Для чего понадобились «господа» в силовых структурах

На днях член Законодательного Собрания Ленинградской области Владимир Петров предложил вернуть в российские силовые структуры обращение «господин» вместо прежнего «товарищ». Официально – для «повышения авторитета» и «восстановления исторических традиций». Но, может, основной причиной является совсем другое – желание «новой аристократии» приобрести уже официальный статус «белой кости», тех самых «господ» в отношении к простым россиянам? 

То, что «господин» Петров имел в виду традиции именно российских императорских времен, становится ясно хотя бы благодаря упоминанию им в своем обращении к премьеру не только армии – но и жандармерии. Которая, как известно, была упразднена сразу после Февральской революции.
Что ж, не будем спорить – обращение «господин» в силовых структурах дореволюционных времен действительно имело место. Правда, далеко не во всех случаях – и, главное, далеко не ко всем людям в форме. Рядовых, коих в войске было подавляющее большинство, начальство называло, в лучшем случае «солдат», «матрос», «казак», «гренадер» с добавлением фамилии. 
В худшем случае – с добавлением чего-то малоцензурного, вплоть до мата. Хотя и это для дореволюционных «господ в нижних чинах», из которых состоял «костяк» дореволюционной армии, было еще «цветочками». «Ягодками» были телесные наказания, вплоть до «шпицрутенов» - да и просто унижения и издевательства, скажем, так ярко описанные в рассказе русского классика «После бала».
Впрочем, и в обращении рядовых (да и просто подчиненных) к вышестоящим офицерам требовалось учитывать массу множества факторов – звание командира, его титул, положенное по «Табелю о рангах» и прочих подобных документах форму обращение. И горе тому «служивому», который бы обратился со словами «Ваше Благородие» к тому, кто имел право на обращение «Ваше Высокоблагородие», или, вообще, «Ваша Светлость».
Хотя, конечно, для офицеров с этим было, все же, попроще. Ну да, действительно, если даже генерал обращался к прапорщику из знатной семьи – он мог сказать запросто: «Князь, Вы должны…» Правда, для этого самому младшему офицеру надо было быть этим князем – но это же мелочь, правда? 
Особенно, для тех, кто видит «Россию, которую мы  потеряли» благодаря «проискам коварных большевиков» исключительно в категориях песни Талькова насчет «балов, шампанского, лакеев, юнкеров – и хруста французских булок». Разумеется, представляя себя в роли, однозначно, минимум упоминаемого «юнкера» - но никак не презренных «лакеев», которым по должности полагалось обеспечивать роскошное аристократическое времяпровождение своих господ.
А к лакеям на пресловутых «балах» обращались отнюдь не «господин». Но, в лучшем случае, «братец», «человек» или, скажем, «любезный». Ну да: «Эй, любезный – ступай на кухню – там тебя покормят!», в барской столовой с «чистой публикой» тебе делать нечего.

***

Впрочем, и в армии была отдельная категория «рядовых», к которым офицеры тоже обращались «господин» – так называемые «вольноопределяющиеся», лица призываемые в на службу после «александровских реформ» 70-х годов 19 века всего-то на полгода. Как правило, это были юноши, получившие высшее образование – вроде современных выпускников ВУЗов, также служащих чуть меньше, чем их недипломированные сверстники. Только тогда разница в сроках службы отличалась не на месяцы – а на целый порядок, 6 месяцев для «вольноопределяющихся» против 6 лет для, скажем, какого-нибудь крестьянского паренька.
С учетом же того, что большая часть дипломированных специалистов все равно потом работала на госслужбе, получая, как минимум, личное дворянство (если не имели его по происхождению, от родителей-дворян) – то и офицеры видели в них, в общем-то, ровню себе, вроде тех же курсантов-юнкеров. А потому и называли уважительно - «господин».
Вообще, в «благословенные» дореволюционные времена образованных людей было настолько мало (куда там «большевистской диктатуре» с ее лавинным ростом числа студентов) – что в армии-флоте практически любой военнослужащий, имевший хотя бы средне-специальное образование, мог быть произведен в прапорщики или мичманы. 
Проводя параллель с современными российскими силовыми структурами, где даже среди рядовых «контрактников» многие имеют дипломы если не ВУЗов, то техникумов – получается, что «господами» придется делать практически всех людей в форме.
Нет, такой опыт в российской армии тоже был – после Февральской революции, когда все многочисленные «титулования» командиров были отменены, кроме пресловутого «господина» – но точно также было предписано обращаться и к рядовым тоже. Ну так это же замечательно – может подумать любитель «хруста французских булок»? 
Ну да, замечательно, конечно – прям таки «равенство господ», как трогательно. Вот только, воюющие уже четвертый год в окопах Первой Мировой, прогнозируемо не захотели быть «господами» лишь формально. Тут же, пользуясь своим подавляющим большинством, они де-факто взяли на себя командование Вооруженными Силами теперь уже «демократической» России. 
То бишь, реальной властью отныне стали «солдатские комитеты» – а офицеры, вплоть до командующих округами, были низведены до роли, в лучшем случае, бесправных «военных экспертов». Могущих принимать, как минимум, стратегические решения (а то и просто важные приказы) лишь после разрешения солдат-«комитетчиков». Это если им еще повезло остаться в живых – а не быть «поднятыми на штыки» или выброшенными в море возмущенными их предшествующими «несправедливыми придирками» солдатами или матросами. 

