Сёстры ссорятся, сёстры мирятся…

2 апреля – День единения народов Беларуси и России...

Писать о взаимоотношениях каких-либо двух стран сложно. Обычно наш брат-журналист черпает сведения из созданных другими авторами письменных источников или же пишет об этом на основе общения с рядом граждан государства «по теме». То и другое в общем-то чревато поверхностным суждением. Источник может попасться вполне необъективный, а люди… Они, как говорится, разные – и относятся к той или иной стране и вовсе субъективно, исходя из воздействия на них СМИ да ограниченного личного опыта.
Автору этих строк несомненно повезло. Он несколько лет проработал ответственным секретарем в газете Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече». 
Редакция делилась на два отделения – в Москве и Минске. Материалы готовили журналисты и того, и другого – каждый день шли телефонные горячие, а иногда и нелицеприятные споры о существе текстов. Впрочем, в итоге после правок и добавок находили консенсус. И газета выходила, как ей положено, и ею гордились: как выпускающий её коллектив, так и высокое начальство.
Я это к тому, что после распада СССР и образования суверенных государств – Российской Федерации и Республики Беларусь – между странами было всякое. Как, собственно, и сейчас. Не надо лить елей на российско-белорусские отношения. Но не нужно и демонизировать их в угоду враждебным обоим государствам силам. РФ и Республика Беларусь всё же сёстры (так давно уже называют эти страны), а сёстры, что называется, расходятся и сходятся, ссорятся и мирятся…
При том что всё же сёстры – слово ключевое.

***

А теперь к главному. Ежегодно 2 апреля в нашей стране и в Беларуси отмечается общий праздник. В этот день оба народа празднуют идею своего объединения. 
Напомним, что в этот день в 1996 году президенты обеих стран встретились в Москве для создания Сообщества России и Беларуси. Официально договор вступил в силу через два месяца после его подписания. Празднование Дня единения, как отмечалось, олицетворяет стремление братских народов к дальнейшей интеграции, сохранению общего духовного единства.
Ровно через год Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии. Это дало новый толчок процессу объединения двух государств. Нужно отметить, что идею создания подобного Союза впервые высказал президент Беларуси Александр Лукашенко, занимающий этот пост с 1994 года. Устав Союза был принят 23 мая 1997 года. А 8 декабря 1999 года состоялось подписание Договора о создании Союзного государства.
Главы государств в этих документах заявили о своей твёрдой решимости продолжить поэтапные шаги к объединению двух стран. Создание Союзного государства предусматривало организацию единого экономического, политического, военного, валютного, юридического, таможенного, гуманитарного и культурного пространства. Заявлялось, что граждане Беларуси и России не должны чувствовать себя иностранцами по отношению друг к другу. Согласованная социальная политика должна обеспечивать равные права гражданам обеих стран. При этом очень важным моментом можно назвать тот факт, что государства при объединении сохраняют свой национальный суверенитет.
И ныне продолжает совершенствоваться миграционная политика, ведётся активное сотрудничество по формированию общего рынка труда. Происходит наращивание взаимодействия в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и молодёжной политики. В рамках Союзного государства реализуется большое количество разнообразных совместных программ и проектов в таких сферах, как строительство, промышленность, энергетика, освоение космоса, развитие компьютерных и инновационных технологий и т.д.
Наднациональными органами Союзного государства являются: Высший Государственный Совет, Парламентское Собрание и Исполнительный Комитет.

***

Несколько слов о Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. 
Ещё в 1995 году руководители России, Белоруссии, Казахстана, а чуть позже — Кыргызстан, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС. 
Современный договор между Беларусью, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в Душанбе 6 октября 2007 года.
28 ноября 2009 года встреча Д. Медведева, А. Лукашенко и Н. Назарбаева в Минске ознаменовала собой активизацию работы по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. 
В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза. С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010-го — между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
1 июля 2011 года на границах Белоруссии, России и Казахстана был отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. 19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. И хотя официально Киргизию сразу же включили в состав ТС, реальное её присоединение произойдёт чуть позже, ближе к наступлению 2012 года.
Таможенный союз создавался как первый кирпич в едином здании будущего Единого экономического пространства. 18 ноября 2011 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали документы очередного этапа интеграции: Декларацию о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии, Регламент работы Евразийской экономической комиссии.
В Декларации о евразийской экономической интеграции было заявлено о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства – Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. 
В 2015 году был создан Евразийский экономический союз – орган, состоящий из глав государств и глав правительств, которому подчинена Евразийская экономическая комиссия.

