вокзалы и сберкассы, чтобы раздобыть средства к существованию. 

Отдельной страницей истории «отверженных» стали карательные операции против православных белорусских деревень – Концевизна, Шпаки, Залешаны и др. Белорусов сжигали живьём в избах, расстреливали, кололи штыками. В современной польской историографии это трактуется как героическая борьба польских патриотов с прокоммунистическими элементами. 

Потомки убиенных белорусов регулярно организуют памятные мероприятия на местных кладбищах, пытаются донести правду о злодеяниях «отверженных» через СМИ, но перекричать голос официальной пропаганды им крайне сложно. Их мнение остаётся практически не услышанным, и не оказывает большого влияния на позитивное мнение многих поляков об «отверженных», чьи кровавые преступления они воспринимают как подвиг.

Культ «отверженных» затмевает культ АК, с чем ветераны – «аковцы» не согласны. Их, подчинившихся приказу ген. Окулицкого, считают недостаточными героями по сравнению с «отверженными», нарушившими приказ! Их, тоже вступавших в боестолкновения с Красной армией, и потом, после роспуска АК отстраивавших послевоенную Польшу, считают менее заслуженными, чем тех, кто не поднимал Польшу из руин, а прятался в лесах и нападал на госучреждения! 

Говорят, президент Анджей Дуда персонально заинтересован в насаждении в качестве идеологии культа «отверженных» солдат. Это усиливает русофобскую истерию в обществе, которая служит залогом продления нахождения у власти команды А. Дуды. 

После того, как в 2016 г. один из высокопоставленных ветеранов АК пожелал проигравшему выборы Брониславу Коморовскому опять вернуться через пять в президентское кресло, А. Дуда понял: «аковцы» поддерживают его оппонента. 

Нельзя сказать, будто А. Дуда не уделяет внимания ветеранам АК. Их он тоже поздравляет со всеми патриотическими праздниками, называет защитниками Польши, но пропагандистский акцент делает на «отверженных». В их честь сейчас называют школы и улицы, им посвящают фильмы, спектакли, спортивные турниры, им ставят памятники и мемориальные таблички. Старым «аковцам» приходится довольствоваться ролью второго ряда. 

А. Дуда – ставленник партии «Право и справедливость» (ПиС). Его оппонент на выборах 2015 г. Б. Коморовский – представитель «Гражданской платформы» (ГП). ГП старается переиграть ПиС, тоже воздавая хвалу «отверженным», в тех же пропорциях, как ПиС воздает её «аковцам». Но факт остаётся фактом: сторонники культа «отверженных» -это избиратели ПиС, в то время как многие фанаты АК – это политическая паства ГП.

Неоспорим ещё один факт: современная Польша строит пантеон героев из преступников и убийц. АК и «отверженных» иногда называют польской версией ОУН-УПА. И надо заметить, это определение не так далеко от правды.

5
1
Средняя оценка: 2.86027
Проголосовало: 365