***

Хороший повод для любителей «французских булок» задуматься об «обратной стороне медали» привилегий аристократов. Которые, отчего то, с завидной регулярностью, рано или поздно влекут за собой «бунты черни», которой надоело быть прислужниками таких «господ» – нередко заканчивающиеся и победоносными революциями. 
Не только у нас, кстати – официально аристократия упразднена в той же Франции, Германии, многих других странах. И даже там, где она осталась, имеет вид больше «красивой декорации» - нежели обладает какой-то реальной властью. Если нет сопутствующих крупных денег, конечно…
Кстати говоря, краткий, всего лишь чуть больше полугода (до Октябрьской революции) период в российской армии, когда она стала состоять из сплошных «господ», закончился ее закономерным развалом. Так что, большевикам с началом массированного немецкого наступления февраля 1918 года проще было создать почти с нуля Красную Армию – чем «реанимировать» почти развалившиеся и деморализованные подразделения армии старой.
С тех пор, кстати, в РККА, а позже в Советской Армии и возникло обращение «товарищ» – как в отношении бойцов к командирам, так и наоборот. С чем никак не могут смириться «ревнители старины» - требующие отменить его уже в армии российской. Дескать – «коммунистический пережиток».
Да полноте – в армии, что ни на есть «демократической» (по либеральным стандартам) Германии, Бундесвере, в ходу точно такое же обращение - «товарищ», точнее – «камерад»! И ничего – нашими доморощенными антикоммунистами и антисоветчиками, что откровенно прозападного, что якобы «патриотического» монархического толка, эта ж страна считается едва ли не идеальным образцом для подражания.
Кто-то может сказать – ну это же нелогично, какими-такими «товарищами» могут быть командиры и подчиненные, если у них столь разные права в силу занимаемого положение, это ж неуместное в данном случае применения этого слова? Да ничуть не бывало! Желающие могут вспомнить хотя бы свое детство – и участие в разнообразных ребячьих компаниях. 
Там, разумеется, все были друзьями и товарищами – но при этом имелся и признанный лидер-вожак, и ребята поавторитетнее в каких-то вопросах, чем остальные. И подчинение последним во время игр или даже более серьезных забав ничуть не отменяло товарищеского статуса ребят по отношении друг к другу.   