***

Создание вышеперечисленных структур принесли и России, и Беларуси массу экономических выгод. Даже их простое перечисление заняло бы слишком много места. Но нам, увы, важнее отметить существующие на сегодня в отношениях стран проблемы.
В начале февраля 2017 года отношения между Россией и Белоруссией серьезно ухудшились. Москва решила восстановить погранзону между двумя странами; президент Беларуси Александр Лукашенко обвинил РФ в нарушении соглашения о госгранице. 
Погранзона — не единственное «тонкое место» в нынешних отношениях России и Белоруссии: две страны находятся в конфликтном состоянии по крайней мере по четырём существенным вопросам.
Во-первых, граница. Россия и Белоруссия объединились в союзное государство и полностью отказались от пограничного контроля. Это было удобно для жителей двух стран, но создало проблемы контролирующим органам: в частности, оказалось сложно следить за перемещением граждан третьих стран.
В РФ и Беларуси действуют разные визовые правила, и единый подход выработать за все эти годы не удалось. Проблема обострилась в 2017-м, когда Минск отменил визы для граждан сразу 80 стран, включая США и Евросоюз, — со всеми этими государствами у России действует визовый режим (житель условной Германии в этих обстоятельствах может попасть на территорию России через Беларусь так, что ни одно ведомство в РФ об этом не узнает).
Москве решение Беларуси не понравилось: сначала были введены проверки паспортов на авиарейсах из Минска, затем ФСБ потребовала организовать на сухопутной границе полноценный пограничный контроль.
Восстановление границы не было согласовано с Беларусью, при этом в Москве уверяют, что ни россияне, ни белорусы никаких неудобств не чувствуют: контроль введён только для жителей третьих стран. Тем не менее Александр Лукашенко обвинил РФ в нарушении договора о свободной границе.
Во-вторых, нефть и газ. Современная нефтяная инфраструктура строилась в советское время. На территории Беларуси были размещены заводы по переработке нефти; без российской нефти работать они не могут. России поставлять нефть в Беларусь выгодно: во-первых, это рынок сбыта, во-вторых, источник относительно дешёвого бензина и других нефтепродуктов. Чтобы упростить схему, Россия согласилась не брать с поставляемой в Беларусь нефти экспортные пошлины (к тому же часть этой нефти возвращается в РФ в виде бензина). 
Однако Беларусь сама экспортирует бензин на Запад — и берёт с этого бензина экспортную пошлину: получается, что нефтепродукты уходят в Европу, а доходы получает белорусский бюджет, а не российский. Переговоры о том, сколько нефти Россия должна поставлять Белоруссии на льготных условиях и сколько получать обратно бензина, проходят едва ли не каждый год, но всякий раз со скрипом.
Параллельно продолжается спор и по газу: Беларусь считает, что в рамках союзного государства «Газпром» должен поставлять газ по внутрироссийским ценам; газовый монополист с этим не согласен. Иногда Беларусь допускает существенную просрочку по газовым контрактам, на это Москва отвечает сокращением поставок.
В-третьих, продукты. Одна из основ белорусской экономики — экспорт продуктов сельского хозяйства. 
Российские аграрии часто выражают недовольство ощутимым присутствием белорусских товаров на местном рынке. Иногда это заканчивается прямыми столкновениями: например, в 2009 году страны вели полноценную «молочную войну».
С введением Россией антисанкций ситуация осложнилась: через Беларусь на российский рынок поступают среди прочего санкционные товары. При этом Минск отказался вводить запреты на импорт, аналогичные российским, что при отсутствии границы между странами делало поставки «запрещенки» в Россию выгодным бизнесом. 
В конце января 2017 года Россельхознадзор ограничил поставки двух белорусских мясокомбинатов: в Москве считают, что под видом белорусской говядины на рынок поступает запрещённая украинская.
И, наконец, отношения с Западом. Внешняя политика Беларуси в последнее десятилетие сильно изменилась. Если раньше риторика Александра Лукашенко была, как правило, пророссийской и антизападной, то начиная со второй половины 2000-х белорусский лидер стал оказывать значительные знаки внимания Европе. 
В 2014-м Лукашенко не поддержал Россию по украинскому вопросу — и более того, попытался выступить арбитром, дважды организовав встречи для подписания Минских соглашений.

***

Но, как уже было сказано, сёстры ссорятся, сёстры мирятся. Сегодня мы – о празднике единения народов. 
2 апреля 2018 года торжественные мероприятия, посвящённые Дню единения, в Минске пройдут во Дворце Республики, в Москве – в  Центральном академическом театре Российской Армии. В программах торжественных вечеров – официальная часть и концерты мастеров искусств Беларуси и России.
В Минске зрителям будет представлена совместная программа белорусского Президентского оркестра и российского Кубанского хора.
Перед московской аудиторией выступит оркестр «Фонограф-Симфо-Джаз» под управлением Сергея Жилина и приглашённые им артисты – заслуженные  мэтры и участники телевизионного проекта «Голос».
…Выше я говорил, что качество отношений с одним, отдельно взятым человеком, для определения отношений между государствами в целом не столь важно. Но, признаюсь, было приятно, когда мой коллега-ответственный секретарь из минского отделения редакции «Союзного вече» 23 февраля позвонил и поздравил с праздником.

5
1
Средняя оценка: 2.66993
Проголосовало: 306