Офелия больше не боится жить
Офелия больше не боится жить
Расскажите мне историю. Расскажите мне тихую историю. Камерную. Про меня саму. Или про вот ту усталую молодящуюся женщину справа от меня в вагоне метро. Может, даже про старуху, упорно с невидящим никого взором везущую свою сумку-тележку через толпу по ногам других пассажиров. Или вот про того мужчину на бульваре с банкой пива в руке. Расскажите просто. Без истерики. Так, чтобы надрыв возник где-то неуловимо внутри самих героев, а не во внешних катастрофах и эффектах, в которые их помещают.
Мне кажется, это все удалось в спектакле Марины Брусникиной по пьесе Юлии Тупикиной "Офелия боится воды". Все мои ожидания спектакль превзошел.
На сцене семья: мама Лия, папа Георгий, их сын Иван, бабушка (мать Георгия) Гера Даниловна и чуть позже в действии появляется еще сестра мамы Лора. Внешне благополучные, они живут каждый в своем маленьком потайном аду непонимания и отсутствия любви. Они предают друг друга, но, в первую очередь, самих себя, они ищут компромисс между реальностью, их мечтами и желаниями и пытаются понять, насколько он возможен.
Спектакль заявлен, как трагикомедия, и, действительно, в первом акте зал смеется и смеется много. Над обезумевшей бабушкой (актриса Наталья Тенякова), которая в своей деменции беспрестанно читает и цитирует "Гамлета" и называет именами его героев членов своей семьи. Над подшучивающим над ней внуком (Павел Филиппов), над отцом семейства (я попала на состав, в котором играл Игорь Золотовицкий), проявляющем чудеса воспитания, наливая сыну пивка. А между тем, с шутками и прибаутками зрителя погружают в тот фальшивый мир, из которого единственная, кто бежит, почти не скрывая побега, это Лия (актриса Дарья Юрская). Она – Офелия, боящаяся воды.
И Лия перестанет ее боятся. Она переплывет свое внутреннее море и уйдет. Но для этого много, что должно произойти. Например, бабушка должна оказаться не столь безумна, как кажется, и прежде чем умереть, расскажет правду о своей большой любви. Сын должен принять своих родителей такими, какие они есть, и пойти своей дорогой. А Лия с Георгием попытаться начать говорить друг с другом и слышать друг друга.
Несколько важных моментов, сыгравших на результат.
Как хорошо, что спектакль идет в малом зале, а не в большом. Это оставляет зрителю ощущение подглядывания в замочную скважину и интимности происходящего.
Потрясающе простая и лаконичная сценография художника Наны Абдрашитовой.
На сцене не квартира, а пляж. Несколько передвигаемых кабинок для переодевания, пластиковая прозрачная мебель, синяя стеклянная посуда... Когда на эту картинку накладывается шум моря и ветра, тихая музыка (музыкальное оформление Алены Хованской), все вкупе создает неожиданный эффект – не просто одиночества, а несколько, я бы сказала, даже эстетствующего одиночества.
В финальной сцене спектакля, когда Лия говорит Георгию, что уходит от него, их диалог озвучивается голосом умершей бабушки, а герои молча передвигаются по сцене. Они так и остаются в оглушающей тишине по отношению друг к другу. И это однозначная находка режиссера. Так же как и то, что из текста драматурга убраны все характеристики возлюбленного Лии. В пьесе они есть. А в спектакле мы так и не узнаем, кто он, какой он. Главное, что он далеко. Он с Луны. Он для Лии иной. И в отличие от Геры, она готова переплыть море, чтобы дать шанс на другую жизнь самой себе, в первую очередь, а вероятно, и Георгию тоже.
"Их разлучил притихший океан,/ Вещая встречу и конец разлуки" – прочитаем мы цитату из "56 сонета" Шекспира, нацарапанную на кабинках для переодевания, в самом конце спектакля, когда кабинки наконец повернут так, чтобы слова сложились в строки.
Этот спектакль не показался мне отсылкой и возвратом к Шекспировской драме. Весь Шекспир в нем – лишь прием драматурга, посредством которого он рассказал нам очень современную историю о всех нас. Впрочем, приведенная мной цитата – много больше говорит о спектакле, чем даже рефреном звучащая в нем строка "Приманка лжи поймала карпа правды". В версии Юлии Тупикиной и Марины Брусникиной в этом мире все-таки что-то меняется относительно времен Шекспира.
Например, Офелия больше не боится жить.