Спитакское землетрясение: когда катастрофа в сознании страшнее стихии…

Ровно 30 лет назад, 7 декабря 1988 года на севере Армении произошло мощное землетрясение, разрушившее город Спитак, ряд других населенных пунктов, 40% промышленности республики, стоившее жизни десяткам тысяч жертв, а крова – на порядок большему числу пострадавших. Помогать восстановлению республики взялся весь Союз. Но вскоре помогать стало некому – великое государство распалось, не без весомого вклада и самих армян… 

Трагедия произошла в 11:42 утра – сила толчков составила в эпицентре, близ города Спитак, 10 баллов из 12 возможных. Город и еще 58 населенных пунктов были разрушены полностью, еще ряд городов и сел подверглись разрушениям частично.
Число погибших по официальным данным составило около 25 тысяч человек – впрочем, доселе, чаще в отдельных армянских источниках, фигурирует цифра и в 150 тысяч. Десятки тысяч спасшихся получили травмы, сделавшие их инвалидами. Полмиллиона жителей осталось без крова. И это ведь не знойным летом, а весьма холодной на горном Кавказе зимой.
Первая массовая помощь пострадавшим поступила уже спустя несколько часов – в зону бедствия прибыли 1200 военнослужащих Внутренних Войск и пограничников. Спустя считанные дни количество привлеченных к разбору завалов военных достигло 20 тысяч человек при участии почти полутора тысячах тяжелых грузовиков, строительных машин, подъемных кранов и другой не менее важной для подобных случаев техники. 
Массово стали прибывать добровольцы со всего Союза – гуманитарная помощь начала поставляться из 111 стран мира, включая США и Западную Европу. Одних только высококвалифицированных хирургов из Москвы под руководством лично министра здравоохранения СССР Евгения Чазова прилетело почти 100 человек. Причем оперировать им пришлось в самых, что ни на есть, военно-полевых условиях, ведь неразрушенных больниц в зоне землетрясения практически не осталось.
Оставшихся без крова жителей, в первую очередь детей, развозили и по пустующим зданиям в Армении, и за границу республики. Даже Москва приняла немало армян в санатории и даже элитные гостиницы. Оставшимся в срочном порядке было доставлено 200 тысяч армейских палаток, горячее питание обеспечивалось двумя сотнями армейских полевых кухонь.
Были жертвы и среди самих спасателей. 11 декабря при посадке близ Ленинакана разбился транспортный самолет ИЛ-76 с 9 членами экипажа и 69 пассажирами. Кстати, по большей части азербайджанцами – после мобилизации через военкомат летевшими на помощь армянам несмотря на то, что уже в сентябре 1988 года начались первые столкновения в Нагорном Карабахе. Летчики, видимо от усталости, неправильно выставили высотомер и, заходя на посадку ночью, врезались в гору. Через день разбился и югославский транспортник, везший лекарства – там был только экипаж, 7 человек…

***

Вообще, наверное, можно было бы еще очень долго перечислять трагические и трогательные случаи во время спасательной операции, скрупулезно перечислять число переброшенной техники, перечисленных средств, собранных по всему миру, реакцию общественности и лидеров как СССР, так и зарубежных стран. Подробно, по датам, с этой информацией можно ознакомиться например, по этому адресу.
http://www.iatp.am/hayknet/december/book1/xronika1.htm

Но особо хочется остановиться на цитате, повествующей о событиях, произошедших 24 декабря 1988 года.
«На внеочередном заседании Совета Министров СССР рассмотрены неотложные меры по оказанию Армянской ССР всесторонней помощи в ликвидации последствий землетрясения. В течение двух лет предстоит восстановить и построить вновь жилые дома общей площадью 4 млн кв. м в комплексе с объектами социально-культурного, бытового и торгового назначения.
По всем вопросам, связанным с оказанием помощи пострадавших от стихийного бедствия, Совет Министров СССР принял конкретные постановления. В них предусмотрен общий объем затрат на осуществление мер по ликвидации последствий землетрясения, который, по предварительной оценке, составит 6 - 6,5 млрд рублей, в том числе в 1989 г. – 2 - 2,5 млрд рублей. Эти затраты будут уточнены по результатам проведения инвентаризации разрушений, вызванных землетрясением.»

