Познер в поисках утраченного времени

Из Википедии: «Познер» — это программа-интервью. Владимир Познер задает вопросы политикам, общественным деятелям, деятелям культуры, искусства, науки, спорта. 
Вообще программа могла бы называться «Голова Познера». Начало очень эффектное. Под ненавязчивый, но узнаваемый саундтрек выплывает голова Познера. Очень стильно. Крупный план, который демонстрирует морщины вокруг глаз, излучающих обаяние мудрости. Бритый череп вызывает ассоциации с Вольтером. Помимо визуального ряда, где с применением высоких технологий даётся серия крупных планов с обзором его головы в разных ракурсах, содержательная часть передачи должна продемонстрировать и внутреннее величие мэтра, что несомненно интегрировано в концепт программы. Прежде всего, Владимир Владимирович снимает с руки часы (конечно, очень непростые) и кладёт их перед собой на стол. Это как бы знак того, что он, уютно расположившись, приготовился к задушевной беседе не только со своим гостем, но и с телезрителями. Его лицо лучится любовью к себе. Он принимает эффектные позы. Здесь зритель видит крупно очки в дорогой оправе, сдвинутые на кончик носа. Иногда в кадр как бы случайно попадает его рука в перстнях с дорогими камнями. Его лёгкий американский акцент, который он бережно сохраняет и поддерживает, должен придавать мэтру особое обаяние, которое до сих пор впечатляет его поклонниц.
Все программы «Познер» построены по одной схеме. Зритель заранее знает, Познер будет склонять гостя к душевному стриптизу, да и гость это знает, готовясь к передаче. У ведущего есть для этого свои приёмы. Он по-журналистски дерзок, задаёт неудобные вопросы, от которых гость может растеряться. Редко, но у него бывают в гостях люди, ещё более дерзкие, чем он. Тогда теряется сам Познер. В такие моменты по-человечески хочется ему помочь, потому что не только лицо, но и весь его облик выражает полную растерянность, почти отчаяние. Но, пройдя этот барьер, Познер снова обретает уверенность в себе и в могуществе своего интеллекта.  В гостях у мэтра бывают личности разного калибра, но всегда известные. Это Михаил Горбачёв и Тина Канделаки, Михаил Прохоров и Евгений Сатановский. Список очень длинный.

Вопросы Познера, как правило, подчиняются определённому концепту. Сначала, чтобы разговорить и расслабить гостя, несколько общих, но доверительных, которые должны создать некое равновесие, иллюзию беседы на равных. Когда это равновесие установлено, следует хук слева, иногда справа. В большинстве случаев, это проходит именно так. Глаза его из лучистых становятся колючими, даже сверлящими, он требует ответа на свой вопрос, повторяет его в другой форме, расставляя ловушки, пытается дожать гостя. Любимые вопросы мэтра – на темы, вызывающие в текущий момент споры и даже раскол в обществе. С уверенностью законодателя даже не страны, а мира декларирует, что правильно, а что – нет в государственной российской политике и не только. При этом мнение его по одному и тому же вопросу может меняться. В одном из интервью говорит, что Хрущёв не имел права сам передать Крым Украине, без решения Верховного Совета СССР. Поэтому тогда присоединение Крыма к Украине было противозаконным. В другом выносит приговор: «Россия отжала у Украины Крым». По поводу войны в Донбасе сказал: главное, что ему не нравится в этой войне, это то, что Запад изменил своё отношение к России. Даже либеральный журналист вздрогнул. Получается, что для Владимира Владимировича мнение о России Запада важнее многих тысяч погибших мирных жителей, не говоря уже о тех, кто воюет? Считает, что нельзя нарушать целостность Украины, даже в ущерб праву Донецкой и Луганской народных республик на самоопределение. Но что греет Владимира Владимировича – он уверен, что в этой войне победит Украина.

