О героях нашего времени

Если кто-то станет меня уверять, что «герой нашего времени» – бизнесмен, или того пуще – олигарх, то позволю себе засомневаться. Не предприниматели и не инженеры, не ученые и не фермеры чаще всего фигурируют в рекламном потоке средств массовой информации.
При обилии бесплатных изданий, что оказываются в вашем почтовом ящике, волей-неволей начинаешь интересоваться хоть предлагаемыми товарами, а хоть и предложениями всевозможных услуг. При путинской власти зайдёшь в большой магазин – их в городах понаставили множество – и обязательно наткнёшься на лоток с красиво иллюстрированными журналами. Бесплатными, и платными, и до чёртиков завлекательными. Опять и опять реклама!
И что удивительно – первенство скорее всего во всех этих предложениях держат туристические агентства. Зазывают и зазывают. Езжайте туда-сюда и сюда-туда. Везде вам обещают и шик, и блеск, и красоту.
При этом отметаются непомерная дороговизна, дорожные неудобства и подчеркнуто утверждается комфорт проживания в отелях, пансионатах. Обещаются непременные блага цивилизации и культура досуга.
Нет и нет, не спорьте со мной: путешествующий гражданин, досужий турист – вот кто истинный герой и гений чистых красот, обрушившихся на человечество в двадцать первом веке.
И если вы не начнёте возражать мне, то должен буду продолжить «геройскую» тему. Тогда уж в непременности вам подскажу: не англо-американцы открыли первыми прелести уикендов. Хоть коротких воскресных прогулок, хоть запредельно долгих путешествий.

Пусть даже россиянам ныне хорошо знакомо иностранное словечко, символизирующее рай души, всё же не они, не клерки лондонского квартала Сохо, станут у меня первооткрывателями темы. 
Я не отношусь к числу до неприличия жёстких славянофилов. Но отчаянно упёртым западником себя не считаю также. Поэтому дозвольте упомянуть, что первыми добрались до Индии в средние века отнюдь не прославленные мореплаватели из государств, прислонившихся к Атлантике. На несколько десятилетий раньше всем известного Васко да Гама побывал в заветной стране тверской землепроходец Афанасий Никитин.
Допустим, он мало почитаем на западе. Так что из этого? Факт есть факт. И любителям, а также любительницам забугорных калек, шибко умных выражений (до них очень охочи Дуньки, которых пустили в Европу), всё равно считаться с историей Руси необходимо.
Не исключено, кое-кому возжелается упрекнуть автора: сам он здесь геройствует – воюет с Иванами, не помнящими родства. А ведь мир становится всё более тесным, пути сообщения всё более быстрыми.
Вот и выйдет, что автор – не иначе! – порицает ветряные мельницы. Этакий рыцарь печального образа. Ни к селу, ни к городу.
Да полно вам, доскональные критики! Никого не собираюсь порицать, потому как в нынешней «геройской» теме нахожу одну сторону. Которая меня скорее радует, чем огорчает.
Говорю о молодых семьях сегодняшних россиян. О тех маленьких ячейках общества, где возрождается интерес к отечественным вершинам цивилизованности. 
Естественно, при таком раскладе господа туристы, старающиеся удрать поскорее на Канары или в тайские отели азиатского юга, представляются мне людьми – как бы помягче выразиться? – легкомысленными.
При всём том я не утверждаю, что они закоренелые недруги отечества.
Не пробудился пока что интерес у солидной части общества к российской истории и культуре, как того хотел знаток Древней Руси Дмитрий Лихачёв. К российской деятельной образованности и нелишнему первопроходству, как того желал Михаил Ломоносов, поглядывавший на Сибирь, богатую рудами, водой, просторами.