***

Сейчас, когда россияне получают зарплаты в десятки тысяч рублей в месяц, какие-то там 6,5 миллиардов «деревянных» могут показаться – ну, пусть не насмешкой, конечно – но так, малозначительной «подачкой».
Между тем, вопреки усиленно пестуемой доморощенной «либерастней» мифу насчет низкой стоимости советского рубля,  как раз у того самого «деревянного» она была очень даже на высоте. Да, спору нет, в 1988 году (если судить, например, по тогдашнему «хиту», нашумевшей повести «Интердевочка») у валютных спекулянтов приходилось покупать один доллар за 4 рубля. 
Только ж брали его обычно для покупки в зарубежных поездках и валютных магазинах «Березка» всяких дефицитных в СССР «шмоток» или технических игрушек. На манер тайваньских магнитофонов-двухкассетников стоимостью от силы в 5 баксов штука.
А так, официальный курс рубля к доллару был чуть больше 60 копеек! И это не было каким-то «утонченным издевательством» со стороны пресловутой «партийной диктатуры» – наоборот, самым, что ни на есть, научно-экономическим расчетом на основе методики оценки «паритета покупательной способности». 
Потому что нигде на «цветущем Западе» ни в магазинах, ни на рынках нельзя было купить килограмм творога за эквивалент 15 советских копеек, «Докторской» колбасы – по 2.20, относиться к платежкам на свет-отопление-воду как к ненужной формальности и напрасной трате времени.
Ежемесячно «коммуналка» составляла от силы несколько рублей! А не порой всю зарплату-пенсию – как это на своей шкуре ощутили еще с десяток лет назад наши бывшие «братушки» из Болгарии-Румынии, на свою голову подавшиеся в ЕС. А совсем недавно – и украинские «никогда мы не будем братьями», сполна ощутившие по требованию МВФ все «прелести свободного рынка».

Так что планируемые на ликвидацию землетрясения в Армении 6,5 миллиардов рублей союзного бюджета – это вполне «честные» 10 млрд. американских долларов. Которые, в свою очередь, по покупательной способности вдвое дороже, чем доллары нынешние. То есть, эквивалентны нынешним 20 миллиардам «баксов». 
https://anaga.ru/analytcal-info/2/9.htm

Между тем, даже сейчас, в 2018 году ВВП – не бюджет, который обычно в несколько раз меньше – Армении составлял (и то, не в номинале, а по ППС) чуть меньше 27 миллиардов американских денег. 
http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=armenia&table=gpecia&time=2

В последнем же относительно благополучном 1990 году армянский бюджет по оценкам Всемирного Банка составлял 2,25 миллиарда долл. То есть, помощь из союзных фондов (в которые, по сути, вкладывали деньги только Россия и Белоруссия – остальные республики забирали куда больше своих вложений) должна была составить Армянской ССР, как минимум, несколько годовых бюджетов. И, кстати, немалую часть ассигнованной суммы освоить успели. Да, не всю – но в этом отнюдь не вина «имперской Москвы».

