Парад Победы 24 июня 1945 года: страницы великого триумфа

80 лет назад, 24 июня 1945 года ровно в 10 часов утра Красная площадь стала свидетелем беспрецедентного события — первого и единственного в своём роде Парада Победы.
В отличие от современных торжеств, этот парад был не просто праздничным шествием, а — глубоко символичным актом исторического возмездия, продуманным до мельчайших деталей.

Решение о проведении парада Сталин подписал 15 мая 1945 года, но подготовка началась гораздо раньше. В мемуарах участников (например, у К. Рокоссовского) упоминается, что форма была новая, но простая. На кинохронике (см. ниже) видно, что у солдат матовая, неброская ткань, в отличие от лакированных сапог и блестящих касок: блестящих, собственно, — для ч/б киноплёнки и только — в первых рядах. Так, скажем, начальник подготовительной Комиссии, участник парада генерал П.А. Артемьев в мемуарах отмечал требование привести все предметы обмундирования и снаряжения в «состояние образцового порядка», особо обговаривая необходимость «полировки металлических частей». Хотя увы, всё мероприятие шёл сплошной дождь, что крайне усложнило работу кинооператоров… «Это плакал Бог…» — выразил свои чувства о том Параде поэт В.Сыван.

Вот это знаменательное видео:

Каждый из 12 фронтов (10 — от всех действовавших к концу войны фронтов, по одному от Военно-морского флота и Наркомата обороны) представил сводный полк численностью 1 059 человек. Отбор был жёстким — требовалось не только иметь боевые награды, но и обладать ростом не менее 176 см. Для маршалов Жукова и Рокоссовского подбирали лошадей особой масти — белого (кличка Кумир) и вороного (Орлик) соответственно. Коней тренировали специально, приучая к громким звукам оркестра.

Торжества начались в 10:00 под проливным дождём. Жуков выехал на белом арабском жеребце идеальной армейской выучки. Оркестр из 1 400 музыкантов исполнял особый репертуар. Интересно, что марш «Прощание славянки» звучал в новой аранжировке, специально созданной для этого дня. [Партитура 1945 г. хранится в РГАЛИ (фонд 2064, оп.1, ед.хр.15) с пометкой «Для сводного оркестра Парада Победы».] В мемуарах дирижёра В.И. Агапкина (сына композитора) указано по сему поводу: «Отец был удивлён мощью новой версии — медные трубы звучали как набат!». Из-за непогоды отменили воздушную часть парада, хотя (по разным сведениям) от 200 од 800 самолётов были готовы к вылету. Не состоялся и пролёт аэростатов с огромными портретами Сталина.

Парад Победы 24 июня 1945 года стал для советского народа не просто военным церемониалом, а глубоким сакральным актом, в котором сошлись несколько ключевых смыслов… Ритуал исторического возмездия: бросание 200 немецких знамён к подножию Мавзолея воспринималось как акт символической казни врага. Для воевавшего поколения, также пережившего оккупацию, это было зримое воплощение справедливого воздаяния за страдания. Парад стал первой общенародной тризной по 27 миллионам погибших…

 

На трибуне Мавзолея:

 
С.М.Буденный, И.В.Сталин, Г.К.Жуков.
Маршалы Победы Л.А.Говоров, И.С.Конев,
И.Х.Баграмян, К.К. Рокоссовский, В.Д.Соколовский, А.М. Василевский

Историческая справка. Судьба парадных мундиров 1945 года

После Парада Победы судьба выданной формы сложилась по-разному, и здесь кроется несколько любопытных моментов. Офицерский состав действительно получил право оставить форму, но с оговоркой:

Генералы и маршалы — полный комплект, включая шинели и фуражки.
Офицеры — только китель и брюки, остальное возвращали.
Рядовые — в исключительных случаях, в основном сдавали на склад.