Так вот – очень мне интересны те молодые семьи, где не только воскресные шашлыки на уме и не исключительно лишь дайвинги. Об одном путешествии рассказываю. Папа в этой семье никакой не «герой», не покоритель экзотических отелей. Простой мастер в одной из строительных фирм. Мама – воспитывает сына. Однако не вот вам записная домохозяйка. Она берёт работу на дом, поскольку спец по компьютерному обслуживанию строительных программ.
Что бы им не ринуться на Красное, к примеру, море, не заняться там дайвингом? Это нынче осуществить нетрудно, но… Однажды я стал свидетелем, как задел их за живое древний город Дмитров. Они поехали туда с сыном, и вместе с ним ходили по улицам, показывая мальчику старые постройки, приметы нового. Это было первое в его маленькой жизни путешествие. Дмитров стал для него, столичного проживателя, чудо-городком. 
Что ни шаг – удивительное рядом.
Не довелось мне присутствовать при тамошней беседе родителей с юным путешественником. Да, ему подарили радость общения с прекрасным историческим наследием русского народа. Надеюсь, впоследствии судьба окажет такую благорасположенность, что одарит новыми встречами с прекрасным – с ухоженными парками, старинным укреплениями, зодчеством древних мастеров, с храмами, свидетельствующими о строительном гении наших прародителей.
Сердце мальчика – потом подростка, мужчины – впитает полную меру уважения к своему народу, отринет навсегда слепое поклонничество перед западом, породившим якобы все-все-все достижения современной цивилизации. От телевидения и попкорна – до покорения космоса. До джинсов и радостно-познавательных уикендов.
Папа и мама вели, конечно, разговор с сыном, и не было там никакого ерничества, неблагозвучия. Я уверен в этом, хотя не присутствовал при беседе и не слышал ни слова. А ещё точно знаю: воскресное путешествие не обошлось без бабушки мальчика. Она по рождению тверичанка. Хорошо знает свой город, где появилась на свет, и его славную историю, и своих прославленных в отечестве земляков. 

Сам бывал не раз в Твери. Ведаю, что хватает там тех, кто преклоняется перед историей упористого стародавнего тверского княжества, кто гордится раритетами картинной галереи в бывшем путевом дворце императоров, кто преданно чтит известных земляков. От Афанасия Никитина – до Лизы Чайкиной. От поэта Дрожжина – до писателя Бориса Полевого с его повестью «О настоящем человеке». 
Думается, бабушке мальчика – в её воскресном путешествии по Дмитрову – хватало примеров из собственной жизни, из русской истории, чтобы тоже быть интересной собеседницей. Для своих чад, у которых души потянулись, как говорится, к корням отечественного бытия.
Вы, конечно, приметили, что автор возвращается к первопроходству. В частности – к Афанасию Никитину.
Что ж, таковы тенденции современной российской действительности. Когда наряду с тягой к приключенческому дайвингу в тёплых морях... растёт тяготенье к тому же Золотому кольцу. К чудесным местам вокруг столицы, где земля, жилые дома, служебные постройки, храмы дышат народной извечной жизнью. И – судьбой.
Для поездок в старинные города возле Москвы как раз и годятся воскресные путешествия.
Очень большая наблюдается озабоченность в нашем обществе касательно будущего Российской Федерации. А приглядишься к отечественным корням, всмотришься в дни нынешней беспокойной жизни – начинаешь раскидывать умом всё же более способно, разве не так?
Молодые семьи – им по преимуществу поднимать детей в двадцать первом веке – небось, решают как никак проблемы воспитания. С заглядом в будущее. Вот и таким тоже образом – в воскресных путешествиях. Пусть не все ринулись вдоль по Золотому кольцу. Но есть ведь такие, которым не лишними оказались образовательно-воспитательные поездки.
Уж если говорить, что бы им взять от Афанасия Никитина, то…
Ну, во-первых, молодцы вы, папы-мамы. Со своим интересом к истории и судьбе народной вы обязательно не вот тебе молодо-зелено, а люди в меру озабоченные. Повидавшие капиталистические виды, в достатке хлебнувшие лиха. Понимающие, что не одним лишь рублем бывает жив человек.

