Час последнего возмездия

16 апреля 1945 года началась Берлинская стратегическая наступательная операция: войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов перешли в наступление. Утром на всех участках фронта советские войска успешно продвигались вперед. Но немцы, придя в себя, начали оказывать противодействие со стороны Зееловских высот артиллерией, минометами, а со стороны Берлина появились группы бомбардировщиков. И чем дальше продвигались наши воины к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага. 23 дня продолжалась Берлинская операция, и в каждый из этих дней наши воины сражались героически.

***

Красноармеец 1-й пулемётной роты 1285-го стрелкового полка Ющенко сказал перед боем: «Сейчас нам прочитали Обращение Военного совета 1-го Белорусского фронта – настал час последнего возмездия гитлеровским варварам за совершенные ими злодеяния и преступления. Велика и могуча сила Красной Армии, и эту силу, которую мы несем, мы беспощадно обрушим на голову врага. Мы выполним приказ Родины – через два часа пойдём вперед к победе».
Красноармеец Кузнецов из 5-й роты 2-го стрелкового батальона 216-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии заявил: «Я рад, что дожил до этого исторического дня, когда мы приступаем к решительному штурму Берлина. Я не пожалею своих сил и жизни и выполню боевой приказ».
Замысел операции в Ставке определили в ноябре 1944 года, он уточнялся ещё в процессе Висло-Одерской, Восточно-Прусской и Померанской операций. Учитывали и действия на Западном фронте, действия союзников: они в конце марта-начале апреля вышли к Рейну и начали его форсировать. Верховное командование союзников планировало овладеть Рурским промышленным районом, затем выйти на Эльбу и начать наступление на берлинском направлении. Одновременно на юге американо-французские войска планировали захватить районы Штутгарта, Мюнхена, выйти в центральные части Чехословакии и Австрии.
На Крымской конференции советская зона оккупации должна была пройти западнее Берлина, но союзники планировали сами начать Берлинскую операцию, к тому же была большая вероятность их сепаратного сговора с Гитлером или его военными.
У Москвы были на то серьёзные опасения, ибо англо-американские войска на тот момент почти не встречали серьёзного сопротивления. В середине апреля 1945 года американский радиообозреватель Джон Гровер сообщил: «Западный фронт фактически уже не существует». Немцы, отойдя за Рейн, не создали мощную оборону, кроме того основные их силы были переброшены на восток, и даже в самые тяжелые моменты из рурской группировки вермахта постоянно брались боевые подразделения и перебрасывались на Восточный фронт. Поэтому Рейн немцы сдали без серьёзного сопротивления.
Берлин старался затянуть войну, сдерживая натиск советских войск. При этом, ведя тайные переговоры с Западом, вермахт от Одера до Берлина построил мощную оборону, сам город был огромной крепостью. Были созданы оперативные резервы, в городе и окрестностях батальоны фольксштурма (призывники из населения – прим. ред). Базовыми центрами обороны вермахта стали: одерско-нейсенский оборонительный рубеж и Берлинский оборонительный район. На Одере и Нейсе вермахт создал три оборонительные полосы глубиной 20-40 км. Самые мощные укрепления второй полосы были на Зееловских высотах. Инженерные части вермахта отлично использовали все природные препятствия – озёра, реки, высоты и т.д., населённые пункты превратились в опорные пункты, особое внимание уделялось противотанковой обороне. Наибольшую плотность обороны противник создал перед 1-м Белорусским фронтом, где в полосе шириной 175 км оборону занимали 23 дивизии вермахта и значительное количество более мелких частей.

