За что боролись, на то и напоролись, или Споры вокруг храма в Екатеринбурге как «зеркало» положения РПЦ в России
За что боролись, на то и напоролись, или Споры вокруг храма в Екатеринбурге как «зеркало» положения РПЦ в России
Вот уже больше месяца кипят нешуточные страсти вокруг постройки в Екатеринбурге храма в честь великомученицы Екатерины. Стычки с настоящими драками – это лишь «верхушка айсберга» противостояния, длящегося уже целые годы.
С одной стороны, церковь во имя святой мученицы в городе была с самого начала его основания в начале 18 века. Ведь он и был назван в честь небесной покровительницы Екатерины I, сначала просто супруги Петра I, а затем и полноправной российской императрицы. Но в 1930 году в процессе антирелигиозной кампании храм был взорван.
Всерьез задумались в городе о его восстановлении в конце «нулевых». Нашлись «спонсоры», в основном из корпораций со значительной или большей частью государственного капитала. Да вот беда – с тех пор никак места для нового собора найти не могут.
Сейчас даже в патриотической прессе можно встретить объяснения этому «казусу», исходя из выпячивания «зловещей роли западных кукловодов», выводящих местных «онижедетей» на протесты против церковной новостройки. Часто намекают и на то, что происходящее – «генеральная репетиция российского Майдана».
Только ведь вот какое дело – блокировали стройплощадку действительно преимущественно молодые радикалы (кстати, не только прозападные – «леваки» там тоже присутствовали), но сама идея воссоздания храма, мягко говоря, не находила поддержки среди подавляющего большинства горожан, включая людей и более старшего возраста.
Так, еще в 2010 году, согласно опросам, от 70 до 92% опрошенных высказались против строительства собора на месте разрушенного – на площади Труда. После рассмотрения ряда альтернативных проектов собрались было строить здание уже на Октябрьской площади. И снова нарвались на протесты.
Согласно свежему опросу ВЦИОМ, 74% горожан тоже не поддерживают эту идею. То есть против самого строительства храма вмч. Екатерины как такового возражают относительно немного – всего 18%. Остальные вроде бы и не против. Вот только по принципу: «Я за храм – но только не рядом». Энтузиасты уже предложили около 50 возможных мест для стройки.
Правда, нет никакой уверенности, что в случае выбора любой из них не возмутятся уже другие местные жители. Ведь «пустырей» в крупном уральском городе не осталось – везде что-то расположено. То ли фонтан, то ли зеленый сквер, то ли что-то еще. Стало быть, чтобы построить новую церковь, придется сносить что-то полезное.
***
В подобном выборе ничего уникального нет – такие решения каждому из нас приходится принимать если и не каждый день, то часто. Куда потратить заработанные деньги, например, – на подарок ребенку, жене или «взрослую игрушку» для себя любимого. Или для чего деньги копить (или кредит взять) – на новое авто или новую квартиру?
Решаются же такие проблемы хотя и не без внутренней борьбы (когда хочется все и сразу, но ресурсов на это не хватает), но достаточно просто. Согласно истинной иерархии ценностей. Проще говоря, что больше любишь, к тому в первую очередь и стремишься. Или как говорил Сам Господь слушавшим его иудеям: «Где сокровище ваше – там и сердце ваше!»
С этой точки зрения без труда можно понять, что екатерининский храм для екатеринбуржцев занимает, мягко говоря, далеко не первую строчку в их личной и общественной «шкале ценностей». Если вообще не последнюю.
По большому счету, схожая ситуация и по России в целом. Социологические структуры уже устали давать результаты своих исследований относительно религиозности россиян, больше похожие на анекдот. Скажем, согласно опросу Левады-центра в конце 2012 года в России – 91% верующих, и 74% православных.
Но при этом 61% опрошенных сомневается или вообще отвергает существование Бога, в «загробную жизнь» и соответствующее воздаяние верит всего половина. Из числа православных две трети не читали Библию, регулярно (хотя бы раз в месяц) в храм ходят лишь 11% из них, исповедуются и причащаются всего 7%. Впрочем, 33% заходят в церкви «за компанию» – в ходе венчаний-крестин-отпеваний, а еще 29% изредка забегают поставить свечку или там взять освященной воды.
Еще более показательна статистика МВД о числе православных, посетивших Пасхальное богослужение. В этом году таких было аж 4,3 миллиона человек. Кстати, на сотню тысяч меньше, чем в прошлом году. И это – на 140 с лишним миллионов россиян, три четверти из которых позиционируют себя «православными»! Хотя такую самоидентификацию иначе, как в кавычках, упоминать просто совестно…
***
Еще один просто шокирующий момент, почему-то мало освещаемый в СМИ: по данным за прошлый год пасхальные службы прошли в России в более, чем 11,5 тысяч храмов.
https://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2018/04/d39207/
Но ведь самих-то этих храмов, по словам ответственных лиц РПЦ, ныне насчитывается уже больше 34 тысяч! Так что за последние 10 лет их «вводили в строй» в среднем по три храма в день.
