Шумилино. Золотые родники глубинки

«Великий Камень – самый большой валун Беларуси. Можно уточнять это, искать подтверждение в энциклопедиях и справочниках… Камень находится у деревни Горки Добрейского сельсовета. Длина его – одиннадцать метров! Высота около трёх метров. Вес – по материалам института геологии НАН РБ – более 290 тонн. Порода – крупно-зернистый гранит рапакиви с включениями роговой обманки. Напоминает камень огромную лодку, точнее даже – корабль, Ноев Ковчег, оставшийся на земле белорусской после потопа. Лежит он с тех пор на Шумилинской земле и “напоминает людям о том, что всё предопределено и подчиняется законам времени и Творца…” Великий камень попал к нам из далёкой скандинавии, является памятником природы республиканского значения, охраняется государством…. Место вокруг него “энергетическое”. Даже усталость проходит, когда находишься рядом, прикасаешься к патриарху белорусских валунов…» – с такой точностью и любовью описывает камень в своей книге «Валуны родной сторонки» автор трилогии о больших и малых валунах, рассыпанных по волшебному Шумилинскому краю могучей рукой природы, Виктор Васильевич Улютенко – врач, знахарь, поэт, земский доктор, пишет он под литературным псевдонимом: Антон Параскевин. 

Почему Знахарь? Да потому, что Улютенко Виктор Васильевич – старейший врач областного здравоохранения, опытный кардиолог, терапевт, который вдумчиво возится с каждым больным ещё с юности своей. Дав однажды клятву Гиппократа, он неуклонно следует её принципам: не навредить. Докопаться до истины и совершить чудо исцеления. Любым путем. 
Начиная свой труд медика в сельской глубинке, в посёлке на самой границе Браславского района с Литвой, потом в Дрисвятах, где будучи молодым специалистом, фельдшером, практически уже исполнял обязанности врача, и был единственным доктором на десятки километров в округе. Ночами и днями подводы привозили на фельдшерский пункт пациентов из самых отдалённых уголков, и некогда, да и не у кого было спрашивать совета, только у Бога, да ещё у своих человеческих возможностей и совести, возводимых волею тех обстоятельств на высочайший уровень ответственности перед жизнью и смертью. 
Потом Виктор Улютенко, уже став врачом, проработав всю жизнь на селе и в районе, приобрёл бесценные навыки в борьбе за спасение людей, завоевал доброе имя у односельчан, которые и прозвали его Знахарем. А прозвище такое в народе даётся не случайно. И, согласитесь, завоевать его всею своею жизнью многим докторам так и не удалось.

Почему псевдоним – Антон Параскевин? 
Да потому, что предки Виктора Улютенко, и сам он родом из деревни Козаногово, известной окружающими её огромными лесами, богатыми клюквенными болотами, усеянными валунами. В километре от деревни действовали раньше два православных храма со святым источником, носящим имя Святой Великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей. Источник был чудотворным, забил он на месте чудесного явления иконы «Параскевы Пятницы». Многие исцелялись его водой. Недаром ежегодно к святому источнику стекались сотни паломников, которые приезжали и приходили за целебной силой со всех концов света. Некоторые из них останавливались на большом и уютном подворье деда Антона Параскевина – Ивана Васильевича Улютенко. 
Святая Параскева Пятница особо почиталась в семье Виктора Улютенко и была заступницей рода. 
Известно, что пятое воскресенье после Пасхи посвящено самарянке, ставшей христианкой. В память о пятом воскресенье многие благочестивые христиане в древности называли своих дочерей именем Пятница, что в переводе на греческий звучит – Параскева. 
Это же имя носила великомученица Параскева Пятница. О чудесах, совершённых по молитвам к ней, существует много легенд. Одна из них относится к Витебской губернии. В 1868 году в городе Лепеле началась эпидемия холеры, уносящая десятками человеческие жизни только за одни сутки. Духовенством было предложено совершить крестный ход в честь Великомученицы Параскевы и построить Храм в её честь, что и было сделано буквально за один день. Чудом, уже на следующее утро – холера отступила. 
В Беларуси святых источников Праскевы Пятницы много: в самом городе Витебске, в посёлке Копысь – на Малой родине Президента Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко, ещё такой источник есть в живописной ложбинке берега Сожа у деревни Шерстин, что на Гомельщине… Бьют чистые ключи – родники, несущие живительную влагу и освящающие, хранящие нашу белорусскую землю в её чистоте и первозданности. 

