Досрочные выборы в Армении: зачем спешит Пашинян?

9 декабря пройдут внеочередные выборы в армянский парламент. Формальным основанием для них явился правительственный кризис – неспособность депутатов два раза подряд избрать премьера. Но кризис то был искусственно вызван самим Николом Пашиняном. Почему же вроде бы бесспорный лидер местного Майдана так жаждет «перетасовать» в свою пользу парламентскую «колоду»?

Ведь нынешний состав законодателей был избран в 2017 году на целых 5 лет, до 2022 года. И теперь недоработает до конца своей каденции целых 3 с половиной года. И, вообще, любые выборы – мероприятие недешевое, требующее немаленьких расходов в том числе и от госбюджета. Зачем же нынешней властной элите было так спешить?
Причин тут несколько. Главная – среди наличного состава депутатов большинства у Пашиняна нет от слова совсем. Даже после устроенного им «майдана» и перехода на сторону «восставшего народа», наиболее крикливой тусовки, навязавшей свою волю молчаливому большинству, нескольких фракций-перебежчиков. А ведь Армения по новой Конституции – парламентская республика, власть принадлежит депутатскому большинству, избирающему главу правительства, перед которым последний и является подотчетным.
Как известно, народные избранники, пусть и не с первой попытки кумира местного Майдана в кресло премьера таки посадили. Больно уж сильно орали его сторонники у здания парламента – проголосовать по иному законодателям было просто страшно. 
Но после того, как первый шок прошел, оппозиционное депутатское большинство (тот еще «оксюморон») время от времени напоминало своему оппоненту, что оно его власть только терпит. И готово последней лишить при первом же удобном случае – причем, в полном соответствии с Основным Законом. 
Что делать «бедному» Пашиняну – каждый раз при мало-мальски серьезном голосовании толпу своих сторонников к парламенту приводить? Вот и спровоцировал премьер правительственный кризис – ушел в отставку, предварительно заручившись гарантиями депутатов, что они никого другого вместо него не даже не выдвинут. А повторное выдвижение пашиняновской кандидатуры тоже не поддержат. Соответственно, «революционный вождь» получил что хотел – роспуск очень неудобного для него депутатского состава.

***

На самом деле то вышеупомянутые «палки в колеса» для деятельности новой власти столь уж роковыми и не были. И, теоретически, с досрочными выборами можно было и не спешить – дождавшись, например, крупных успехов нового правительства. А депутаты, находящиеся под «прессингом» местных «майдаунов» и так бы голосовали, как им скажут. 
Подобное наблюдалось в истории уже много раз, скажем, на Украине – после победы очередного Майдана. Так, в 2014 году все те же якобы «пророссийские» депутаты от Партии Регионов Януковича благополучно проголосовали и за начало карательной операции на Донбассе, и за отмену сносного статуса русского языка, и за многие другие столь же одиозные начинания.
Потому что, с одной стороны, над их заграничными счетами висела угроза «благословенного Запада» «заморозки» в случае непослушания. С другой стороны, уже на самой Украине, нацистские громилы угрожали попросту сжечь их элитную недвижимость - вроде особнячков в курортных зонах под Киевом.
Тем не менее, всей этой ренегатской «братии» «кураторы» «неньки» из США предпочли дать пинок под зад – сходными с «пашиняновскими» методами спровоцировав Указ Порошенко на роспуск Верховной Рады. Во-первых, для того, чтобы заменить этих мечущихся из стороны в сторону безыдейных предателей на твердокаменных нацистов, люто ненавидящих «проклятую Москву», независимо от связанных с этим экономических и прочих потерь.
А, во-вторых, в памяти «мирового обкома» еще был свеж пример после прошлого Майдана 2004 года – когда захвативший власть американский ставленник Ющенко дал возможность доработать Раде положенные по Конституции 16 месяцев. За которые прежде недостижимый для укро-политиков рейтинг «глав-цитруса» в 60% упал до жалких 15%, а после выборов 2006 года в кресло премьера вернулся вроде бы окончательно побежденный на Майдане Виктор Янукович.

