Как трудно теперь быть писателем
Как трудно теперь быть писателем
Литература при всей своей духовности, является и рыночным продуктом. Если в советское время, литературу и литераторов государство ограждало от рынка, создавая условия повышенной комфортности членам Союза писателей, то после распада Советского Союза комфортность эта почти исчезла.
Книги советских и русских писателей издавались раньше многотысячными и даже миллионными тиражами. Их переводили на многие языки мира, причём это было организовано на уровне государства, а не частных литературных агентов.
Советские писатели зарабатывали деньги своим трудом. Теперь же это очень редкие случаи, если только Дарья Донцова или очень успешные, раскрученные авторы, которых очень мало. Писатель должен где-то зарабатывать деньги.
В силу того, что литература стала больше рыночным продуктом, чем духовным, изменились критерии, по которым отбираются писатели, входящие в литературную элиту постсоветской литературы.
И не было Большой книги и Русского букера, обладание которыми теперь является пропуском в мир «большой литературы». Хотя за бортом этого мира остаются часто талантливые писатели.
Каждый год в интернете появляются длинные и короткие списки этих и менее значительных премий, из которых зарубежные и российские издательства получают информацию о том, чем и какими именами теперь пополнится книжный рынок.
Премии влияют и на издаваемость писателя в России. Издательства хотят издавать писателей с громкими именами. Поэтому малоизвестному или начинающему автору очень трудно попасть в авторы крупного, да и просто рядового издательства.
И в прошлые времена были премии, Сталинская, позже Ленинская и Государственная. Но их не раздавали с такой лёгкостью, как современные.
Жюри современных литературных премий, состав которого каждый год меняется, часто состоит из случайных людей, имеющих разные вкусовые предпочтения.
Как-то Марат Гельман откровенно признался, что он, будучи членом жюри одной из главных литературных премий, ничего из представленного на конкурс, не читал, но ему рассказали друзья, которые читали. И им вроде бы не понравилось.
Теперь востребован не реализм, а постмодернизм. Что это такое, точно никто сформулировать не может. Но, когда один из главных современных прозаиков Михаил Шишкин был уличён в плагиате (списал почти без изменений кусок у Веры Пановой), он разъяснил неразумным, что это постмодернизм.
Произведения автора, которые увлекают читателя, подобно литературе 19 или даже большей части 20 века, уже не принимаются литературной тусовкой. Говорят, что они линейны, это уже не современно. Сейчас мода на нелинейность.
Это как арифметика и высшая математика. Новаторская литература – это больше не арифметика, а дифференциальное и интегральное исчисления.
Для успеха на поприще литературы, особенно если нет таланта, неплохо быть приверженцем западных ценностей. Тот же Шишкин может быть хрестоматийным примером успешного писателя.
Кроме постмодернизма, так ловко внедряемого в его тексты, он пару лет назад громко заявил, что отказывается от участия в составе российской делегации в книжной ярмарке в Нью-Йорке в знак протеста против внешней и внутренней политики России.
Он даже обвинил руководство агентства Роспечать, что его хотят купить, заплатив за его поездку в США, Тогда многие его коллеги подумали, что он таким образом рассчитывает получить Нобелевскую премию.
Литературные премии, с одной стороны, полезны. Они приносят автору известность и денежное поощрение. Повышается статус автора.
Они порождают обсуждение в обществе и интерес к авторам. Можно назвать премии социокультурным феноменом.
Но премии и вредны. Их можно назвать убийцами литературы. Происходит вытеснение критерия художественности. Часто авторы пишут книги под премии. Например, некоторые «разгоняют» текст под Большую книгу. Хотя иногда эту премию получают и авторы не очень толстых книг.
При этом, премии интегрированы в книгоиздательскую индустрию. Они являются инструментом продвижения литературы к читателю не только российскому, но и зарубежному.
Что касается издания произведений российских авторов за границей, это не так важно для популяризации писателя. Это имеет значение больше для повышения самооценки автора. Важнее тиражи в России и возможность автора получить доступ на площадку, где о нём узнают.
Как правило, на международные книжные ярмарки ездят одни и те же писатели, уже ставшие известными. Но это изменить трудно. Делегации формируются по такому же принципу, как и распределение премий.
Многие процессы в жизни уже не остановить, остаётся к ним приспособиться. А талантливым авторам надо продолжать писать и радовать читателей линейной литературой.