Но вернёмся на Шумилинскую землю, в жестокую историческую реальность двадцатых годов нашего века. Тогда оба православных храма Параскевы Пятницы были разрушены, а гостеприимный труженник, дед писателя – Иван Васильевич Улютенко – раскулачен и сослан на строительство Волго-Донского канала, где он надорвался и умер от истощения.
Тёмное дело по разрушению храмов Параскевы Пятницы творили по ночам. Щебнем, битым кирпичом и строительным мусором засыпали чудодейственный источник, а потом ещё и залили бетоном. 
Со временем место это поросло олешником. И только церковная паперть, недорушенная, стояла рядом и напоминала о былом.
О, наша многострадальная Отчизна! Как выживала ты! Как восставала из разрухи и зла, причинённого тебе то злыми временами, то жестокими войнами…. Но ты вставала из пепла всегда, родная моя земля! И всё это – благодаря людям твоим светлым, живущим на земле. Людям, неравнодушным, самоотверженным труженикам и истинным патриотам своей кровно любимой земли.
В 1989 году врач – кардиолог Шумилинской районной больницы Виктор Улютенко со своим другом и коллегой, анестезиологом Леонидом Ясеновичем, а затем к ним присоединился ещё один мечтатель, Пётр Москальков – вместе пришли к источнику и стали расчищать его. Убирали чернолесье, откапывали родник, открывали вновь дорогу светлому источнику – к людям. Много откликнулось добрых людей: Николай Кузьмин, Александр Федосеенко, Александр Степанец, затем Алексей Шаршун, председатель Светлосельского сельсовета, Виктор Глушин – директор Шумилинского лесхоза, воспитанники православного братства имени Иоанна Кронштадтского под руководством Александра и Виктора Ледоховичей, ученики воскресной школы со своей учительницей Ольгой Загвоздовой и многие другие неравнодушные люди.

И вот источник расчищен. Построено ограждение. А ещё через годы упорного труда, большей частью на собственные средства, врач, поэт и краевед, горячо любящий своё Отечество, сумевший сплотить вокруг доброго дела сотни людей, добился того, что нынче стоит у источника небольшая, но чудесная, прекрасная часовенка. У неё в день Параскевы Пятницы 10 ноября каждый год проходят молебен, крестный ход, сюда приходят школьники, а писатель – краевед Антон Параскевин, он же врач и целитель Виктор Улютенко рассказывает им об истории создания, разрушения и возрождения источника и храмов, о валунах шумилинщины, о том, что «камни говорят...».
Да, камни у Антона Параскевина действительно говорят. Причём, говорят они стихами, легендами, собранными и художественно отражёнными в его книгах. О каждом камне, а их – десятки, которые отыскал, расчистил вокруг них заросли, сфотографировал, собрал фольклорные легенды и сказы, написал в своей трилогии: «Камни говорят», «Камнецвет не увядает» и «Валуны родной сторонки» – Антон Параскевин, влюблённый в свою родную землю, в человека труда и в саму жизнь!

А какие волшебные поэтические названия носят эти валуны Шумилинщины! 
Только вслушайтесь в них, и услышите музыку столетий, истории нашего народа. Ведь именно с валунами тесно связано формирование древнего мира белорусов, отголоски которого витают над камнями в легендах и преданиях о них. Помним ли мы о том, что в древности валуны обожествлялись. До сих пор сохранились камни с именами языческих богов Перуна, Велеса, Даждьбога. Некоторым из них люди приносили жертвы – цветы, пищу, монеты… Потому даже только имена камней, открытых Антоном Параскевиным, говорят чуткому и вдумчивому читателю о многом: 
«Большой камень», с него мы начинали наш рассказ… «Шевекинский валун», который учёные относят к культовым. 
Из розового гранита валун «У деревни Язвино»… 
«Гороваткинские валуны» – из серо-бурого гранита лежат рядом друг с другом. 
«Плиговский валун» светло-коричневого зернистого гранита, с розовыми включениями, словно плывущий по реке Черница, похожий на дворец, на нём дом даже можно построить – около двенадцати квадратных метров имеет площадь его плоская поверхность! А пока на нём живут и царствуют бобры….
А ещё здесь, у этого камня, как пишет краевед и поэт Антон Параскевин:

…В тот чертог непростой с голубою искрой
Собираются щуки на зимний постой
На безмолвное вече, в предверьи ночей
Слушать мудрые речи придонных ключей

Из глубин поднимается щучий чертог….
Я открыл бы его и вошел, если б мог.
Там бы мудрость познал всех прошедших веков,
И услышал ладейщиков… Скрип челноков…

А весною луга до чего ж хороши!
Как звенят на апрельском ветру камыши!
Как струится речная дорога
Мимо щучьего чудо-чертога…

Камни у Антона Параскевина поют, говорят, являются чудо-чертогами, источниками познания древней культуры и истории родного края.