***

В 5 часов утра 16 апреля войска 1-го Белорусского фронта на участке в 27 километров (зона прорыва) из более чем 10 тысяч стволов артиллерии, реактивных систем и миномётов разрушал первую линию обороны врага, затем перенес огонь на его вторую линию. После этого включили 143 зенитных прожектора для ослепления противника, первую полосу пробили за полтора-два часа, местами вышли ко второй. Но затем немцы очнулись, подтянули резервы. Бой стал ещё более ожесточённым, наши стрелковые части не могли преодолеть оборону Зееловских высот. Чтобы не срывать сроки операции, Жуков ввел в бой 1-ю и 2-ю гвардейские танковые армии, немецкое же командование в конце дня бросило в бой оперативные резервы группы армий «Висла». Весь день и ночь 17-го шел жестокий бой, к утру 18-го части 1-го Белорусского, при помощи авиации 16-й и 18-й воздушных армий, смогли взять высоты. К исходу 19-го апреля советские войска, пробивая оборону и отражая яростные контрудары врага, пробили третью линию обороны и получили возможность ударить по самому Берлину.

***

16-го апреля на 390-километровом фронте 1-го Украинского фронта была поставлена дымовая завеса, в 6.15 начался артиллерийский удар, в 6.55 передовые части переправились через реку Нейсе и захватили плацдармы. Началось наведение переправ для главных сил. Только за первые часы были наведены 133 переправы, к середине дня наши войска прорвали первую полосу обороны противника и вышли ко второй. 
Командование вермахта, понимая всю тяжесть ситуации, уже в первый день бросило в бой тактические и оперативные резервы, поставив задачу выбить наши силы за реку. Но к концу дня советские части пробили вторую линию обороны, утром 17-го реку перешли 3-я и 4-я гвардейские танковые армии. С воздуха наши войска поддерживала 2-я воздушная армия, к концу дня танковые армии вышли к реке Шпрее и сходу начали её форсирование. На второстепенном, дрезденском направлении наши войска также прорвали фронт врага.

***

17-19 апреля передовые части 2-го Белорусского фронта вели разведку боем и овладели междуречьем Одера.
21 апреля части 1-го Белорусского фронта ворвались в пригороды Берлина. 23-го 9-й стрелковый корпус под командованием генерал-майора И. П. Рослого захватил Карлсхорст, часть Копеника и, выйдя к реке Шпрее, с ходу форсировал её. Большую помощь в форсировании оказала Днепровская военная флотилия, поддерживая огнём и перебрасывая войска на другой берег. Наши части, ведя свои и отбивая контратаки врага, подавляя его сопротивление, шли к центру столицы Германии.

***

22 апреля в ставке Гитлера было принято решение перебросить с Западного фронта 12-ю армию В. Венка, для организации её наступления на помощь полуокружённой 9-й армии был направлен Кейтель. К исходу 22-го войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского практически создали два кольца окружения – вокруг 9-й армии восточнее и юго-восточнее Берлина и западнее Берлина, окружив сам город.
Наши войска вышли к Тельтов-каналу. Немцы создали на его берегу мощную оборону, весь день 23-го шла подготовка к штурму, стягивалась артиллерия, на один километр было до 650 стволов. Утром 24 апреля начался штурм. Подавив артогнём огневые точки врага, части 6-го гвардейского танкового корпуса генерал-майора Митрофанова успешно форсировали канал и захватили плацдарм. Днём 24-го 12-я армия Венка нанесла удар, но атака была отбита. В 12 часов 25 апреля западнее Берлина соединились части 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, полтора часа позже наши войска встретились на Эльбе с американскими частями.

***

20-23 апреля дивизии немецкой группы армий «Центр» атаковали части 1-го Украинского фронта на левом фланге, старясь зайти ему в тыл. С 25-го апреля по 2 мая войска 1-го Украинского фронта вели бои на трёх направлениях: подразделения 28-й армии, 3-й и 4-й гвардейских танковых армий бились на территории Берлина; 13-я армия вместе с частями 3-й танковой армии отбивали удары 12-й немецкой армии; 3-я гвардейская армия и часть подразделений 28-й армии сдерживали и уничтожали окружённую 9-ю немецкую армию. Бои по уничтожению 9-й армии немцев (200 тысячная франкфуртско-губенской группировка) шли до 2-го мая, немцы пытались прорваться на запад, но тщетно. Они дважды прорывали кольцо, однако экстренные меры советского командования позволили их вновь блокировать и в итоге уничтожить. Прорваться смогли лишь небольшие группы противника.

