Карачаевцы

По преданию, карачаевцы появились в долине Кубани после того, как группа карачаевских охотников в погоне за оленем устроила здесь стоянку и перед уходом посадила несколько зёрен ячменя. Через год оказавшись в этом месте, они увидели, что зёрна дали обильные всходы. Так предками карачаевцев было принято решение осесть у берегов Кубани.

Какова тогда была численность карачаевского народа, неизвестно. Зато известно, что сейчас карачаевцев ок. 225 тыс. В 1939 г. их было ок.76 тыс., в 1897 г. – всего 26,7 тыс. Получается, что за последние восемьдесят лет карачаевцев стало в три раза больше, карачаевская культура сохраняется и приумножается. 

Кавказ – многонациональный и специфический регион. Ранее территория Карачая испытывала на себе культурно-религиозное влияние Турции через соседнюю Кабарду, что и послужило окончательному переходу карачаевцев в ислам к XIX в. Во время Кавказской войны карачаевцы сохраняли нейтралитет, воевать с Россией не хотели. Но периодические набеги абреков на Кавказскую линию и казачьи поселения заставили царское правительство организовать успешный военный поход в Карачай.

К 1834 г. Карачай окончательно вошёл в состав России. В крае появилась первая колёсная дорога, проложенная солдатами буквально за несколько дней для нужд местного населения. Карачаевцы, и до этого торговавшие с русскими и другими окрестными народами, вступили в фазу быстрой интеграции в тогдашнюю российскую экономику. 

Передовые представители карачаевского народа понимали все выгоды от вхождения в состав России. Так, кадий Ильяс Байрамуков выступил инициатором открытия светской школы для карачаевских детей в 1878 г. в ауле Учкулан. Байрамуков был сторонником сближения карачаевского и русского народов, противником переселения кавказских горцев в Турцию. Он и его сыновья много потрудились на ниве просвещения карачаевцев. 

Карачай и карачаевцы – неотъемлемая и самобытная часть многонациональной России. В годы Великой Отечественной войны карачаевцев постигло два несчастья – сначала мобилизация на фронт мужчин и оккупация республики гитлеровскими войсками, потом депортация в Среднюю Азию. 

Навсегда в памяти карачаевского народа остались Юнус Каракетов, Кичибатыр Хаиркизов, Осман Касаев. Они положили свои молодые жизни на алтарь Победы. Через пятьдесят лет после их гибели им присвоено звание Героев России посмертно. 

Среди павших защитников Брестской крепости – карачаевцы Солтан Баучиев, Азамат Урусов, Энвер Шидаков, Юсуф Асхаков и др. Майоры, лейтенанты, сержанты, рядовые…Так получилось, что в Белоруссии в годы оккупации воевали шесть командиров партизанских отрядов, 14 командиров рот и взводов, 30 командиров диверсионных групп – все карачаевцы. Это не считая рядовых бойцов. 

Генерал-полковник Салтан Магометов – карачаевец-военачальник, награждённый множеством орденов и медалей. Участвовал в Польском походе РККА, финской войне, Великой Отечественной и войне в Афганистане, служил военным советником в Сирии. 

Вокруг депортации карачаевцев в Среднюю Азию по приказу Сталина в 1943 г.много мнений и споров. Наверное, правда где-то посередине. С одной стороны, факты вербовки немцами карачаевцев имели место, как это было и с другими народами СССР. Наблюдался также рост бандитизма. С другой стороны, высылать всех означало вводить коллективную ответственность за преступления, совершённые индивидуумами. 

Депортации в то время не были исключением в мировой практике. В США в условиях войны с Японией депортировали граждан, у которых была даже 1/8 японской крови, хотя японские войска даже не вступили на американскую территорию! 

Известно, что НКВД старался обеспечить депортированных в силу возможности необходимыми вещами. После реабилитации карачаевцев в 1957 г. была введена квота в вузах Ставрополья для карачаевских детей, оказывалось содействие в обустройстве возвращенцев на родине. Карачаевцам помогали интегрироваться в новую жизнь.

Карачай многое дал России. Не только героев-солдат, но и колоритную национальную драматургию. В 1931 г. в Ростове-на-Дону на первой Олимпиаде искусства народов Северного Кавказа была показана пьеса карачаевского драматурга Шахарби Эбзеева «Огурлу». Пьеса была встречена на «ура», её называли карачаевским «Фигаро». Эбзеев был не только драматургом, но и поэтом и музыкантом. Он писал песни для других народов Кавказа – абазин, ногайцев, черкесов. 

Знаменитый целебный напиток кефир, высоко ценимый диетологами за свои полезные свойства, тоже родом из Карачая. Теперь его пьёт весь бывший Советский Союз. Автор сих строк видел кефир и в Польше, где его называют кефирек. А ещё из Карачая к нам пришли карачаевская порода лошадей, карачаевская порода овец. Карачаевцы – мастера по изготовлению сыра и масла. 

Киляр Хачиров был карачаевцем-проводником научной экспедиции ген. Эмануэля на Эльбрус в 1829 г. В состав экспедиции входили члены Академии наук Ленц, Купфер, Мейер и др. Хачиров объяснял путешественникам, как правильно вести себя в горах и порекомендовал обмазать глаза мазью из разведённого в воде пороха, чтобы защитить их от палящего горного солнца. 

Если не было бы описанного выше вклада карачаевцев и многих других российских народов в историю России, наша история была бы менее красочна, менее привлекательна, менее масштабна, и Россия не была бы тогда Россией.