Рядом с классиками

В ПОСЛЕДНИЙ раз, когда наведывался в Минск и зашел к народному писателю Ивану Петровичу Шамякину, он, встретив меня на пороге, первым же делом поинтересовался: «Ну как там, на Гомельщине, наша писательская братия поживает?» Слушая меня, классик белорусской литературы и мой прославленный земляк суетился на кухне — собирал что-то на стол: гость ведь, привечать надо. Хотя я и сопротивлялся, перед гостеприимством Ивана Петровича не устоял. Потом мы пили кофе, и я продолжал рассказывать… О писательской братии, да-да: как и просил Шамякин. А поскольку я тоже вхож в эту братию, то и о себе — о том, что пишу, где печатаюсь… Ему было интересно — это было видно по выражению его глаз и по тем вопросам, которые задавал. 

ИВАНА ШАМЯКИНА нет с нами уже без малого четырнадцать лет. Многое изменилось за это время в жизни литераторов нашей Гомельской области. Но сложившиеся годами традиции продолжают молодые поэты и прозаики. И это главное.
Еще будучи школьником, а жил я в деревне Гута Рогачевского района, заболел литературным творчеством. Писал стихи, рассказы. Понемножку начал печататься в газетах, а первый рассказ «Шчарбаты нож» (названия журналов, книг, альманахов, произведений я пишу на белорусском языке; знаю, что наш язык славянам понятен и доступен) увидел свет в «Вясёлцы». Радовался еще и потому, что меня представили в журнале не как ученика Ильичевской средней школы, а как писателя — фамилия дана полностью и вверху. Как и положено — рисунок. Первыми моими читателями стали дед Яков и бабка Поля, а также деревенская ребятня: тогда, приятно вспомнить, ту же «Вясёлку» многие выписывали и читали. Да и гонорар приличный заплатили! Я смог даже кое-что из тех рублей выделить бабке Поле на сахар и селедку, а деду Якову на курево. Во как!
Меня, кстати, сразу заметили, стали приглашать на различные районные литературные мероприятия. А гомельский писатель Михась Даниленко, которому я осмелился отослать первый «взрослый» рассказ, отнесся ко мне как к равному. Он полностью разобрал мое начинание, указал, где и что поправить. Одним словом, вдохновил. Михась Петрович и сегодня в свои девяносто лет с хвостиком пишет и печатается, показывает пример писательского долголетия. Низкий поклон ему.
К чему я все это? Так получилось, что мне пришлось возглавить нашу областную писательскую организацию и стоять у ее руля 15 лет. И когда ко мне обращались начинающие авторы, я вспоминал свою дорогу в литературу, вспоминал Михася Даниленко и Миколу Чернявского (это он подготовил и сдал в издательство мою первую книгу рассказов для детей, сам же я служил в армии далеко от Беларуси), и, конечно же, всегда стараюсь относиться к молодым поэтам и прозаикам так, как старшие товарищи относились ко мне. Заботливо, внимательно и в то же время требовательно. Даже сейчас, став пенсионером (естественно, по документам), я охотно читаю рукописи начинающих авторов. Да и не только начинающих. Если они тянутся ко мне — значит, верят в мою помощь и поддержку. В литературе, согласитесь, без этого не обойтись. В этом я убедился и на своем собственном опыте. Пример было брать с кого – жил не просто рядом с классиками, а постоянно чувствовал на себе их поддержку и понимание.
В 1967 году у нас на Гомельщине была создана областная писательская организация, которую возглавил прозаик Леонид Гаврилкин. После его переезда в Минск бразды правления перешли Ивану Серкову, автору нашумевшей тогда повести для подростков «Мы с Санькой в тылу врага». С Иваном Киреевичем меня связывала тесная дружба до последних дней его жизни. Мы часто бывали в его родных Покалюбичах, что в каком-то километре от Гомеля, в той хате, где он рос. Встречались и в его городской квартире. После первой повести Серкова увидели свет и две другие: «Мы — хлопцы живучие» и «Мы с Санькой — артиллеристы». Над заглавием последней повести думали вместе — или, точнее сказать, Иван Киреевич советовался со мной. Могла повесть называться и чуток иначе — «Мы с Санькой — салаги». Но в конце концов точку поставил сам автор.
