Черниговщина – колыбель русского единства и православной духовности
Черниговщина – колыбель русского единства и православной духовности
4 и 5 октября в помещении черниговского Коллегиума состоялись четвёртые по счету научные чтения, приуроченные ко дню рождения известного в городе архитектора Андрея Карнабеда, – художника, краеведа и исследователя древностей Его именем и названы эти чтения.
С момента своего основания в Черниговском коллегиуме не было разделения на национальности и сословия – здесь учили всех, благодаря чему за 86 лет своего существования, до момента преобразования в семинарию, коллегиум выпустил множество образованных людей.
А заслуги Карнабеда перед Черниговом состоят в том, что он, как профессионал, является автором и соавтором многих проектов строительства и восстановления сооружений нашего древнего города, среди которых памятники Богдану Хмельницкому и освободителям города на площади Победы. Он принимал участие в восстановлении и реставрации памятников архитектуры прошлого: Пятницкой церкви, Борисоглебского, Спасского и Троицкого соборов, Коллегиума, Дома Лизогубов и других сооружений, которые сегодня определяют исторический облик областного центра. С его участием был восстановлен бюст из бетона, тонированного под бронзу, советского военного деятеля Михаила Фрунзе, пострадавшего в 1941 году (бюст снесён со своего постамента в ходе т.н. декоммунизации)
С приветственным словом к участникам конференции обратился Генеральный директор Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов стародавний» Юрий Соболь, по предложению которого участники конференции почтили память Карнабеда минутой молчания. В чтениях, названных именем Карнабеда, приняли участие местные и иногородние знатоки истории и археологии из Киева, Глухова, Винницы, Львова, Нежина, а также из Гомеля. Обзорную информацию «Сохранность культурного наследия: вызовы и локальные особенности» представила в своём докладе кандидат исторических наук Инна Непотенко.
Всего на этой конференции было заслушано более 30 научных выступлений, большинство из которых касались истории прошлого и проблем настоящего Чернигова, как одного из административных, православных и культурных центров Киевской Руси. В рамках конференции состоялось открытие выставки в Борисоглебском соборе: «Археологические исследования 2018 года на территории Окольного града старого Чернигова». О широте охвата научных тем свидетельствует перечень выступлений, среди которых были: «Чернигово-Сиверщина в документах Венского архива рода Разумовских (1757–1799 годов)»; «Черниговская земля и Византийская империя: отдельные историографические интерпретации отношений»; «Иерусалимские Уставы XV–XVII столетий в коллекции Национального музея во Львове»; «Метрические книги Пятницкой церкви 1876–1898 годов, как исторический источник.»; «Дом художника Петуся: характерный образец черниговской деревянной архитектуры».
Отталкиваясь от материалов конференции, есть повод поговорить о Черниговщине (Сиверщине), как об очаге восточно-славянской цивилизации и православия на Руси, а также о перспективах дальнейшей популяризации этого региона в мировом масштабе, поскольку он этого заслуживает. Рассказ об истории Чернигова, как центра княжества Мстислава Владимировича и его брата Ярослава Мудрого, требует отдельного материала, а посему просто взглянем с высоты прожитых двух тысячелетий на ее ключевые моменты. Княжество включало в себя добрую половину земель Киевской Руси. Чернигов был одним из крупнейших европейских поселений (около 40 тысяч жителей), местом государственного взросления мудрого князя той поры – киевского Владимира Мономаха.
Ранняя история Киевской Руси и Черниговщины, как составной её части, полна загадок, мифов и крайне противоречивых сведений. Но при всем этом из глубины веков отчетливо проступают контуры вполне жизнеспособного государства с развитыми городами, налаженным земледелием, разветвленной торговлей и ремеслом, богатой культурой. Среди местных князей было немало выдающихся государственных деятелей, блистательных полководцев, талантливых дипломатов.
Территория современной Черниговщины на стыке первого и второго тысячелетий входила в состав Северской земли, являвшейся составной частью Киевской Руси, а сам Чернигов играл важную роль в деле её экономического, торгового и политического становления. Формирование единого древнерусского государства положительно отразилось на этническом развитии восточнославянских племён, которые постепенно сложились в единую древнерусскую народность из белорусов, украинцев и россиян. После принятия Киевской Русью крещения православие стало определять и её духовное единство. К началу второго тысячелетия Чернигов становится вторым по значимости центром Киевской Руси после стольного града. Уж очень удобно располагался город на укрепленном самой природой высоком берегу Десны, позволяющим защищаться от набегов варягов и налаживать деловые связи с соседями.