***

Неравнодушные люди. Что всё-таки взять горячим сердцам от Афанасия Никитина?
Не секрет: давненько происходило дело. Его знаменитое – по меркам родимой сторонки – путешествие совершалось в 1466 году. Тогда началось, а подошло к своему концу в 1472 году и завершилось передачей записок в Москву.
Там очень интересовались его наблюдениями, перипетиями круговращательного передвижения по южным весям.
Обратите внимание, уважаемые читатели. Никитин был отнюдь не москвичом. Сей факт представляется мне очень важным. Поучительным для граждан нашей страны. Ведь тверское княжество существовало тогда в ряду с московским, и могущества не занимать было гордому волжскому городу.
Однако будучи патриотом родной Твери странствующий купец не отказывался ощущать себя до мозга костей русским человеком.
В своём путешествии он преследовал интересы обоих княжеств.
Не было в его записках «удельных» загибов, и ощущались общенациональные заботы.
Об этом времени историк Карамзин что писал? Касательно Москвы, которая была, разумеется, последовательной соперницей Твери, вот что: «...Призываются искусства, нужнейшие для успехов ратных и гражданских». 
Это о Москве времён властителя Ивана III. То есть, в княжестве не волжском, а в том, что располагалось вокруг Москвы-реки, порох держали именно сухим. Значит, посматривали на соседей более чем внимательно.
И вот в сие неспокойное время Афанасий Никитин вдруг ощутил себя настолько своим для обоих княжеств, что кинулся понимать – необходимо так водить пером, чтобы верх взяли общерусские интересы.
Его «Путешествие за три моря» настолько «пахло Русью» – говоря словами Пушкина, – что поневоле задумаешься. Хоть и подспудно, допустим, но радел Афонька, никакой не шибко государственный человек, единению соседних областей, людей одной национальности.  
И двигался он поначалу (в Персию) за компанию с московскими купцами. Другое дело, что дорожка его протянулась подале знакомцев, этих соперников-приятелей, торговых трудников Руси.
Да уж, присутствует в его записках душа неравнодушного человека. Никитин и огорчается, когда не видит в индийских товарах несомненной притягательности для родных людей Севера. И старается не изменять нравам родимой сторонки, затверженным им с детства обычаям. И постоянно думает о благе Руси, коль выпал ему случай подружиться с Индией.
Неравнодушие Афанасия видно даже в том, как он сочувствует простому люду, что в южных краях зачастую очень беден и «гол вельми».
Значит, что можно взять от тверичанина? 
Оставайтесь нынешние папы-мамы неравнодушными. Всегда помните о благе отечества, которое вовсе не в денежных мешках отдельных богатеев. Не забывайте, что судьбы ваших детей неразрывно связаны с судьбой народа.
Нет, не сошёлся свет клином – на дайвингах в тёплых морях. 
Странствующие россияне вовсе не обязательные Иваны, коим не хочется признаваться в родстве со своей страной. Воскресное путешествие, о котором рассказываю, тому не лишний пример. 

***

Так что же увидел мальчик в современном Дмитрове? Если в подробностях? Если в дополнение к рассказам родителей и бабушки?
Когда идёшь от вокзальной площади к центральной, не враз сообразишь: тебя ожидает роскошное зрелище. Этакое фонтанное пиршество. Рядом с земляным валом – с неплохо сохранившимся древним укреплением – власть «новых русских» занялась украшательством.
Мальчику журчание воды завсегда в радость. Он с удовольствием посмотрит на играющие струйки. Подрастёт когда, эти излишества, сооружённые в годы народного бедованья, во времена упадка науки, образования, культуры, эти красивости станут говорить – тут была непродуманность.
Новострой в центре города подскажет кое-что. И насчёт гордого Рима с его фонтанами, навевающими негу в часы опаляющего солнца. И насчёт американской мечты, воплощённой в новомодных торговых улицах, примыкающих к площади. Хлебайте, русапеты, без остановки эру безудержного потребления! 
Мальчик вырастет и поймёт, что неслучайно это соседство.
Американский идеал – гордый Рим с его республиканскими установлениями. Оттого и правящие партии в Соединённых Штатах Америки именно демократическая и республиканская. Однако видится здесь некое патрицианство, которое сродни английскому аристократизму. 
Поклоняясь «золотому тельцу», Новый Свет породил демократию для богатых. И потому все роскошества американские несут на себе печать избранничества, этаких королевских изысков.
Всё это мальчик узнает много позже. Пусть пока полюбуется на игру беспечной воды. Пусть войдёт в ворота старинного земляного укрепления и посмотрит вокруг. Тут храм, где прежде молились русские люди Богу, прося защитить их имущество, животы от нашествий недобрых людей. Тех – помышляющих установить здесь свою власть и поработить дмитровчан.