Так получилось, что с легкой руки Ивана Серкова меня избрали секретарем областного отделения Союза писателей. Тогда в нашей организации были такие известные литераторы, как прозаик Михась Даниленко, поэты Владимир Веремейчик, Микола Янченко, Виктор Ярец, прозаик Александр Сопот. Они регулярно печатались, издавали книги. Издал значительно позже не без помощи Валентина Лукши, который тогда возглавлял республиканское издательство «Юнацтва», и Иван Серков три повести под одной обложкой — «Мы з Санькам…»
Знаете, все же вина какая-то у меня перед Иваном Серковым осталась. Его трилогию областная писательская организация выдвигала на Государственную премию. Премию получил В. Юревич за книгу, кажется, «Жывое слова». Где она, та книга? А повести Ивана Серкова и сегодня не выпускает из рук ребятня. Как сказал мне писатель Сергей Чигрин, на книгах Серкова он вырос, а недавно взял и перечитал их. «Здорово! Это литература! Она — и для внуков и правнуков наших…» Кстати, повести И. Серкова отмечались премиями на литературных конкурсах — как в Минске, так и в Москве. Притом в Москве была первая премия на Всесоюзном литературном конкурсе произведений для детей и юношества, в Минске — вторая…
В свое время высоко оценил творчество гомельского литератора писатель Генрих Долидович. Последний, кстати, заметил, что после «Миколки-паровоза» Михася Лынькова лучших книг для детей на военно-патриотическую тему никто у нас не написал.
Наша писательская организация постоянно пополнялась талантливыми авторами. Пришли прозаики Анатоль Боровский и Валентина Кадетова, поэты Изяслав Котляров, Софья Шах, Иван Кирейчик, Таисия Мельченко и Нина Шклярова. Вернулся из России в Гомель Юрий Фатнев. Но, к большому сожалению, мы потеряли Владимира Веремейчика, Ивана Кирейчика и Миколу Янченко. Позже — и Ивана Серкова, Александра Сопота. А совсем недавно — ярких, самобытных поэтов Александра Дубровского, Феликса Мыслицкого и Игоря Журбина.
Рогачевщина, где жил и творил Микола Янченко, увековечила память о нем, назвав одну из улиц райцентра именем поэта. На доме в Покалюбичах, где жил Иван Серков, появилась памятная доска… Читал где-то, что в Ганцевичах, на малой родине Ивана Кирейчика, названа улица его именем.
Но ведь Гомельщина и малая родина лауреата Государственной премии нашей страны Анатоля Гречаникова. А где это видно? В названиях улиц, библиотек? Отнюдь. Хотя, должен заметить, в Тереховке Добрушского района библиотека носит имя Леонида Гаврилкина, а в Житковичах создан литературный музей поэта и прозаика Миколы Гомолки.
Но надо заметить, что благодаря стараниям нового председателя областной писательской организации Владимира Гавриловича, и это очень похвально, в сентябре этого года будет открыта мемориальная доска на доме в Гомеле, где жил А.Гречаников. Событие это произойдет во время традиционных «Славянских литературных встреч».
Классики, конечно же, у нас в почете. В Глинищах, на малой родине лауреата Ленинской премии, народного писателя Ивана Мележа давно принимает посетителей музей. Недавно широкая экспозиция, посвященная жизненному и творческому пути народного писателя Ивана Шамякина, развернута и в Добрушском краеведческом музее, а на его родине, в деревне Корма, установлен памятник. В Старых Журавичах на Рогачевщине действует музей народного писателя, драматурга Андрея Макаенка, также установлен памятник.
В вопросе увековечивания знаменитых писателей еще много белых пятен. Стереть их — задача, верится, ближайшего времени.

