Любителям старины о кривичах, литве, жмуди

Наши читатели уже знакомились с древнейшей историей прибалтийских земель – теми народами, которые здесь жили и строили своё будущее. (http://sojuzrus.lt/rarog/proza/433-pravoslavnyy-slavyanskiy-genezis-vkl.html ) Первым, от кого ведёт своё начало история России и всех тех народов, которые её создавали, был летописец Нестор. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор написал свою «Повесть временных лет», охватившую период, начинавшийся с библейских времён и заканчивающийся 1117 годом. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 год), правления византийского императора Михаила III. Нестор первый называет племена проживавшие на территории, где образовалось изначально государство славянских князей под названием Русь, и среди них: поляне, кривичи, пруссы, литва, весь, меря, чудь и т.д. 

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
Летописец Нестор на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
Радзивилловская летопись, миниатюра: Поход Олега Вещего с дружиной на Царьград. Tекст из Радзивиловской летописи гласит: "... С сими со всеми поиде Олег на конех и на кораблех, и бе числомъ кораблей 2000. Прииде къ Царюграду; и греци замкоша Суд, а град затвориша. ...

За Нестором, летописи – своды деяний князей и жизни народов Руси в хронологическом порядке вели монахи в монастырях, разбросанных по огромной территории российского государства. Подверженные военным нападениям и другим природным напастям, монастыри разрушались, монахи гибли, грабились скарбцы - сокровищницы библиотек. Поэтому многие древние летописи дошли до нашего времени в списках – копиях, переписанных до этого монахами других монастырей…

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
Василий Никитич Татищев (1686-1750).

Первым русским исследователем этих, дошедших до ХVII века летописей, был Василий Никитич Татищев (1686-1750), который собрал информацию зафиксированную в них, проанализировал и составил последовательное развёрнутое повествование: «История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым», - вышла в печати спустя 18 лет со дня смерти автора в 1768 году.

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
Факсимиле титульного листа книги В.Н.Татищева.

Следующим, кто взялся за хронологически упорядоченное изложение, исследование и аналитические выводы российской истории был наш великий учёный – первый российский академик Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), исторический труд которого: «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или да 1054 года, сочинённая Михаилом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской Шведской Академии наук», - был издан в Санкт-Петербурге, Императорской Академией Наук в 1766 году, спустя год после смерти автора. Сама по себе эта книга сегодня в факсимильном виде доступна сегодня в интернете (https://imwerden.de/pdf/lomonosov_russkaya_istoriya_1766.pdf ) 

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765).

Затем были великие труды наших замечательных историков Н.М.Карамзина (1766-1826), С.М.Соловьева (1820-1879), В.О.Ключевского (1841-1911) и других, на идейно-нравственном фундаменте исторической правды которых построено и нынешнее национальное российское государство.

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ 
Николай Михайлович Карамзина (1766-1826), автор 12-ти томного труда «История государства российского».

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
Историк Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879), автор фундаментального труда в 29 томах: «История России с древних времён».

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
Василий Осипович Ключевский (1841-1911), автор серии лекций: «Курс русской истории», а также – «Исторические портреты, деятели исторической мысли» и др.

Предлагаем нашим читателям, вслед за Михаилом Васильевичем Ломоносовым прочесть отрывки из его книги «Древняя Российская история», факсимиле, Оглавления которой представлено ниже: 

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ

Из пространного текста этой книги мы выбрали те места, которые касаются истории племён «кривичей» – тысячу лет назад проживавших на территории нынешнего Вильнюсского региона, заложивших город Вильну, «пруссов», «жмуди», «литвы», «курлядов», «летов». Все они интересны нам как племена, язык которых лёг в основу современных языков: русского, белорусского, литовского, латышского. Вот как видел академик М.Ю.Ломоносов в середине ХVIII века эти племена и представил их в своём историческом труде. Текст даётся в современной транскрипции русского языка. 

