Андрей Карабелеш – подпольщик и поэт
Андрей Карабелеш – подпольщик и поэт
Имя Андрея Карабелеша значится среди известных русинских писателей, и хотя он прожил всего 58 лет, его биография наполнена стремительными событиями от начала до конца.
Начать хотя бы с того, что родившийся в 1906 г. в закарпатском селе Тибава сын лесника Андрей Карабелеш в детстве заболел тифом и пневмонией. Родители уже не чаяли его выздоровления, но чудо случились, мальчик выжил. Выжил, чтобы в дальнейшем пройти множество жизненных испытаний. Но обо всем по порядку.
На момент рождения Андрея Закарпатье находилось в составе Венгерского королевства. Он поступает в Мукачевскую гимназию, где его преподавателями становятся русские белоэмигранты. В гимназии он знакомится с русской классической литературой, влюбляется в неё всем сердцем и с тех пор пишет стихи только по-русски.
Закарпатские русины издавна считали себя частью единого русского народа, и Андрей Карабелеш не был исключением. Конечно, их русинская русскость (пардон за тавтологию) была иной, чем русскость жителя Костромы или Урала. Говор русинов был обильно сдобрен венгерскими, чешскими заимствованиями. На музыкальной традиции и религиозной культуре тоже отразилось многовековое соседство с западными народами.
Большинство русинов были греко-католиками, но свою веру они продолжали называть русской, тяготея к православию. В 1932 г. Андрей Карабелеш, к тому времени уже выпускник Ужгородской греко-католической семинарии и Карлова университета, тоже переходит в православие.
Он продолжает писать стихи, увлекается живописью. В 1935 г. участвует в художественной выставке в Праге, а в 1939 г. уже арестован венгерской полицией.
Закарпатье к тому времени, после недолгого пребывания в составе Чехословакии, было захвачено хортистской Венгрией. Дело в том, что в Карпатской Руси (нынешнее Закарпатье) всегда были сильны русофильские настроения. Венгерские власти боролись с ними, и достигли некоторых успехов, но полностью их задавить не смогли. Арест русинского писателя, пишущего по-русски, в тогдашней Венгрии был неизбежен.
По иронии судьбы, бороться с русофильством Карабелеша будут и в СССР. Взяв курс на построение хоть и родственной, но отдельной от русских украинской нации, советские власти подавляли русинское самосознание, силком запихивая русинов в состав украинцев.
Карабелешу припомнили его стихи на русском (в 1957 г. его выгнали из украинского отделения Союза писателей Словакии) и обвинили в пренебрежении к украинской культуре. Обвинения ложны, поскольку поэт прекрасно владел родным закарпатским диалектом, но старался творчески быть ближе к общерусскому корню, единому для россиян, украинцев и белорусов. В советской закарпатской прессе появились пропагандистские статьи, принижающие роль Карабелеша для местной литературы.
Но всё это будет потом, после войны. А пока Карабелеш, выйдя из венгерских застенков, пытается устроиться на преподавательскую работу, которой он занимался до ареста. Ему отказали, указав на его вину перед мадьярским государством и содействие в бегстве за границу от мадьярского режима 38 своим ученикам.
Карабелеш уезжает в чешский город Литомышль, где жила его жена Паула Михаличек, и становится подпольщиком-антифашистом. Он обучает чехословацких подпольщиков русскому языку, они слушают сводки Совинформбюро и в виде листовок расклеивают их на улицах. На листовках появляются и стихи авторства Карабелеша. Вот один из них, рядом с карикатурой на Гитлера: «Мне кажется, помешан он и брешет своре «аллилуйя». Довоевал Наполеон и этот тоже довоюет».
25 июля 1941 г. Карабелеш схвачен гестапо и брошен в концлагерь. Начинается самый трудный отрезок его жизненного пути, когда его переводят из одного концлагеря в другой – Панкрац, Маутхаузен, Бухенвальд, Заксенхаузен, Ораниенбург, Литомержице, Ашерслебен. Вместе с другими узниками он подвергался медицинским опытам, его гнали пешком из Германии в Чехию, и только чудом не расстреляли.
В 1945 г. после освобождения, худой и оборванный, он мчится к жене и детям в Литомышль. И снова удар судьбы: жене пришло официальное извещение о его смерти, она вышла замуж за другого. Родные дети не узнали в Карабелеше своего отца, настолько он был тощ и нищ. Жена так и осталась со вторым мужем, и дети Карабелеша росли при другом отце.
После войны из-под пера Карабелеша выходят автобиографическая повесть «На смертельных рубежах», роман «Живые тени», сборник рассказов «У чужих берегов», поэтический сборник «В горах и лесах».
В 1964 г. русинский герой-подпольщик, прозаик и поэт Андрей Карабелеш ушёл из жизни.