***

В заключительном сражении за Берлин трудно найти отделение, расчет, взвод, роту, батарею, воины которых не проявили бы в боях, кроме мужества и отваги, зрелое ратное мастерство, смекалку, военную хитрость. Благодаря этим качествам, как никто иной, всегда добиваются успеха скромные труженики войны – саперы. Накануне наступления командир саперного взвода 277-го стрелкового полка младший лейтенант Михаил Чупахин под огнем врага проделал проход через проволочное заграждение и минные поля противника, сняв при этом более ста мин.

На следующий день Чупахин вместе с подчиненными вновь под огнем навел мост через канал Штадт-Грабен и только после вторичного ранения был эвакуирован в госпиталь. Отличились и саперы 696-го отдельного саперного батальона. В ходе боев 16 апреля 1945 года саперы сняли 289 противотанковых, 132 противопехотные мины, 48 фугасов натяжного действия и обезвредили 43 снаряда. Герой Советского Союза младший сержант Ивлиев обезвредил 120 противотанковых мин, сержант Чернышев со своим отделением снял 160 противотанковых мин. И это днем, под огнем врага!

Командир 334-го гвардейского тяжелого самоходного артиллерийского Верхне-Днепровского Краснознаменного полка гвардии подполковник Федор Александрович Горащенко развернул свои батареи почти у уреза канала Штадт-Грабен и во взаимодействии с артиллеристами и минометчиками с близкого расстояния начал расстреливать противника, оборонявшего противоположный берег. Пехота штурмовых батальонов под прикрытием артиллерийско-минометного огня на лодках и вплавь на подручных средствах, найденных здесь же у канала, переправилась на противоположный берег канала и овладела четвертой (основной) траншеей первой позиции главной полосы обороны противника.

В боях на подступах к Берлину 24-летний командир взвода управления батареи 142-й пушечной артиллерийской бригады (1-й Белорусский фронт) Кудайберген Магзумович Сураганов, корректируя огонь батареи, помог стрелковым подразделениям в выходе к каналу Одер-Шпрее. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Тяжело раненный в первых боях битвы старшина пулемётной роты 277-го стрелкового Карельского Краснознаменного, ордена Суворова полка 175-й стрелковой дивизии, член ВКП (б) Рахимбаев сказал: «Не жалко, что ранен, а жалко, что до Берлина не дошёл!» Ему вторил красноармеец 6-й роты 278-го стрелкового Ревдинского орденов Суворова и Кутузова полка 175-й стрелковой дивизии Желдин: «Я очень жалею, что ранен. Я бы хотел ещё мстить немцам, потому что они убили моих двух сыновей».

Красноармеец Ладейщик первым ворвался в траншею противника и огнём из автомата уничтожил четырёх гитлеровцев. Остальные немецкие солдаты, оставив пулемёт, убежали. Командир отделения сержант Колякин гранатами уничтожил немецкий пулемёт вместе с расчетом. Он и его бойцы за день истребили 30 немецких солдат и офицеров. Пулемётчик красноармеец Кочмуратов, отражая вражескую контратаку, метким огнём уничтожил более 40 автоматчиков противника.

***

В городе наши войска встретили ожесточённое сопротивление. Опираясь на многочисленные сооружения, подземные коммуникации, баррикады, он не только оборонялся, но постоянно атаковал. Наши действовали штурмовыми группами, усиленными сапёрами, танками, артиллерией, к вечеру 28 апреля подразделения 3-й ударной армии вышли в район рейхстага.
К утру 30-го после жестокого боя наши войска взяли здание министерства внутренних дел, начали штурм рейхстага, но только в ночь на 2 мая остатки гарнизона немцев сдались. Генерал Вейдлинг, командовавший обороной города, объявил о капитуляции. Те немецкие части, которые её не приняли и пытались прорваться на запад, были рассеяны и уничтожены. Так завершилась Берлинская операция.

В 0 часов 43 минуты 9 мая была подписана безоговорочная капитуляция фашисткой Германии. Её подписал фашистский генерал – фельдмаршал Кейтель, со стороны советского командования – маршал Г.К. Жуков.

5
1
Средняя оценка: 2.63699
Проголосовало: 292