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
 

Радимичи, Кривичи, Вятичи и Северяне держатся одного обычая. Живут в лесах как дикие звери; всякую нечистоту в пищу принимают; не стыдятся срамословить перед родителями; вместо браков сходятся на игрища, между селами и пляшут, где хватают женский пол себе в жены, с которыми сначала согласовывали; держат по две и по три. Над мёртвыми отправляют тризны, потом на срубе сжигают, и пепел с костями в сосудах на столпах ставят при дорогах. Сие употребление у Кривичей было ещё при Несторе». Стр.18-19
 

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
Фрагмент юго-восточной части «Carta Marina» («Морская карта») 1539 года — одна из самых ранних и самых достоверных исторических карт Северной Европы, созданная шведским церковным деятелем, дипломатом и писателем Олафом Магнусом. Обратите внимание столица «Белой Руси» Москва, а «Чёрная Русь» - западнее, в Ливонии, а территории Жмуди (Samogitia) не идентична территории Литвы (ВКЛ - ИВВ), которая южнее и восточнее от неё.

Приступая к показанию Варягов Россов, кто они и какого народу были, прежде должно утвердить, что они с древними Пруссами произошли от одного поколения. Сие разумеется не о Крестоносцах или нынешних Брандербугцах, но о старожилах Прусских, которые ещё и поныне живут рассеяны по некоторым селам в Пруссии, и тем же языком говорят, который употребляют Литва, Жмудь, Курлянды. Ибо в городах живущие дворяне и мещане суть приезжие немцы (и евреи - ИВВ), которые теми землями около тринадцатого столетия завладели, по неправедному Папскому благословению». Стр.43

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
Каменный языческий идол.

Что ж вышепоказанные Пруссы были с Варягами Россами одноплеменники, из чего явствует, уже в первых сообщениях наших летописцев, которые подают повод думать о одноплеменном этих двух народов (происхождении – ИВВ), которые мало отличаются по имени. Нестор сообщает нам на память, что Рюрик призван на владение Славянами из Варягов Россов. Новгородский летописец производит от Пруссов, в чём многие серьёзные книги согласны. И таким образом Россы и Пруссы уже оказываются единым народом. Из внешних авторов, Преторий сообщает своё мнение, в котором объединяет Руссов и Пруссов в одно племя. Так же подтверждает древнее тесное соседство Пруссии с Россией, в которой Подляхия (Польша – ИВВ) и великая часть Литвы заключалась, от чего и до сих пор Литва древние Российские законы содержит (три Литовских статута, писанные на русском языке: 1529, 1566, 1580 годов – последний действовал до 1840 г. - ИВВ). Восточное плечо реки Неман, впадающее в Куршский залив, называется Руса, имя, которое носит на себе по Варягам Россам. Это всё ещё подкрепляется обычаями древних Пруссов, которые подобны с Варяжскими, призванным к нам на владение. 

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
Мартин Кромер (1512-1589), польский историк и церковный деятель

Кромер о древних Пруссов пишет, как они любили в банях париться, и в холодной воде после того купаться, что и поныне российский народ охотно употребляет. Об этом свидетельствуют обряды, которые как у старых Пруссов, так и ныне в некоторых пограничных Российских провинциях употребляются. Больше всех утверждает единство древних Пруссов с Варягами Россами почтение одного главного Идола по имени, по знаменованию и по обрядам. Перкун Прусский был тоже, что у Россов Перун, которым Олег клялся грекам при заключении мирного договора, и которого почитал ещё в неверии Владимир (Красное Солнышко, до крещения в 988 году - ИВВ). У обоих народов Перун был богом грома и молний, у обоих народов жрецы приносили ему в жертву огонь неугасимый, и казнились те, кто не уберегал этот огонь неугасимый когда он угасал. Но эти доводы ещё усиливает, когда видно, что Варяги Россы были главным народом, и знатнее, нежели Пруссы, которые от них имя себе получили.