Но тогда получается, что Пасха, «Праздник Праздников» самый великий день в Православии, отмечался всего лишь в трети храмов?! Нет, понятно, в части церквей может банально не хватать собственных батюшек, священникам приходится «окормлять» несколько приходов. Но не в трети же от общего числа храмов и, соответственно, приходов! Да наконец в день Светлого Воскресения Христова можно было бы откомандировать, в порядке исключения, в пустующие церкви иеромонахов из монастырей, коих в таких обителях обычно больше одного, если вообще не несколько десятков.
Ведь если у РПЦ настолько вопиющий «кадровый дефицит» священников, так зачем тогда вообще новые церкви при отсутствии для них потенциальных настоятелей строить? Просто «для галочки», что ли? Ну или там для облегчения совести топ-менеджеров государственных и полугосударственных корпораций, имевших не самый сочетающийся с христианскими нормами опыт «лихих 90-х», а потому и желающих «искупить грехи» усиленным храмостроительством?
Жаль только, что, построив церковь, такие «спонсоры» не слишком озабочиваются вопросами содержания церковного клира. Последнее же, при наличном уровне «религиозности», в большинстве приходов весьма проблематично. Народ в храм если и ходит, то только по очень большим праздникам. А на купленных от силы десятком постоянных прихожан свечках много не заработаешь…
***
Но все же конфликт вокруг Екатеринбургского храма по-своему весьма символичен. Ведь бывший Свердловск – это, можно сказать, «вотчина» «новой России». В смысле, либерально-прозападной.
Именно там получил «путевку в политическую жизнь» «отец русской демократии» Ельцин, именно там отгрохан «Центр» его имени. Кстати, особых протестов по этому поводу от горожан почему-то не наблюдалось…
В этом городе и мэром избирался солидным большинством либерал Евгений Ройзман, там же находится и Генконсульство «Сияющего Града на Холме» – для всех истовых российских западников.
Хотя, конечно, по другим данным (Апокалипсиса св. апостола Иоанна Богослова, например) сей «Сияющий Град» больше напоминает «Новый Вавилон – древнюю блудницу, яростным вином блудодеяния своего напоившую все народы». За что ее и ждет ужасная гибель в очистительном огне в «последние дни» перед Вторым Пришествием Христовым.
***
Увы, «опоенной» этой «великой блудницей» оказалась и Русская Православная Церковь. Потому как именно этого «союзника» ее иерархия избрала для своей борьбы с «безбожным коммунизмом». Несмотря на то, что с началом перестройки эта «безбожность» была не то, что абсолютной, но часто превращалась и в свою противоположность.
Но все равно, как же могла иерархия вкупе со многими рядовыми батюшками забыть «преступления большевизма»? Разрушения храмов, репрессии против духовенства, преследование верующих. При этом, правда, как-то забывалось, что сами репрессированные страдали не столько за веру Христову, сколько за поддержку «белогвардейщины». А те же «обновленцы», например, православные группировки, оппозиционные Патриархии, занявшие лояльную позицию к Советской власти, получали от нее и такое же лояльное отношение в ответ.
Зато в РПЦ в упор не захотели видеть того, что именно Советская власть впервые хотя бы попыталась на деле, а не на словах, воплотить в жизнь Божью Правду в отношении «обиженных и оскорбленных».
Как писал апостол Иаков в своем Соборном Послании: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?»
Вот такую «веру из дел» и показали в своих социальных реформах якобы «безбожные» большевики. Ликвидировав голод, бесприютность, безграмотность, обеспечив бесплатное образование, медицину, право на труд и отдых.
Но не менее важно, что в советскую эпоху проповедовалась и настоящая жертвенность, коллективизм, патриотизм, неприятие мещанской зацикленности на материальных благах. Именно поэтому нынешние буржуазные элиты России и эксплуатируют эти идеи, безуспешно пытаясь «очистить их от коммунистического содержания», как только «запахнет жареным». В том смысле, что когда «Сияющий Град на Холме» в очередной раз сделает попытку контролировать огромные богатства нашей страны не через «вассалов» образца ельцинской команды, а напрямую. Тогда и начинает воспеваться солидарность с народом Донбасса, борющимся с бандеровщиной, и Парады Победы с фильмами о войне широко транслируются.
***
Вот только результат от всего этого далек от ожидаемого. Нет, простой народ в массе своей от глубинных архетипов русской души еще не отказался. И пока что, по опросам, около 40% населения сами готовы встать на защиту Родины, и еще столько же – если не будет другого выхода.