***

На самом деле, конечно, за попыткой отказа от обращения «товарищ» в армии, полиции и спецслужбах стоит отнюдь не желание «повышения нравственности, авторитета», а также «возврата к традициям.» 
Просто мы в очередной раз имеем дело с элементами «окна Овертона» - технологий, призванных изменить общественное сознание. В данном случае – по заказу и в пользу так называемой «новой аристократии», выросшей на руинах разрушенного ею великого государства. 
Казалось бы – зачем этой «элите» еще и требовать обращение к себе, не иначе, как к «господам»? На столь любимом ими Западе ведь, тамошние толстосумы предпочитают действовать в духе известного анекдота, насчет «мне не шашечки – а чтобы ездить». 
А потому тамошние «хозяева жизни» вполне удовлетворяются формальным статусом якобы «рядовых граждан». Хотя за счет огромных денег и доступа к власти (представителей которой сами же и спонсировали) могут позволить себе ну очень многое. В общем, ситуация вполне по максиме из «Скотного двора» Оруэлла: «Все животные равны – но некоторые равнее других».
Но, похоже, у представителей «новых русских» элит -  «собственная гордость». Им мало решать нужные вопросы незаметно, «нажимая на нужные рычаги» в коридорах власти – нужно еще и манифестное, открытое проявления их элитного статуса. 
Ну как несколько лет назад группа выпускников Академии ФСБ устроила по Москве знаменитый «заезд на «Гелендвагенах» – с размещением соответствующего ролика на Ютубе. А чего, действительно? Это ж новоиспеченные офицеры «элитной» силовой структуры страны, мнящие себя будущими «хозяевами жизни» – чего им отказывать в «драгоценной мишуре», которую могут позволить себе детки-«мажоры» из семей даже не самых богатых бизнесменов?
«Мажористых» лейтенантов, правда, в наказание тогда отправили служить куда подальше. Ну, во всяком случае, так сообщили в СМИ. Хотя, если подумать, за что этих ребят было так строго наказывать? Они ж, по сути, хотели точно того же, что ныне предложил главе российского правительства и вроде вполне «респектабельный» депутат Ленинградского Заксобрания – почувствовать себя «настоящими господами». «Патрициями», «дворянами», «белой костью».
Просто для того, чтобы эта самая «кость» чувствовала себе более-менее комфортно – общество надо постепенно готовить к принятию новых порядков постепенно. В рамках все той же технологии «Окна Овертона» – стратегии «мелких шагов» в нужном «кукловодам» направлении. Причем, последних, похоже, не очень даже смущает откровенная «топорность» исполнения этих шагов.
Ну, как например, получилось с переименованием «милиции» в «полицию». Нет, никто не спорит, что в западных странах правоохранительные структуры называются именно полицейскими, а «милиционными» называются формирования народного ополчения. 
Но у нас ведь другая история! Собственно, «милиция» появилась в России благодаря отнюдь не «окаянным большевикам» – а как раз «духовным отцам» современных либералов, организаторов Февральской революции 1917 года. Зато «полицаи» вновь появились на наших просторах в качестве прислужников фашистов – во время оккупации. 
Так что, с тем же успехом, можно было бы попытаться переименовать Вооруженные Силы в «Российскую освободительную армию» – в самом термине которой нет ничего зазорного. Кроме того факта, что так называли сборише предателей Родины под командованием печально известного генерала Власова.
А относительно недавно руководители силовых структур России чуть не «сели в лужу» с «ребрендингом» Внутренних Войск в «Национальную Гвардию». Ну как же – она ж в «благословенной Америке» есть! 
Только ее же создали и в бандеровской Украине – в первую очередь, для осуществления карательных операций против восставшего Донбасса и антинацисткого подполья. В котором этих «гвардейцев» называют не иначе, как «нацгады». Хорошо еще, что в последний момент какая-то светлая голова догадалась именовать российские формирования «Росгвардией». Хотя базисный «броневик» для ее бойцов какой-то «умник» тоже пытался обозвать «Карателем» – комментарии, как говорится, излишни.

***

Если серьезно, то если группа людей, мнящая себя «белой костью» пытается закрепить свой исключительный статус в «господских» обращениях и «барских» отношениях к «простонародью» – им для успешного выполнения такого плана требуется самая «малость». Сделать так, чтобы в народе ее действительно любили и уважали – не из-за необходимости обращения к ее представителям «господин», а исключительно по ее делам. 
Среди которых – отказ от «нуворишской» показательной и кричащей роскоши, присущей разве что нефтяным шейхам из Персидкого залива, но даже не представителям аристократических и деловых династий Запада. Покрывания «баловства» своих мажористых деток – вроде получившей уже, наверное, всероссийскую известность девицы по имени Мара. 
Ну и, главное – вернуть простым людям социальную справедливость советских времен.  А не чудовищное обогащение одних на фоне повышения пенсионного возраста и презрительных чиновничьих ответов «государство Вас рожать не заставляло!».
Если за это возьмутся «люди в форме» – их будут уважать и без формального титулования «господин». Как защитников граждан России, не только от внешнего врага - но и от внутренних «паразитов» тоже. 
Но если «силовики» будут стоять на страже преимущественно привилегий олигархического класса, поднявшегося на массовом ограблении населения времен «лихих 90-х» – никакие «господа» в обращении не помогут повышению авторитета ни тем, ни другим. Как не помогли в 17-м году – когда сложилась классическая «революционная ситуация», «когда верхи не могут – а низы не хотят» - и известными для обанкротившихся горе-элит последствиями… 

5
1
Средняя оценка: 2.78378
Проголосовало: 333