Победит ли «наркомайдан» в Грузии?
Победит ли «наркомайдан» в Грузии?
Грузия, наверное, первая из постсоветских стран явила пример «революции нового типа» – со стороны либерал-радикалов, требующих разрешение свободного употребления наркотиков. Пока массовые акции в столице поутихли. Но, похоже, это только временная отсрочка. Ведь после выбора грузинами «западного пути развития», им рано или поздно придется согласиться и с «легалайзом», и с другими «прогрессивными» проявлениями западного образа жизни.
Формально причиной начавшихся 12 мая многотысячных выступлений в центре грузинской столицы стал проведенный накануне местной полицией рейд по ночным клубам – с целью задержания торговцев наркотиками. Тем более, что незадолго до этого от применения, предположительно, неизвестной «дури» погибло несколько подростков. Полицейская акция увенчалась неплохим «уловом» - но тут возмутились как раз завсегдататаи этих самых ночных клубов, грузинская «золотая молодежь». Да так, что несколько дней немало и местных, и международных наблюдателей нет-нет – да и вспоминали термин «наркотическая революция».
Впрочем, более искушенные в местной «политической кухне» комментаторы намекали, что уличные манифестации возникли не совсем уж стихийно. Просто на пост официального лидера правящей партии «Грузинская мечта» вернулся ее отец-основатель и доселе неформальный лидер – миллиардер Бидзина Иванишвили. Тот самый, благодаря триумфальной победе на парламентских выборах 2012 года от власти был отстранен Михаил Саакашвили, довольно быстро превратившийся после этого в преследуемого судом собственной страны беглого преступника.
Однако возвращение в большую политику Иванишвили пришлось не по вкусу части его соратников – здесь называются имена мэра Тбилиси и генерального секретаря «Грузинской мечты», позиционирующих себя в качестве либералов в противовес своему «патриарху», стороннику «жесткой линии». И решили показать ему, «кто в доме хозяин» – продемонстрировав силу сторонников как раз ультралиберальных убеждений. А рейд столичной полиции по престижным клубам – не более, чем вовремя подвернувшийся повод.
Действительно, считать вышеупомянутый «наркомайдан» чем-то эксклюзивным не приходится – акции в поддержку либерализации антинаркотического законодательства проходили и раньше, причем, тоже в довольно значительном количестве. Ведь законодательство это – и вправду одно из самых жестких, как минимум, среди постсоветских стран.
Не Таиланд, конечно, где за каждый найденный грамм героина дают по году тюрьмы, а за сотню грамм присуждают однозначно «высшую меру» – но все-таки. До недавнего времени даже употребление марихуаны (а не только ее продажа), как минимум, повторное, могло повлечь за собой до года тюремного заключения.
Законы эти, кстати говоря, были приняты как раз при Саакашвили – и, как замечают многие местные наблюдатели, принесли немалый эффект. Ведь до этого число грузинских наркоманов по данным ООН оценивалось в фантастическое для страны с 5-миллионным населением число в 250 тысяч человек, 5% населения! С учетом того, что, как минимум, дети до среднего школьного возраста в число любителей «травки», «колес» и «ширки», все же, не входят – доля наркозависимых граждан выглядела ну очень удручающе.
https://lenta.ru/news/2012/12/11/leave/
«Париж стоит легалайза!»
В этой связи тем более шокирующе выглядят нынешние заявления беглого экс-президента с поддержкой требований митингующих – и осуждением «произвола полиции». Последнее, впрочем, тоже вызвало возмущение в рядах более вменяемых грузинских граждан – дескать, с какой это стати полиция должна извиняться за законные действия по поимке наркодилеров?!
Но что возьмешь с Михаила Николозовича, мечтающего вернуться во власть – и явно берущего на вооружение крылатую фразу короля Генриха Наваррского, для обретения французской короны перешедшего в католичество: «Париж стоит мессы!» Так неужто вожделенное президентское или премьерское кресло не стоит «легалайза»?
Тем более, что, похоже, именно пресловутый «легалайз», движение за разрешение свободного употребления наркотиков, однозначно становится если не «национальной идеей» – то основой для «консенсуса элит» так точно. Достаточно даже в самых общих чертах упомянуть сторонников либерализации оборота «дури» – в большей или меньшей мере.
Кроме откровенных маргиналов из «Белого шума», требующих разрешения практически на все и вся, тут и партия «Гирчи» из части бывших соратников Саакашвили. Да, в общем, и правящая «Грузинская мечта» в своей программе тоже обещала наркозависимым согражданам значительное удовлетворение их чаяний. И не только обещала – в 2016 и 2017 годах Конституционный суд отменил тюремные сроки за потребление марихуаны, были введены более, чем лояльные «нормы» для признания этого наркотика в статусе «хранение для личного потребления» - целых 70 грамм. Для сравнения – тот же «допустимый» вес в Германии колеблется, в зависимости от федеральной земли, от нуля до 30 грамм.
На очереди – принятие еще более либерального законодательства. Доходит уже до абсурда – в смерти умерших от потребления «синтетики» подростков защитники легалайза обвиняют… правительство! Дескать, если бы оно вовремя «продавило» обещанный закон с разрешением более свободного потребления марихуаны – разве бы «бедные дети» стали бы вожделеть всякую дрянь неизвестного происхождения?!