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ

Некоторые знатные Берлинские учёные люди справедливо рассуждают, исследуя происхождение имени Пруссов, пишут, что к желаемому своему исканию те ближе всех подходят, которые имя Пруссия со славянского языка производят, то есть из имени «русь» и предлога «по». Правда, что они это думают исходя из в рассуждений о соседстве с Россией, однако поэтому и прочие древние соседи России, как Ливонцы, Поляки и другие могли быть названы Поруссами или Пруссами. По многим причинам вынужден верить, что это название дано не по месту, но по времени. Потому, что во первых имя Россов за полтораста лет прежде известного учинилось, прежде Пруссов. Поэтому рассуждаю, что когда Рюрик с братьями, со всем родом и с Варягами Россами переселился в Славянам Новгородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах Пруссами или оставшимися «по Руссах» названы. Что ж о Пруссах больше упоминают северные Историки, то происходит также от времени, а преимуществу Россов ничего не отнимешь. Ибо все эти авторы около четырёхсот лет после Рюрика и по отъезде Россов, о северных делах писали, и знали, поэтому, на берегах Балтийских одних Пруссов, - о Россах имели мало знаний. И таким образом в следующие века остатки их известнее стали, нежели сами главные Варяги Россы. В утверждение этому следующее служит.

ЛЮБИТЕЛЯМ СТАРИНЫ О КРИВИЧАХ, ЛИТВЕ, ЖМУДИ
Подляхия (выделена красным) историко-географическая область на востоке Польшимежду Холмщиной (на юге) и рекой Нарев (на севере), одно из исконных мест проживания восточныхславян (украинцев и белорусов)

Литва, Жмудь и Подляхия исстари звались Русью, и сие имя не должно производится и начинаться от времени пришествия Рюрика к Новгородцам, ибо оно широко по восточным берегам Варяжского моря простиралось, от лет давних. Жители острова Рюген назывались Рунами. Куршский залив слыл в старину Русна, и ещё до Рождества Христова во времена Фротона Короля Датского весьма знатен был город Ротала, где повелевали владетельные Государи. Положение места по обстоятельствам кажется, что было от устья южной Двины недалече. Близь Пернова на берегу против острова Езеля деревня называемая Ротала, что даёт причину думать о старом месте помянутого города - там видны старинные развалины. 
Обсудив это и вместе с этим разделение Пруссии на белую, верхнюю и нижнюю можно себе с вероятностью представить, что область древних Варягов Россов простиралась до Восточных пределов нынешней Белой России, и может быть и так далее, до Старой Русы, от которых она создана или именовалась. 
Показав единство Россов с Пруссами и преимущество Россов перед теми, должно исследовать поколение от какого народа оба происходят, о чём объявляю своё мнение – оба Славянского племени, и язык их славянский. Только через смешение с другими языками немало отдалился от своих корней. Имею подтверждение своего мнения в лице Претория и Гельмонда, из которых первый считает Прусский и Литовский язык за разновидность славянского, второй Пруссов прямо Славянами называет. Действительные примеры сходства их языка со славянским, придают и моему мнению большую вероятность. Летский язык от славянского произошедший, один на котором с диалектами, которыми нынче говорят на Жмуди, в северной Литве и в некоторых деревнях оставшихся старые Пруссы. 
Явные свидетельства о сходстве древнего Прусского языка найдёшь, кто кроме Идолов, имена Жрецов, Волхвов и слова, что в обрядах употреблялись, рассмотрит и Грамматическое их произведение. Прочие помянутого языка отмены извиняются подобием Вендского наречия, которое столько же от коренного Славянского языка по соседству с Немцами, как Летской по близости с Чудским, испортившись отдалился.
В итоге, древний язык Варягов Россов одинаковый с Прусским, Литовским, Курляндским и Летским (латышским- ИВВ), поскольку изначальное происхождение и начало своё имел от Славянского, будучи его частью». Стр. 44- 47.

P.S. О славянских корнях индоевропейского языка древних жителей южного побережья Прибалтики читай в статье "Литовский язык - славянский язык" здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/687-litovskiy-yazyk-slavyanskiy-yazyk.html

5
1
Средняя оценка: 2.7
Проголосовало: 10