Третья реальность Виталия Манина

26 февраля художники, искусствоведы, музейщики собрались на дружескую встречу в гостеприимном Музее-заповеднике «Абрамцево», чтобы отметить 90-летие нашего выдающегося искусствоведа и деятеля культуры Виталия Серафимовича Манина. 

С приветственным словом выступили директор Музея Е. К. Воронина, сказавшая об огромном значении Манина как директора в истории Музея, с благодарственным — А. И. Манина. Состоялась презентация книги, посвященная юбиляру (Виталий Манин. Учёный, искусствовед, историк, деятель культуры, М.) Многочисленные выступающие вспоминали о благодатной роли Виталия Серафимовича в их творческой жизни.

В. С. Манин (1929—2016), доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор, — личность выдающаяся. Его трёхтомный труд «Русская живопись ХХ века» (2012) уникален по глубине исследования, по масштабности и точности взгляда на основные направления отечественного искусства.

Бесстрашны его исследования «Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917—1941 годов», «Неискусство как искусство».

А вот о пагубности соцреализма для развития творческих индивидуальностей: «Соцреализм замыслился как единственная форма существования искусства, ибо только в монопольном виде он мог выдержать конкуренцию. Ввиду того, что подобный способ не мог осуществиться без государственной поддержки, художественный мир лишался права на свободу мышления, на свободное творчество…». 

Он был подлинным борцом с демагогической идеологией в области культуры, отстаивал истинное, художественное реалистическое искусство. 

«Искусство без художественности — не искусство», — приводит слова учёного один из авторов сборника. Где бы Манин ни работал, чтобы ни возглавлял как натура творческая, мыслящая свежо, новаторски, незашорено, он буквально везде был преобразователем.

Это при нём Абрамцево, пишут тогдашние и нынешние сотрудники (доктор искусствоведения Э. Пастон, искусствовед М. Андронова, кандидат искусствоведения Е. Митрофанова, зам. директора по научной части, две из них вместе с ним начинавшие), вновь превратилось из литературного музея в музей мемориальный, проникнутый духом того уникального, «мамонтовского», времени.

Создание Музея русского советского искусства на территории Абрамцева не обошлось без творческой энергии Манина. Всего шесть лет Виталий Серафимович (с 1967 по 1973 год) возглавлял музей-усадьбу «Абрамцево», а плоды его трудов заметны и сегодня.

Через шесть лет Манина назначают заместителем директора по науке.

Доктор искусствоведения, заведующая отделом Л. Маркина вспоминает: «Он сформирован в период оттепели, он полон сил, энтузиазма, огромного интереса к современной художественной жизни. Он стремится изменить — расширить и обновить — в значительной степени идеологизированную тогда экспозицию советского искусства, по-иному расставить акценты живописи советского периода, ввести работы молодых художников».

Все художники считали за честь быть замеченным Маниным. Он был немалой духовной им поддержкой, особенно молодым, или тем, кого по разным причинам не признавала официальная критика. Таким был, например, долгое время талантливейший Виктор Попков. Книга Манина о нём, рассказывает её редактор Г. Конечна, «стала своего рода сенсацией: об этом художнике так серьёзно, всеохватно и вдохновенно, и в таком объёме ещё не писал никто. Книга быстро стала библиографической редкостью». 

«Искусство — «третья реальность», расположенная между сознанием и действительностью», — писал Манин в уникальном исследовании «Образные пересечения русской живописи 1950—1990-х годов». Он сам жил с ней в ладу, и без корысти, с любовью служил искусству, как когда-то ему служили его великие предшественники. А. И. Манина передала в Абрамцево всю библиотеку мужа — более трёх тысяч книг по искусству, истории, философии, а также его личный архив.
Антонина Иосифовна, историк архитектуры по образованию и характеру деятельности, — самоотверженный автор-составитель сборника, о котором шла речь. Первые «Манинские чтения» с её участием прошли в Абрамцеве в 2018 году. Дальнейшее изучение творческого наследия Манина, его популяризация просто необходимы.

Автор Лидия Кудрявцева — арт-критик, член МСХ

 

5
1
Средняя оценка: 2.73668
Проголосовало: 319