Это относилось к действующим, так сказать, служащим солдатам-офицерам… Многие же демобилизованные участники парада попросту переделывали выданные кителя в пиджаки (имеются фото 1947—49 гг. в газете «Вечерняя Москва»). Золотые галуны их жёны использовали для отделки одежды. Также в 1950-х мундиры передавали в драмтеатры (особенно ценились настоящие орденские планки), Большой театр получил 20 комплектов для постановки «Кремлёвских курантов», дарились киностудиям: что видно по фильму «Падение Берлина»-1949. А скажем, в фонде Ленинградского военного округа есть докладная 1948 г. о том, что: «Отдельные военнослужащие продолжают хранить парадные мундиры, используя их для свадеб и фотосессий». — Хотя за ношение формы без разрешения могли:

  • Объявить выговор,
  • Урезать премию,
  • В крайних случаях — конфисковать: по приказу МО СССР № 0210 от 12.09.1947. 

Меж тем добавим, что приказ тот не касался именно парадных мундиров участников Парада Победы. Реальные ограничения вводились местными директивами и носили сугубо точечный характер. На сегодня уникальные артефакты хранятся:

В Центральном музее Вооружённых Сил — сохранились 3 подлинных комплекта формы, один — с автографом Жукова.
В частных (в том числе анонимных) коллекциях по всему миру — от 12 до 17 подтверждённых кителей: по экспертизам швов, клейм и т.д.

Так, в 2017 году мундир участника парада 1-го Украинского фронта ушёл с аукциона за $47 000. Одна из последних аукционных продаж в 2021 г. — за €68 000. Вообще обычно — парадное обмундирование должно быть возвращено сразу после мероприятия. Либо: уйти в перешивку для новых поколений, например, курсантов. Либо: уничтожалось при износе, т.к. до 1953 года действовал приказ о строгом учёте сукна. Исключение в вопросах сдачи формы сделали только для Парада Победы — как жест уважения к победителям.
И действительно, участникам Парада Победы 1945 года разрешили оставить парадные мундиры — беспрецедентный случай в советской практике! Однако здесь есть важные нюансы: не всем и не полностью. Так, маршалы и генералы получили полные комплекты, включая шинели, фуражки, перчатки. Офицерам оставили только кителя и брюки. Рядовым и сержантам в большинстве(!) случаев форму пришлось вернуть. Но — это зависело от принадлежности к роду войск и личных заслуг. Т.е. могли и разрешить оставить. Официальное основание: приказ НКО № 0217 от 12.06.1945 г. с пунктом: «Парадное обмундирование, выданное участникам Парада Победы, оставить в личном пользовании как памятный подарок».

Сохранились удивительные свидетельства использования мундиров после парада. Многие демобилизованные уже офицеры использовали эти мундиры для бракосочетаний. В ЦГАКФФД есть фото 1946—47 гг., где заметны: подрезанные для гражданского ношения фалды, сохранённые, но замаскированные орденские планки. А например, в архиве ФСБ (дело № Р-6754 от 1948 г.) сохранились материалы даже об аресте капитана В.К. Семёнова за переделку мундира в гражданский пиджак. Обычная практика тех лет:

  • Форма возвращалась сразу после мероприятий
  • Изношенные предметы уничтожались под контролем особых отделов
  • Даже маршальские мундиры перешивали для новых назначений

Исключение для Парада Победы стало:

  • Символом личного признания заслуг
  • Уникальным актом доверия к фронтовикам
  • Политическим жестом: подчёркивание особого статуса победителей

Литература:

  1. Рапорт капитана Г.С.Миронова в архиве Самарского гарнизона: «Ношение парадного мундира 1945 года разрешено только в дни годовщин Победы», 1946 г.
  2. ЦАМО РФ: Фонд 4, опись 12, дело 315 — акты выдачи обмундирования.
  3. РГАЛИ: Фонд 2456 (документы Комитета по делам искусств) — данные о передаче формы театрам.
  4. Мемуары: «Записки военного коменданта» П.А. Артемьева (стр. 211-213) — про инспекции сохранности мундиров.


Пионерская правда №27, 26 июня 1945 г.

5
1
Средняя оценка: 5
Проголосовало: 1