***

И дело, что на Украине, что в Грузии, что в Армении отнюдь в каких-то «допускаемых революционерами ошибках». Да, ошибки бывают у каждого – но если жизнь людей радикально улучшается, они склонны прощать своим лидерам многие оплошности. 
Все дело в том, что любые «цветные» мятежи происходят под знаком обещания населению «златых гор». На деле же, непосредственные кураторы таких мятежей, вроде сотрудников того же Фонда Сороса, отлично знают, что реально могут предложить оболваненным «революционным массам» разве что «дырку от бублика». 
Потому что сами эти «революции» ж организуются отнюдь не для блага жителей «облагодетельствованных» ими стран – а в интересах Запада в целом и конкретно США в частности. Для улучшения благосостояния нужны очень большие деньги – а Запад готов давать только по чуть-чуть, и то, в виде кредитов образца МВФ, под обязательства проведения «драконовских» либеральных реформ.
Посему рано или поздно революционная эйфория спадает – и начинается тяжелое «похмелье», вместе с большими проблемами для революционных лидеров. Киевской камарилье то в этом смысле было проще – она сразу же после захвата власти отправила осуществивших этот захват нацистов воевать на «Донбасский фронт», уготовив им роль «пушечного мяса». 
А Пашиняну то куда своих «майдаунов» девать, когда они в нем разочаруются? В Карабах - с Азербайджаном воевать? Так независимость этой автономии, как раз, обеспечивала прежняя элита, которую так и называли – «карабахским кланом». 
Нынешние же «революционеры» шли к власти с плохо скрытым намерением «слить» Нагорно-Карабахскую область куда подальше. Чтобы и денег на оборону поменьше тратить - и с соседями, тем же Азербайджаном и союзной ему Турцией малость помириться, для снятия торгово-экономической блокады. 
И, вообще, как-то плохо верится в то, что ереванская «золотая молодежь», свергавшая прежнее патриотическое правительство, вместо того чтобы скакать и кричать на площадях столицы, возьмет в руки автоматы и уедет занимать позиции в окопах «карабахского фронта». Так что если Пашиняну даже удастся без потерь распустить свою «революционную гвардию» хотя бы просто по домам – как без нее получится «давить» на депутатов от оппозиционных фракций? 
Вот и пришлось «народному премьеру» пораньше устраивать досрочные парламентские выборы. Чтобы опираться в своей политике на куда более уговариваемых при наличии «убедительных доводов», в виде преференций от власти, депутатов-бизнесменов.

***

Насколько же оправданы надежды правящей в Ереване властной элиты на завоевание парламентского большинства? В общем-то, по признанию даже нынешней оппозиции – достаточно высоки. Так, по словам одного бывшего министра, «даже кепка и рюкзак Пашиняна могут обеспечить выдвиженцу его партии 80% голосов в любом округе».
Ну, кепка с рюкзаком – это, конечно, важно, но куда большее значение имеет язык лидера местного Майдана. С помощью которого он без устали раздает обещания радикального улучшения жизни сограждан. 
Одно из которых, например – радикальное снижение налогов, с 40 до 23 процентов для малого и среднего бизнеса. А для «микробизнеса» с годовым оборотом до 2,5 млн драмов (чуть меньше 400 тысяч рублей) в год премьер обещает упрощенную систему налогообложения – с ежемесячным взносом в 5 тысяч драмов, около 700 рублей.
Можно догадаться, что бизнесу эти предложения очень понравятся. Понятно, что, чем меньше налоги – тем их плательщикам вольготнее. Вот только как быть с наполнением государственного бюджета?
На Украине ж ведь подобный эксперимент с подачи «консультантов» от МВФ был проведен года 3 назад – налоги для малого и среднего бизнеса снизились практически вдвое. Ожидалось, что бизнесмены на радостях «выйдут из тени» – заодно повысив зарплаты своим работникам.
Но в итоге образовалась лишь колоссальная «брешь» в бюджете Пенсионного Фонда – что потребовало ее закрытия из непосредственно общего Госбюджета. С последующей пенсионной реформой, которая, формально повысила возраст выхода на пенсию не сильно – но вот де-факто лишила права на ее получение миллионы украинцев, доселе вынужденных получать зарплату «в конвертах».
Впрочем, похоже, что Пашинян отлично понимает сходные с украинским опытом перспективы своих «налоговых реформ» - просто пока избегает открыто о них говорить. Хотя, нет-нет – да и проговаривается о том, что «трудоспособным людям пособия платить не нужно – лишь детям, старикам и больным». Что под этим имеется в виду – станет известно уже после гипотетического внедрения упомянутых новаций, и, однозначно – уже после выборов.
В любом случае, исход любых выборов полностью предугадать невозможно. Социология, особенно «придворная», не столько знакомящая, сколько «программирующая» потенциальных избирателей отдать голоса за того, кто «и так победит», с точным прогнозированием точно не справляется. А потом оправдывается – дескать, опросы и «экзит-полы» делались лишь в крупных населенных пунктах, а «глубинка» при этом имела собственное мнение…
Так и сейчас – получит ли Пашинян ожидаемое большинство депутатских мандатов, или же он своей уверенностью лишь выдает желаемое за действительное – мы узнаем только после выборов 9 декабря. И не факт, что оппозиция к этому времени не подготовится для организации уже собственного «майдана» – для защиты гипотетических устраивающих ее результатов голосования. 

5
1
Средняя оценка: 2.83165
Проголосовало: 297