В конце X века князь Владимир Святославович, завершая объединение восточнославянских племён и укрепляя великокняжескую власть, заменил черниговских местных князей своими наместниками. Дальнейшее развитие и укрепление феодальных отношений привело к попыткам местных феодалов выйти из-под власти киевского князя. После смерти Владимира началась борьба между его сыновьями Мстиславом и Ярославом, занявшим киевский престол. Черниговские бояре и дружина поддержали Мстислава в его стремлении стать черниговским князем, в итоге тот стал первым их князем и правил городом до 1036 года. При нем формируется политический и религиозный центр города – Детинец, сооружаются новые крепостные стены, княжеский дворец, начинается строительство Спасского собора. Чернигов быстро развивался и стал богатым и хорошо укрепленным городом.
Здесь же, в Чернигове, находилась и находится до сих пор Черниговская и Новгород-северская епархия – одна из древнейших на Руси. Архиерейская кафедра в городе была учреждена в 992 году, а её владыка занимал третью ступень между русскими епископами. Первоначально епархия именовалась Черниговской и Рязанской, а в ее состав входили земли современных Орловской, Калужской, Тульской, Владимирской, Курской, Рязанской, Московской и Смоленской областей. Позднее значительная часть её территории отошла к новоустроенным Рязанской, Смоленской и Владимирской епархиям, после чего она стала именоваться просто Черниговской.
Многое Чернигову пришлось испытать во втором тысячелетии: землетрясения, засухи наводнения и пожары. Испытал он на себе и княжеские междоусобицы и нападения половецких орд. В 1239 году город был захвачен и разграблен татаро-монголами. В страшном пожаре сгорели храмы и другие постройки, исчезло много культурных ценностей. Звезда Чернигова закатилась на долгие годы. Но в конце концов она вновь засияла.
История древнего Чернигова тесно связана с подземными монастырями, которые сегодня удивляют и привлекают туристов со всего мира. Одним из таких монастырей являются Антониевы пещеры, окутанные тайнами и захватывающими легендами. Их история начинается еще со времен Киевской Руси, когда в 1069 г. в Чернигове поселился святой монах Антоний, основатель Киево-Печерской лавры.
Ему приглянулись Болдины горы: там было тихо, чувствовалась какая-то удивительная энергетика и сила. Еще в дохристианские времена это место считалось святым, там находился языческий храм бога Перуна, а также росла священная дубовая роща. В толще Болдиных гор Антоний выкопал пещеру для уединения и молитв. Но со временем пещера превратилась в большой подземный монастырский комплекс с церквями и кельями, где селились монахи. Существует много легенд об этих пещерах и их обитателях. Одна из них рассказывает о том, как в 12-м столетии на город напали татары. Они бросились преследовать монахов, но так и не нашли их, поскольку обитатели бесследно скрылись в пещерах.
Чернигов, и Черниговщина в целом, богата на исторические и культовые строения прошлого. Остановимся кратко лишь на некоторых из них, приуроченных к историческим событиям, а также именам далёкого прошлого города и Киевской Руси
В историческом центре города, на высоком мысу отделенном оврагом от Вала и Черниговского детинца, находится Екатерининская церковь, которая является одной из архитектурных доминант Чернигова. Возведена она на средства братьев Семёна и Якова Лизогубов, по завещанию их отца Ефима.
Построена в 1715 году в память о героизме их деда Якова Лизогуба и казаков черниговского полка, проявленном ими при штурме турецкой крепости Азов в 1696 году.. Кстати, историческое Северское казачество дислоцировалось на территории современных Сумской, Черниговской областей Украины и Брянской, Белгородской и Курской областей России. Оно участвовало в русско-польской войне на стороне единоверной Руси.
Борисоглебский собор относится к числу самых древних культовых сооружений Украины. Его строили в период 1120–1123 гг.
Основателем считается князь Давид Святославович. Изначально храм предназначался как усыпальница для рода Давидовичей. В его стенах можно увидеть глубокие ниши, которые свидетельствует об этом. Название храма связано с причислением к лику святых Бориса и Глеба.