«Хотиловский валун» – похожий на русскую печь, о котором написано прекрасное стихотворение «Синеродный рассвет» – слово-то какое – «синеродный», никогда раньше оно мне не встречалось, красивое слово!
«Крупчанский валун» – из гранита серебристого, небывалой красоты, особенно на солнце и в лунную ночь, он живёт недалеко от деревни Крупчино.
А вот ещё «Медвежий валун» – лежит в олешнике на краю леса, который во время войны спас партизана Михалку… Как это было – обо всём в книге «Валуны родной сторонки».
Горько плачет «Валун Ханы Рейзы» недалеко от деревни Сиротино, у которого во время войны расстреляли мирных людей. Именно старая и мудрая Хана Рейза пыталась предупредить своих соплеменников, что их ведут на расстрел, за что и была убита первой. А камень с тех пор стоит, как памятник еврейским детям, женщинам и старикам, жестоко казнённым фашистами, и поют вокруг него ветры и травы, точно выговаривают… «Хана Рейза, Хана Рейза…»
Прекрасен «Лесковичский валун», похожий на раскрытую книгу. Лежит он на опушке чернолесья у деревни Лесковичи и первым встречает весну: около него самые ранние подснежники появляются уже в феврале. Опушка от камня в некоторые солнечные дни так прогревается, что цветы рождаются прямо под снегом, как в сказке «Двенадцать месяцев»!
А в комплекс «Данилово каменище» входит целых пять валунов, под месяцем они серебром блещут, обманывают добытчиков лыка: вместо липового, осиновое подсовывают… 

Ещё большая россыпь валунов называется «Лебединая вотчина»: по легенде стая диких лебедей не захотела улетать с Родины, и, упав на землю, стали камнями белые лебеди. И лежат они здесь, не боятся теперь вечности, и улетать им уже никуда не надо, потому что всё, что вокруг них – Родина! Такие вот красивые легенды о камнях, которые и впрямь «говорят».
Много можно рассказать ещё о камнях: «Мишневичская верста», «Серебряный искорник», «Мазековский валун», о валунах у речки Черница, о валуне «Корабельный нос». За каждым – своя история…
А ведь всё это надо было собрать, открыть, так же, как откопать заброшенный чудотворный родник Пятенки. Надо же было обойти все болота и леса, расчистить заросли вокруг камней, потом найти и расспросить людей, покопаться в архивах… А потом – написать книги и издать их на собственные скромные сбережения.
Всё это сделал один человек: земский доктор Виктор Улютенко, он же писатель Антон Параскевин.
Витебское областное отделение Союза писателей Беларуси номинировало автора трилогии о валунах Малой Родины, писателя Шумилинского края – на литературную премию Федерации Профсоюзов Беларуси. Пока ещё жюри не определило, кто из уважаемых номинантов, а их около пятнадцати, станет победителем и будет награждён. 
Но Антон Параскевин – Виктор Васильевич Улютенко, как истинно православный человек скромный и непритязательный, в беседе со мной в канун Рождества сказал: «Не хлопочите, Тамара Ивановна! Не волнуйтесь. На всё воля Божия. Да ведь я и делаю-то всё не ради премии, а ради спасения красоты и истины на земле». 

На прошедшем заседании жюри всё-таки не допущена были книга Антона Параскевина к финалу, в который вошли книги 11 номинантов. Большинство номинантов, как и ожидалось, оказались жителями Минска.
Но мы с Виктором Васильевичем и огромные, молчаливые и прекрасные валуны, раскинувшиеся по древним землям Шумилинщины, в болотах и вдоль дорог, в луговинах и долах, по рекам и озёрам белорусского синеокого края, точно знаем: кто на самом деле победил в этом конкурсе.
Да, да, дорогой читатель! Ты верно догадался. Победил тот, кто не ждёт награды за любовь своей жизни. А для Виктора Улютенко – Антона Параскевина его книги о красоте родной земли – это и есть самая большая награда. 

5
1
Средняя оценка: 2.56173
Проголосовало: 324