Увы, элита наша, в большинстве своем, ну очень далека как от Православия, так и от глубинных основ русской души. Собственно, этот процесс начался еще при Петре Первом – насильно «озападнившим» русскую аристократию. После чего РПЦ стала для этой «прослойки», за редкими исключениями, лишь удобным инструментом для того, чтобы держать в руках неграмотную массу простого народа.
Сами же дворяне больше интересовались масонством и иллюминатством, разговаривали на «смеси французского с нижегородским» и прилежно ходили на заседания во всякие «Французские» и «Английские» клубы. А для отдыха-лечения-развлечения обязательно уезжали в свои «благословенные Европы», проматывая там содранные беспощадной эксплуатацией со своих крепостных денежки.
Так что лубочно-православная «Святая Руси» к 1917 году и так больше существовала лишь в «виртуальном мире» официальных докладов и публикаций. Реально же она «рассыпалась» сразу же, как только окрепшая буржуазия захотела сама «рулить» государством, отстранив от трона Николая II.
Кстати, в дни Февральской революции обер-прокурор Синода попросил архиереев выступить в защиту монархии от имени Церкви. Архиереи отказались. Теперь же их преемники подыгрывают кучке оголтелых монархистов и пристают к «русскому народу» «покаяться за отречение от Богоданного Царя». Ну да, как говорится, «с больной головы на здоровую»…
После же 1991 года РПЦ взяла курс на «реанимацию» вышеупомянутой «Святой Руси», которая в среде элиты почти полностью «почила в Бозе» еще в 18-19 веках, да и среди неграмотной массы остального населения была не столь уж доминирующей, соседствуя в дикими суевериями. Забывая о том, что «безбожные большевики» сделали неграмотность достоянием истории, и ныне образованы практически все россияне.
А потому и репринтные дореволюционные «душеспасительные книги» вкупе с дореволюционной же «тактикой» поведения священства оказались малоприспособленными к современным реалиям. Что тоже внесло свой вклад в убийственные цифры реальной российской религиозности.
***
Но самой главной ошибкой священноначалия РПЦ как раз и стало взятие им в союзники либералов-западников. Могущих, конечно, «бросить кость» Церкви, обеспечив ей формально государственную поддержку, но при этом своей либерально-западной идеологией, чуждой нашему народу, размывающих «духовную базу» Православия. Ведь если основными предметами для беспокойства будут не духовные ценности, а цифры роста ВВП, личное материальное благосостояние, то зачем тогда эта Церковь вообще нужна?! Разве что для того, чтобы к Богу обратиться с просьбой в очередной раз повысить зарплату и послать новую высокооплачиваемую работу? А еще лучше, чтобы «все было, как на Западе».
Так о таких «духовных ценностях» Некрасов еще полторы сотни лет назад писал в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Одна просторная
Дорога – торная,
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная
Идет толпа.
О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Кипит там вечная,
Бесчеловечная
Вражда-война
За блага бренные.
Там души пленные
Полны греха.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.
Правда, дальше великий русский поэт обрисовал и альтернативу.
Другая – тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
За обойденного,
За угнетенного –
По их стопам
Иди к униженным,
Иди к обиженным –
Будь первый там!
***
А Церковь в своих проповедях и книгах разве стяжанию любой ценой учит? Так важно не только правильные слова говорить, но еще и самим пример показывать, на деле свою веру проявлять, в духе вышецитированных слов апостола Иакова!
И не просто «освящать души» элите, тем самым «спонсорам» (что многими справедливо воспринимается, как просто «индульгенция» на новые бесчеловечные действия против ближних своих), но хотя бы призывать к по-настоящему вечным ценностям, издавна близким русскому народу.
А без всего этого, сколько храмов не строй, но все равно все больше будут поневоле вспоминаться пророческие слова святого старца Лаврентия Черниговского: «Приходит время, когда и недействующие храмы (закрытые) будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. А когда закончат все уже, наступит время, когда воцарится антихрист. Молитесь, чтобы Господь продолжил нам еще это время для укрепления, потому что страшное ожидает нас время. И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет. Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском великолепном храме с участием духовенства и Патриарха»…
Так что, чем больше в России, центре Восточно-Европейской, Православной цивилизации (по Хантингтону) будут насаждаться западные порядки, все более откровенно становящие антихристианскими, тем меньше у нас будет и оставаться почвы для действительно православной веры.
А конфликт из-за екатеринбургского храма, вызванный его реальной ненужностью для подавляющего большинства жителей этого «гнезда ельцинщины», лишь закономерный симптом этого, увы, все более набирающего скорость в силу духовной слепоты значительной части православного духовенства процесса.