Спасо-Преображенский собор – пятиглавый Свято-Преображенский восьмистолпный храм в Чернигове, действующий храм-музей. Входит в состав национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний».
Это старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества. Является одним из немногих уцелевших строений периода домонгольской Руси. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. Здесь, в соборе, покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», а также и других князей той эпохи. В 1989 году вместе с историческим центром Чернигова собор был добавлен в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В западной части Чернигова на Болдиных горах расположен Троицкий кафедральный собор. Он является уникальным творением 18-го столетия.
Необыкновенное строение храма привлекает туристов, а его чудотворные святыни – паломников со всей Украины, России и Белоруссии. Здесь до сегодняшних дней находится Черниговская и Новгород-северская епархия, возглавляемая патриархом Амвросием.
Исторические памятники Черниговщины давно привлекли внимание международной организации ЮНЕСКО. Именно поэтому они довольно уверенно несколько лет лидируют в предыдущих списках. Стоит заметить, что так называемый исторический центр Чернигова включен в Предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Трудные времена переживает сегодня Черниговщина и Украина в целом. Обещанное украинцам 27 лет назад процветание по европейским стандартам и ценностям оказалось пустопорожним обещанием и обманом. Вот и возникает желание вспомнить слова нашего великого земляка Николая Гоголя, который устами Тараса Бульбы произнес перед боем свою философскую речь о русском товариществе:
«Вы слышали от отцов наших и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышны, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества!.. Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды, да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.
Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи, гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт как продают бездушную тварь на торговом рынке. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь звалялся он в саже, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество»
К этим мыслям и переживаниям отечественного гения трудно что-либо добавить с учётом реалий сегодняшнего дня. В том и состоит достоинство гения, что он, с позиции текущего момента, был способен предвидеть будущее общества, в котором он жил со своими чаяниями и проблемами. Помимо духовного единства, начало которому положено нашим крещением в качестве единого русского народа, помимо того, что наше единство диктуется пребыванием на едином географическом пространстве. К единству нас взывает и общая наша история, общие воспоминания о свершениях, победах и бедах предков. Вся наша история является свидетельством спасительности нашего единства и гибельности для нас раздельного существования. И даже когда Русь столетиями была разодранной на части – все они стремились к единению, обусловленному единством нашей веры.
В самом начале XVIII века на юге сегодняшнего черниговского Полесья на границе с Белорусью поселились гонимые властью и судьбой старообрядцы. Эти фанатично преданные православной вере люди презирали тех, кто согласился с Никоновскими реформами. Убежденные бунтари и протестанты они ставили на первый план веру, и лишь потом земные блага. Здесь они основали село Добрянку и окружающие её поселения и довольно быстро вжились в местную среду. Им было присуще обострённое чувство патриотизма, которое они проявили на очередном этапе русско-шведской Северной войны.
Когда разъезды Карла XII достигли Репок и Замглая, поселившиеся в этих местах старообрядцы создали вооруженное топорами, рогатинами и дрекольем ополчение, чтобы отразить вторжение оккупанта и взяли в плен нескольких шведов. Затем они вывезли их в брянские леса, где в это время располагалось войско Петра Великого, готовившееся к решающим битвам с противником. Государь высоко оценил поступок добрянцев и решил их отблагодарить. На его вопрос, что они хотели бы получить от него, практичные староверы высказали две просьбы: узаконить их поселения на Черниговщине и разрешить ношение бород. Благодарный Государь тут же издал два соответствующих указа.
Поэтому, несмотря на новое разделение, мы рано или поздно вынуждены будем признать всю тщетность и пагубность нашего безумного бега за европейскими миражами. В конце концов, уяснив для себя, что Запад, в силу своих мировоззренческих установок, никогда не признают нас своими, равными себе, хотя и готовы нас использовать в своих целях, сопровождая это какой-нибудь поощряющей риторикой. Рано или поздно мы осознаем, насколько гибельно для нас пытаться жить чужой жизнью, попирая спасительные духовные опоры, оставленные нам предками, меняя их на мифические чужеземные «блага».
Сегодня, оглядываясь на реалии дня, возникает необходимость быть искренним и настоящим патриотом общества и края, в котором ты живёшь, беречь традиции и культурно-историческое наследие этого общества. В противном случае вместо мира случится гражданская война, вместо благополучия – нищета, вместо культуры – фольклор, а вместо науки – народные ремёсла и промыслы.