Раньше любил спрашивать про отношение к власти. Сейчас, когда власть стала нравиться народу, перестал. Гости у него бывают интересные. Особенно, когда они умные. Правда, когда умные, видно, что ведущий не дотягивает до их уровня, просто не понимает, о чём это они? Как например, в эфире с президентом Института Ближнего Востока Евгением Сатановским, который может точным словом загнать оппонента в угол, но с Познером выбрал другую тактику – это был разговор взрослого с ребёнком, которому надо терпеливо, без раздражения объяснить что-то очень простое. Вообще, не надо бы Познеру приглашать умных гостей. То есть для зрителей надо, но для него самого это становится проблемой, потому что сразу видна ограниченность мэтра, которую обычная его напыщенность только подчёркивает. А вот на эфире с Борисом Гребенщиковым сразу возникло взаимопонимание на почве нелюбви всего советского. Присутствие Гребенщикова в студии сразу настроило ведущего на эстетствующий лад. Он оказался в своей среде – не с каким-то условным быдлом с Уралвагонзавода, достигшим высот в карьере, а с человеком «своего круга», которого тоже от слова «советский», по определению Ксении Лариной, тошнит вишнёвыми косточками. 

Довольно часто Владимир Владимирович во время интервью рассказывает про дочку или внука, сына этой дочки, живущих в Берлине. Сообщается, в каком районе Берлина (конечно, в престижном) они живут. Раньше, когда внук был младше, дедушка рассказывал, в какой непростой гимназии учится мальчик. Теперь, видимо, уже в непростом университете. При упоминании заграничных родственников следует короткий репортаж об отличиях их жизни в положительную сторону от российской.

Особенно угнетают «вопросы его друга Пруста», которые он, объявляя, каждый раз, озаряет своего визави счастливой улыбкой. Такое впечатление, что Познер, действительно, перевоплотился не только в современника Марселя Пруста, но и в его реального друга. Эти вопросы, в представлении ведущего, являются гениальной находкой – придуманные самим Познером, или его редакторами, они удивляют пошлостью и такими же предполагаемыми ответами. 
А традиционные нравоучительные прощалки, которыми завершаются программы, становятся всё примитивнее. На следующий день после передачи, он публикует их в своём блоге, явно как дидактический материал. Вообще его тянет поучать. Особенно в вопросах морали и политики России, как внутренней, так и внешней. При этом, Познер не обозначает свою позицию, потому что ему надо быть везде «своим». Иногда с либералами – даже может их пожурить, иногда с патриотами. Но неоднократно декларировал, что не считает Россию своей страной. Похоже, что он очень страдает из-за утерянного времени, потому что в мыслях о своём величии, видел себя всегда личностью, слава которой будет жить в веках. Единственное, что помешало воплощению этих мыслей в жизнь – переезд на ПМЖ в СССР.

Если рассказывает о каком-то событии в стране, то обязательно, заметит, что он в этот момент как раз был за границей. Без ложной скромности может рассказать, что к нему обратилось «огромное количество» зарубежных теле- и радиостанций с просьбой прокомментировать это событие. Но он всем отказал.

Если задуматься, чем привлекательна программа «Познер», приходишь к выводу, что точно не Познером. Вот гости у него бывают интересные. Возникает вопрос, как Познер, ничего из себя особенно не представляющий, приобрёл популярность и сделал такую карьеру? Здесь напрашивается вывод, что Владимир Владимирович Познер – это проект. Кому-то, явно умному и дальновидному, ещё в то время, когда Познер был неприкаянным иммигрантом, стало ясно, что его можно использовать в интересах государства. Правда, трудно понять, какого, потому что Познер, похоже, сам запутался, на чьи интересы направлена его деятельность. Так и живёт в постоянном движении – возвратно-поступательном и при этом по кругу, не решаясь выбрать, наконец, одну из трёх стран, гражданином которых он является.

5
1
Средняя оценка: 2.70423
Проголосовало: 284