Скоро, по такой логике, надо думать, власть будут обвинять и за смерть какого-нибудь наркомана-«героинщика». На основании того, что тот, несчастный, не смог законно купить очищенную «белую смерть» в аптеке, пусть даже по рецепту - а вместо этого был вынужден приобретать некачественную «дурь» у подпольных торговцев…
С волками жить - по-волчьи выть…
Так что, по большому счету, майский «наркомайдан» – противостояние не столько либералов-западников и консерваторов-традиционалистов, сколько либералов более радикальных и более осторожных. Да, в общем, а как могло быть иначе? После обретения Грузией независимости, желанным вектором развития было озвучено однозначное движение на Запад, достигшее своего апогея после цветного мятежа, устроенного Саакашвили.
Его преемники, несмотря на вражду с конкурентом, указанный курс оставили практически без изменений. Разве что с осторожным допущением улучшения экономических связей с Россией – дабы иметь побольше ресурсов на «озападнение» кавказской республики. Аналог этакой «многовекторности» времен Кучмы-Януковича на Украине, с одновременным дрейфом в сторону ЕС.
И никто из мало-мальски влиятельных политиков и идеологов не хочет вспоминать, что западной в минимальном смысле этого термина Грузия не была никогда. Украинские «западники» то хоть могут засчитать себе в актив пребывание украинцев в составе Речи Посполитой – пусть и в качестве польского «быдла». А грузинская территория, после периода независимости, начала нашей эры, представляя собой классическую восточную деспотию, сначала попала под контроль Византии ("праматери» восточно-православной цивилизации), затем ей «рулили» Османская и Персидская империи – ну очень характерные образцы «западного государственного устройства».
Вот и пытаются теперь грузинские якобы «патриоты» «себя под Запад чистить – чтобы плыть в цивилизацию дальше». Получается, правда, не очень – вроде с ситуацией, когда покойный Майкл Джексон пытался «отбелить» свою кожу. В итоге и на негра перестал быть похож – но и на классического белого не стал смахивать.
Ну и как же грузинской «интеллектуальной элите» не подражать «передовому Западу» в его отношении к наркотикам? Хотя бы к так называемым «легким», той же марихуане, которую разрешили применять в медицинских и даже в «рекреационных» (то есть, для получения «кайфа») целях в ряде штатов США, Голландии, и полулегально – во многих других западных странах.
Печальный парадокс – один из самых престижных ночных клубов Тбилиси носит название «Басиани» – в честь древней грузинской провинции, ставшей местом нескольких судьбоносных для грузин битв. Как, скажем, в 1204 году – когда войска легендарной царицы Тамары, канонизированной и Грузинской и Русской православной церковью, наголову разбили превосходящие силы мусульманских захватчиков. Но нынешние «тусовщики-мажоры», прожигающие жизнь в этом «злачном месте» в том числе и с помощью наркотиков, видят доблестью не защиту своей Родины от врагов в духе своих великих предков – а защиту своего права отдаться во власть «глюков» и прочей «виртуальной реальности».
Как несложно догадаться, негативная позиция по легалайзу Грузинской православной церкви особого понимания во власти не находит – духовным лидерам удается разве что чуть замедлить этой процесс. Хотя в обществе в целом настроения против наркопотребления тоже достаточно влиятельны – но, увы, не вкладываются в избранный элитой прозападный тренд. Где правит бал всевозможная «толерастия» – не только в плане либерализации наркотиков, но и, скажем, гомосексуальных извращений. Тот же «наркомайдан» уже были готовы разогнать крепкие ребята из местных патриотических организаций – но были вначале отогнаны полицией, а затем заклеймены ярлыком «фашистов» и «неонацистов». Что поделаешь – с волками жить, по-волчьи выть…
Надежда лишь на «естественный отбор»?
Так что, пожалуй, единственной надеждой грузинского общества на выздоровление можно считать разве что «естественный отбор». Ведь понятно, что завсегдатаями престижных ночных клубов Тбилиси являются отнюдь не рабочие и прочие «пахари». Любой человек, регулярно зарабатывающий на жизнь, ночью спит – потому что днем должен работать. Даже фрилансеры и удаленные работники-надомники, со свободным графиком работы, если и по ночам и не спят – то, опять же, для того, чтобы трудиться. А вот «сливки общества», чада представителей элиты, прожигающие родительские денежки, такую возможность имеют.
Риторический вопрос – смогут ли такие «прожигальщики» сменить своих отцов в руководстве их бизнесом? А самим стать отцами и матерями, родив здоровых детей? Увы, наркотики – даже якобы «легкие», всему этому не способствуют. Так что спустя максимум одно-два поколения значительная часть нынешней грузинской элиты просто выродится – уступив место новым людям, возможно, что с более рациональным взглядом на допустимые источники удовольствия.
Весь вопрос – есть ли у Грузии такое время? И есть ли будущее у страны, дети элиты которой грезят вместо подвигов наркотическими фантазиями – а их родители вместо заслуженной «встряски» непутевым чадам все быстрее идут навстречу таким самоубийственным пристрастиям?