***

Ведь несмотря на то, что Армения оказалась после землетрясения в «аховом» положении, союзные дотации на восстановление разрушенной экономики, жилья, соцкультбыта воспринималась там, в лучшем случае, как должное. Ну, навроде воздуха, без которого прожить можно от силы несколько минут, но при этом ни один человек не внесет его в состав «предметов первой необходимости».
Так и в АССР – куда большее внимание общественности вызывало «засилье коммунистической партии», «угнетение армян Нагорного Карабаха» (ага, пока существовала КПСС даже первым секретарем Нагорно-Карабахского обкома, фактическим хозяином этой автономной области Азербайджана, был обязательно армянин). Ну и, вообще – «свобода», «национальное самоопределение», «курс на вхождение в число развитых стран».
В пьесе Евгения Шварца «Дракон» один из соратников побежденного героем Ланселотом Дракона-диктатора оправдывается: «Нас так учили…» На что Ланселот гневно спрашивает: «Учили всех – но почему ты оказался лучшим учеником?!»
Вот так и с Арменией в конце «перестройки». Ладно там Прибалтика, где, как и на Западной Украине, приспешники гитлеровцев числились «национальными героями». Или Грузия, привыкшая в годы СССР потреблять втрое больше, чем производила, но считала достойной себя еще более высокого уровня жизни. 
Но та же Украина, например, несмотря на мелкие националистические выходки, взяла курс на выход из Союза лишь после так называемого «августовского путча» 91 года. А республики Средней Азии так, вообще, грубо говоря, были «поставлены перед фактом» ликвидации великого государства в беловежской баньке.
То ли дело Армения. 23 августа 90-го года (за год до пресловутого «путча»!) – Декларация независимости, не просто примат республиканских законов над общесоюзными, но единственная легитимность собственных законодательных актов. Правда, пока почему-то без формального выхода из СССР – видимо, в духе следования философии «трудных подростков» в отношении к родителям: «Не учите меня жить – помогите мне материально!».
Дальше – больше. Референдум 17 марта 1991 года, когда две трети советских граждан высказались за сохранение общей страны, армянские власти решили не проводить вообще. 23 августа 91-го – объявление уже полноценной независимости. Впрочем, опять же без реального выхода из пусть распадающегося, но Союза – все же даже небольшая по союзным меркам помощь из стремительно пустеющего бюджета СССР на дороге не валяется.
Да, формально представителя Армении в пресловутой «беловежской баньке» не было. Но, тем не менее, «маленькие, но гордые» (население АССР чуть больше 3 млн человек) сделали все, чтобы Союз распался и ровным счетом ничего для его сохранения. Очень уж «свободы и независимости» хотелось вместе с решением всех накопившихся проблем, как по мановению волшебной палочки.

***

Не получилось. Наоборот – проблемы наросли, как снежный ком. Остановленная программа восстановления разрушений от катастрофического землетрясения – еще полбеды. Не менее разрушительными стали огромные расходы на содержание мощной армии, необходимой для удержания Нагорного Карабаха, блокада со стороны Азербайджана и союзной тому Турции, резкое падение в разы сохранившегося производства. 
В начале 90-х репортажи не то, что из разрушенного Спитака – но даже из Еревана напоминали очерки о жизни блокадного Ленинграда. Когда в холодных квартирах не было даже света (электроэнергия была строго лимитирована), и за отдельную «мзду» умельцы сооружали «выделенную линию» для желающих, перебрасывая кабель от их квартир по воздуху к троллейбусным линиям. 
Конечно, спустя несколько лет армянская элита осознала, что хоть как-то выбраться из наличной «ямы» нищеты и безнадежности можно лишь вновь наладив связи с Россией. Только ведь и РФ – не СССР, без счета раздающая помощь направо и налево за счет собственных граждан. Так что, как говаривали еще древнегреческие философы, «нельзя войти дважды в ту же реку». 
Впрочем, даже не философы, а простой народ давно заметил, что река – рекой, а дважды наступить на те же грабли возможно вполне. Этим, похоже, ныне как раз и занимается новая армянская власть – на словах заверяя Москву в преданности давней дружбе. А на деле – все откровеннее реализуя директивы советников из «Фонда Сороса» и прочих «архитекторов цветных революций».
Что ж, «своя рука – владыка!» А что последствия от подобных шагов могут быть пострашнее самого жестокого разгула стихии, так это понимают значительно позже. Если, конечно, понимают вообще, а не зацикливаются на собственных фантазиях, не имеющих ни малейшего отношения к реальности. 
«Разруха не в сортирах, разруха – в головах», – говаривал персонаж Булгакова профессор Преображенский. И, как показал печальный опыт Спитакской трагедии, самые разрушительные по последствиям землетрясения не те, что происходят на земле, а те, что вдруг порабощают массовое сознание миллионов граждан…               

5
1
Средняя оценка: 2.59568
Проголосовало: 324