Помолившись, горожане брались за мечи и бились с ворогами, если те оголтело хоть в ворота ломились, хоть лезли поверх стен.
Нет, не надо здешних проживателей обзывать какими-то русапетами, недоумками. Не стоит считать их бессловесными рабами господ, когда те принимались над ними издеваться на манер приснопамятной Салтычихи.
В русской истории хватало деяний, когда народ приводил в чувство своих зарвавшихся властителей.
И были всегда в стране такие люди, как Афанасий Никитин. По сердцу им было первопроходство. И крепко любили они родимую сторонку, не забывая блюсти общероссийские интересы. Помнили: в единении сила. И потому никогда не слыли они дураками-русапетами. Хотя шибко государственными людьми не были, а пребывали в звании простых – никаких не новых – русских. 

Нынешнее положение вещей такое, что не единение миллиардеров и пенсионеров в России нужно, а ранее известный НЭП, когда социалистическая идея поддерживает малоимущих и не даёт богатым мерзко лихоимствовать. Здесь как раз кроется секрет разумной жизни, сохранение морально-этических принципов народной традиционности.
Что скрывать, люблю я землицу, что на северо-запад от столицы. Сейчас, на восьмом десятке, нелегко мне выбираться в дорогие сердцу места. А ведь было время, когда не год и не два пребывал летними календами возле небольшой деревушки. Пожалуй, с десяток лет – как на службу – ездил туда. 
Берёшь рюкзак, набиваешь продуктами, чтобы не искать магазинов в лугах и сосновых лесах. Вначале на электричке едешь, потом продвигаешься на речном катере. И сходишь на берег Волги там, поближе к городку Старица. Прекрасны речные зори. Замечательно красив бор. Прямо-таки обворожителен. 
И так-то греет душу чистая речь деревенских жителей в этом волговерховье, что нельзя передать обычными словами. Как хорошо здесь виден корень славян-древлян! Или полян, или кривичей? Не стану утверждать, что досконально знаю происхождение тамошних проживателей. 
Всяко может быть. По себе знаю. Мои родственники по матери – выходцы из Киевской Руси, и я наслышан о том, как жили-поживали они в ополье владимирском, как затем разбросала их жизнь. Одни в Москве осели, другие подались в иные поселения. Поди теперь определи, кто нынче потомок Кия, а кто, к примеру, вятич в толпотворенье городском.
Объединились племена славян-росов, и оно как раз годится.
К слову сказать, именно тверское княжество последним вошло в состав объединённого русского образования-государства. Сопротивлялся здешний властитель идее национального единения очень сильно. Ивану III не удалось склонить его к совместности. 
Ни редкостное по драматизму путешествие московских и тверских купцов не помогло, ни великолепные записки Афанасия Никитина.
Трудную задачу решил уже Иван IV.

Нам, нынешним русакам, не утерять бы идею под напором
американского глобализма. Не сгинуть бы в бессилии, как исчезли этруски в государстве древнеримском. Как растворились в степях Причерноморья скифы.
Потому вот и рассказал вам, уважаемые читатели, об одном воскресном путешествии. 
Не хочется ведь растворяться. И не одному мне того не желается.
На том позвольте закончить свое повествование – с думой о судьбе народной. О судьбе сегодняшних мальчишек и девчонок, которым приуготовлено нечто неудобоваримое. Вредное для здоровья, для будущего проживания в краях хоть московских, хоть тверских. 
Должны помнить наши дети, внуки, правнуки свой корень.
А старинный Дмитров... тут, конечно, есть что посмотреть. Потому как полезно молодым людям в свободное время заниматься спортом и очень неплохо в свою очередь увлекаться познавательно-образовательными путешествиями.

5
1
Средняя оценка: 2.76817
Проголосовало: 289