Права касты, права населения…
Права касты, права населения…
Банк России совместно с Минкомсвязью ведет разработку концепции цифрового профиля гражданина, который обеспечит обмен данными между потребителями и поставщиками данных. Об этом рассказала в интервью ТАСС первый заместитель председателя ЦБ РФ Ольга Скоробогатова.
Что стоит за этим?
Нам объясняют, что цифровой профиль - это один из ключевых элементов цифровой инфраструктуры. Банк России совместно с банками на площадке Ассоциации «Финтех» активно ведет разработку концепции цифрового профиля. Технологии, которые лягут в его основу, обеспечат простой, быстрый и легальный обмен данными между потребителями и поставщиками данных с использованием единого технологического ID и позволят управлять цифровыми согласиями граждан на обмен информацией.
«Такой идентификатор будет связывать все данные о гражданине, содержащиеся в различных системах. Важной частью цифрового профиля станет информация, которая будет содержаться в регистре населения, создаваемом ФНС России. Мы же в свою очередь определим, какой еще информацией из других министерств и ведомств, коммерческих и иных организаций можно будет наполнить профиль», - отметила Скоробогатова.
Всё вроде бы хорошо. Но ой ли? Стоит вспомнить, что 20 февраля 2018 года в Государственной Думе состоялись большие парламентские слушания на тему: «Формирование правовых условий финансирования и развития цифровой экономики».
Что тогда сказал первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов? «За внедрением цифровой экономики, конечно, стоит много этических вопросов, но альтернативы этому нет... Все для улучшения жизни населения. Без цифровой экономики невозможно обеспечить рост... Все для удобства граждан. Если физическое лицо пожелает удобно взаимодействовать с государством и коммерческими структурами, это делается на добровольной основе... Насколько базы данных будут защищены, и как эти данные не использовать против человека - это вопросы кибербезопасности. Жизнь человека становится прозрачной, но другого выхода нет», - заключил Шувалов.
А потом выступил председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, который сказал: «Прежде всего, это защита прав человека. Наши граждане по-разному относятся к этой теме. Необходимо обеспечить добровольность. Описать права и обязанности. Конечно, есть проблемы с базами данных. Мы должны защищать наших граждан».
Как «добровольное» очень быстро превращается в обязательное, мы знаем.
А логика законодателя такова: «Мы предлагаем вам, граждане, «добровольно» отказаться от своих прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации». Это, дескать, необходимо для улучшения качества жизни граждан.
Примерно то же говорил нашим праотцам в раю древний змий. Трудно предположить, что цифровая экономика поможет резко улучшить положение наших соотечественников, из которых более 20 миллионов живут за чертой бедности, ещё 15 миллионов «в опасной близости» от неё, а более 40 миллионов еле сводят концы с концами. И при этом цифровая экономика бросает нам ещё один вызов. Малая группа людей обретет превосходство перед другими. Возможно, цифровое общество - это кастовое общество, во главе которого будут стоять жрецы новой «цифровой» религии, для которых остальные люди будут всего лишь расходным материалом.
Конечно, это только опасения. На самом деле цифровая экономика, возможно, и несет в себе новые возможности. Но и новые серьезные риски: рост социально-экономического неравенства и возможность социальной напряженности. Соблюдение принципов равноправия потребует существенного государственного регулирования, потому что нужно будет учесть интересы всех граждан.