Операция «Дунай»

Об операции «Дунай» я узнал от отца – офицера Советской Армии. Тогда, в августе 1968-го, мне едва «стукнуло» полтора года, поэтому об операции и его участии в ней, мне стало известно несколько позже. В советский период о «Дунае» особенно много не распространялись. Поэтому скупые воспоминания отца о «пражской весне» - как назвали потом попытку чехословацких товарищей построить в своей стране «социализм с человеческим лицом», пришлось дополнять с помощью альтернативных источников.

Ситуация стала накаляться, когда во главе компартии Чехословакии – КПЧ весной 1968 года стал Александр Дубчек. Сегодня его назвали бы реформатором-рыночником или «чехословацким Горбачёвым», тогда же для многих в нашей стране он стал контрреволюционером, подрывающим устои социализма. 

С его подачи братская ЧССР начала проявлять всё бо́льшую независимость от Советского Союза – для начала во внутренней политике. В стране существенно ослабла цензура, началось создание многопартийной системы. Было заявлено о стремлении обеспечить полную свободу слова, собраний и передвижений, необходимости установить строгий контроль над деятельностью органов безопасности, облегчить возможность организации частных предприятий и снизить государственный контроль над производством. Кроме того, планировалась федерализация государства и расширение полномочий органов власти субъектов ЧССР — Чехии и Словакии. Увы, но не обошлось тогда и без чисто антисоветских, даже националистических и русофобских лозунгов и призывов.

Всё это руководством Советского Союза воспринималось, как явная угроза всему социалистическому лагерю и сложившейся партийно-административной системе, с которой тогда ассоциировался подлинный социализм. Поэтому самостоятельность и инициативы чехословацкого лидера доставляли немало хлопот Москве. На него пытались влиять: беседовали, уговаривали, убеждали. Драматизм ситуации был ещё и в том, что сам генеральный секретарь правящей партии Леонид Брежнев называл главу КПЧ за глаза «Сашей», верил ему. Однако, к началу августа ситуация стала явно выходить из-под контроля даже Дубчека. 

За событиями в Чехословакии внимательно следили и на Западе. Вблизи границ ЧССР и ФРГ тогда как раз проходили манёвры НАТО «Чёрный лев». Там явно готовились вмешаться и прийти на помощь молодой демократической поросли в случае прямого к ним обращения, прорвавшихся во власть западников. Сценарий всё тот же и не меняется уже много десятилетий. Допускать этого было никак нельзя. Поэтому в кратчайшие сроки руководством СССР была спланирована, а затем и блестяще проведена операция «Дунай». Сегодня о ней достаточно информации в сети. Остаётся добавить личные впечатления моего отца, который, слава Богу, живёт и здравствует доныне. 

Мама, папа и я. Венгрия 1967 год.jpg

Итак, старший лейтенант Алексей Илющенко по окончании с красным дипломом Рязанского военного автомобильного училища, проходил службу в Южной группе войск. Так загадочно тогда называлась Венгрия, где находилась наша войсковая группировка. По получение боевого приказа, которого они, конечно же, ждали его гвардейский мотострелковый полк, выдвинулся к границам соседней республики. 

Шли плотной колонной. Машины, которые из-за поломок останавливались, моментально окружались местными жителями. Хотя вооруженных людей среди них, практически, не было, удовольствие оказаться среди возбуждённых граждан независимого государства, считавших советских солдат и офицеров  оккупантами, было сомнительным. В лучшем случае это были оскорбления, угрозы.  

Отец вспоминал, например, такой характерный момент. Когда он, задыхаясь от жары и пыли, чуть приоткрыл боковое стекло машины, чтоб глотнуть свежего воздуха, на подножку тут же вскочил молодой парень. И начал выкрикивать оскорбления, пытаясь даже ударить офицера. Стекло все же удалось поднять, но возбужденный чех успел плюнуть ему в лицо. «Что делал, что делал? – хмурил брови отец на мой наивный вопрос: «а что было потом?» - Утёрся и поехал дальше». Отвечать, реагировать на угрозы и оскорбления советским военным было категорически запрещено! 
Характерен и другой рассказанный им показательный случай, как вели себя оккупанты. Один из советских танков, отставших от колонны из-за поломки, на большой скорости нагонял свой полк. Впереди мост, а на нём выстроились местные жители, среди которых были дети. Они, взявшись за руки попытались заблокировать единственную дорогу. Командир танка старшина Юрий Андреев принял решение, не останавливаясь, объехать препятствие. Однако, не справившись с управлением, тяжёлая машина рухнула с моста. Все члены экипажа погибли. Дома долгое время хранилась фотография опрокинутого танка. Сейчас, к сожалению, найти её не удалось. 

…Там, где люди берутся за оружие, оно не может не выстрелить. Да и свобода чего-нибудь стоит. Жертв, хотя и относительно небольших, избежать, не удалось, но советские солдаты и офицеры не были политиками и диплотами, которые, обычно, и начинают войны. Они честно сделали свою работу - выполнили приказ: остановили мятеж, избежав куда большей крови. 

Отец вспоминал, как их полк встречали в военном городке. Громыхала медь духового оркестра, на раскалённую, пыльную броню летели цветы, а женщины плакали. На руках у мамы был тогда и я. 

5
1
Средняя оценка: 2.65294
Проголосовало: 340