А ЛИТЕРАТУРНАЯ жизнь в моем Гомеле и в моей области продолжается. Издаются новые книги, выходит альманах «Літаратурная Гомельшчына». Примечательный факт: если раньше писатели группировались в основном в Гомеле, то сегодня они живут в самых разных уголках области. Михась Слива, к примеру, в Рогачеве, Виктор Ловгач — в г.п. Октябрьский, Валентина Кадетова — на Жлобинщине, Александр Коляда — в Мозыре… Такое расселение литераторов по области, согласитесь, способствует развитию талантов на местах. Есть с кого брать пример, есть на кого равняться.
Поэтесса Нина Шклярова, надо отдать ей должное, организовала и ведет занятия в школе юных писателей, которая действует на базе Славянской библиотеки. Имеются и первые успехи. Еще будучи студентом университета им. Ф. Скорины Александр Барановский издал два сборника стихотворений, за которые был принят в Союз писателей Беларуси. А поэтесса Мария Малиновская зарекомендовала себя и на международном уровне.
Но нельзя не отметить и то, что во многих районах перестали существовать даже на бумаге литературные объединения. Не выходят литстраницы. А там, где и печатают изредка произведения местных авторов, не выплачивают им даже мизерный гонорар. Для своих сотрудников гонорар есть, для внештатников — не-а. Так, дескать, устав состряпан. Не победнейте, господа! Дайте поэту-школьнику на конверт, чтобы он отправил свои стихи в столицу. Да и на пирожок. Написать то же стихотворение не каждому дано, это, согласитесь, труд, а каждый труд должен оплачиваться. Это мы и без Ленина знаем.
А вот городской газете «Гомельские ведомости» и ее уже бывшему редактору Тамаре Суботко хочется сказать отдельное спасибо. Несмотря на малую газетную площадь, здесь находили возможность освещать литературный процесс в области. Думается, хорошее дело будет жить и при новом руководителе газеты – Ольге Селезневой.
Образцом для подражания может стать литературное объединение «Пралеска», которое работает при Славянской библиотеке в областном центре. В настоящее время его возглавляет член Союза писателей Беларуси прозаик Ева Дудорга. Результатом этой плодотворной работы стал коллективный сборник, который и назвали так, как называется объединение. Под одной обложкой — десятки авторов. Тут и профессиональные литераторы, и самодеятельные. За издание этой книги авторы благодарят свой районный исполнительный комитет и коммунальное сельскохозяйственное предприятие «Тепличное».
Похвален и следующий пример. В последнее время в Гомеле увидели свет коллективные сборники «Настрой», в котором собраны лучшие произведения работников культуры области, «Сиреневая свежесть», где представлены произведения медиков, «Вуліца Настаўніцкая» и «Пад небам Палесся» — с литературными произведениями работников образования и науки. Все эти сборники изданы по инициативе и полной финансовой поддержке отраслевых профсоюзов области.
Конечно, сегодня нашу писательскую организацию трудно представить также без Бориса Кавалерчика, Михася Болсуна, Олега Ананьева, Лилии Величко, Евы Дудорга, Александра Атрушкевича, Анны Атрощенко, Елены Матвиенко, Эммы Устинович, Лидии Возисовой, Александра Джада, Ивана Лосикова… У каждого из них свой творческий почерк, но цель одна — верно служить слову, служить родной литературе.
Приятно также отметить, что мы, писатели трех граничащих между собой областей — Гомельской, Брянской и Черниговской — часто проводим совместные литературные мероприятия. Нас печатают там, мы их — здесь. Как и должно быть у соседей. Поэтому на Гомельщине хорошо знают имена украинцев Станислава Репьяха, Петра Куценко, Василя Буденнова, россиян Владимира Сорочкина, Николая Постнова, Николая Мельникова и многих других литераторов.

НАША Гомельщина — солнечный, уютный уголок родной Беларуси. Здесь живут трудолюбивые и талантливые люди, и когда на их долю выпадали серьезные испытания и в годы Великой Отечественной войны, и после аварии на Чернобыльской АЭС, они всегда с еще большим усердием и старанием продолжали и продолжают благоустраивать свою жизнь. На полях и фабриках, на фермах и заводах, в студенческих аудиториях — всюду, где можно приложить свои силы и знания, мои земляки добиваются заметных успехов. Не выбиваются из этой колеи и писатели. Издано много и талантливых книг, и, чего греха таить, не совсем таковых. Надо мириться: перед деньгами сегодня трудно устоять издателю...

5
1
Средняя оценка: 2.73846
Проголосовало: 260