Освобождение Эстонии, или Как эстонские фашисты 4 дня наслаждались своей «незалежностью»

75 лет назад Красная Армия освободила от гитлеровской оккупации Эстонию. Менее известно, что в период между бегством немцев и вступлением наших войск в этой советской республике на полном серьезе провозгласило свою власть местное нацистское отребье, до сего служившее оккупантам не за страх, а за совесть.

После победоносного для советских войск лета 1944 года, когда они освободили от захватчиков территорию РСФСР, Советской Белоруссии, Украины, Молдавии и вошли на территорию Польши, подготовились к вступлению в Румынию и Болгарию, пришла очередь освобождать и Советскую Прибалтику. 
Восточнее в этом регионе расположена Эстония. Гитлер продолжал держать там достаточно мощную часть из более полумиллиона штыков группы армий «Север» – рассчитывая закрепиться на труднопреодолимом для наступающих «рубеже «Танненберг» (между Финским заливом и крупными озерами вплоть до Пскова). Кроме того, Берлин собирался воспользоваться относительно свободным передвижением сильного германского флота в прибалтийские порты для подвоза подкреплений, техники, боеприпасов и продовольствия своим войскам.
Конечно, советское командование, сосредоточившее в районе предполагаемого наступления силы 4-х фронтов, обеспечило значительное преимущество наших сил над вражескими. Но, разумеется, вопреки расхожим либеральным мифам, «заваливать трупами наших солдат немецкие окопы», штурмуя мощные оборонительные сооружения, не собиралось.
Вместо этого 2-я Ударная армия 17 сентября нанесла удар в том месте, где немцы его особенно не ждали, форсировав даже не реки, а крупные озера – Чудское и Теплое с помощью находившейся там речной флотилии. Вскоре была форсирована и река Эмайыги с попутным освобождением Тарту, после чего наши войска ринулись в сторону прибрежно-балтийского городка Раквере. В случае занятия которого все гитлеровские дивизии, окопавшиеся на рубеже Танненберг оказались бы в «котле».
На удивление Гитлер, обычно приказывавший своему воинству «держаться до конца» (хоть его в последние годы войны далеко не всегда слушались), на этот раз решил последовать советам своих наиболее здравомыслящих генералов и не «держаться зубами» за Эстонию, грозящую стать могилой для крупной группировки Вермахта. А потому уже на следующий день после начала советского наступления из Берлина поступил приказ на эвакуацию немецких частей. 
Уйти, правда, удалось далеко не всем – так, наиболее безопасным морским путем через таллинский порт вывезли около 60 тысяч человек. Еще некоторому количеству удалось «просочиться» в соседнюю Латвию, которой, впрочем, тоже ненадолго оставалось быть под пятой вражеских оккупантов. Навсегда осталось лежать в эстонской земле 30 тысяч гитлеровских вояк при еще 16 тысячах плененных. Наши потери составили 6 с лишним тысяч погибших и 24 тысячи раненых. 
В общем, Таллинская операция была проведена советским командованием блестяще и увенчалась убедительной победой над гитлеровцами. Но в ее ходе были и особенности на грани трагикомедии и откровенного абсурда.

***

Речь идет о так называемой «эстонской независимости», в очередной раз провозглашенной в эти сентябрьские дни. Кстати, уже то ли во второй, то ли даже в третий раз за неполные полгода. Что слегка напоминает эпизод из бессмертного гоголевского «Ревизора», когда жадный городничий с целью получения большего количества подарков от местных купцов праздновал свои именины дважды в году.
В оккупированной Эстонии в роли такого «городничего» выступал так называемый «Национальный Комитет», объединивший недобитых политиков из прежних буржуазных правительств, правивших в республике до момента ее вхождения в состав СССР в 1940 году.
Первое заседание сего «комитета» состоялось 14 февраля 1944 года. Почему так поздно, а не сразу после «освобождения Эстонии от большевистской оккупации воинством непобедимого фюрера»? Да просто после захвата Эстонской ССР гитлеровцами там сразу же была установлена оккупационная администрация. Не без местных коллаборационистов, но «первую скрипку» там играли «имперские комиссары» из Берлина и офицеры СС.
До 1944 года оккупантам вполне хватало и этого «подспорья». Местные антисоветчики охотно вступали в ряды коллаборационистских формирований – вроде «Самообороны», тут же занявшейся истреблением евреев, коммунистов, да и всех мало-мальски заподозренных в «симпатиях к большевизму». Позже была создана и «Гренадерская дивизия СС» – на манер украинской «Галичины».
Более того, к этому прибалтийскому отребью их немецкие хозяева относились даже с чуть большим уважением, нежели к украинским националистам. Последним позволялось занимать разве что младшие офицерские должности в той же «Галичине», в то время, как в тех же эстонских «самооборонских» и откровенно эсесовских формированиях практически все командование было из местных предателей, немцы там выполняли лишь функцию самого общего контроля. Последние даже присваивали своим холуям вполне «немецкие» воинские звания. 

***

Но когда в ходе войны для Гитлера «запахло жареным», его представители на местах озаботились вопросом максимальной мобилизации коллаборантов с целью противодействия советским войскам. Ресурс обычных идейных предателей-антисоветчиков, настолько ненавидящих Советскую власть, что были готовы воевать против нее в союзе хоть с чертом, уже исчерпался. И тогда оккупанты решили «сыграть на струнах патриотизма», призывая тех же эстонцев вступать в «туземные» части для борьбы уже якобы не за интересы Германии, а «за свободу Эстонии».  
Для этого в начале 1944 года недобитым «эстонским патриотам» и разрешили создать, как сказали бы сейчас, «фейковую» организацию для провозглашения такой же «фейковой» независимости. Впрочем, о последней эти горе-патриоты сразу если и говорили, то разве что вполголоса. В полный голос от них слышался лишь призыв к соотечественникам «вступать в воинство великого фюрера для противодействия большевикам».
И все равно уже спустя всего пару месяцев, «национальных комитетчиков» здорово «проредили» специалисты из Гестапо – видимо, найдя немало крамольного с точки зрения «Великой Германии» в высказываниях этих мерзких клоунов. А может, аресты одной группы коллаборационистов были спровоцированы трениями с другой группой, входящей непосредственно в оккупационную администрацию Эстонии.
Оживились недоразогнанные «патриоты» лишь в июле, когда с началом «операции «Багратион» и других победных наступлений РККА гитлеровская оборона начала трещать по всем швам. После чего реальные хозяева оккупированной Эстонии решили, что хуже уже все равно не будет, и разрешили своим прежде обиженным холуям уже вовсю эксплуатировать «патриотическую риторику».
Уже 1 августа пресловутый Национальный Комитет объявил себя «носителем высшей государственной власти в Эстонии». Ну, правда, даже без наличия пусть формального правительства, могущего осуществлять эту самую «государственную власть», реально по-прежнему принадлежащую оккупационной гитлеровской администрации, но все же. 
Само же формирование «правительства» все затягивалось – видимо, чтобы не злить понапрасну и так взвинченных «союзников» из Вермахта. А то вдруг бы они «неправильно поняли» появление какой-то «эстонской власти» и не решили бы вопрос, как в апреле, с помощью гестапо.

***

Этот «театр абсурда» продолжался аж до 18 сентября, когда Гитлер принял окончательное решение об отступлении своих войск из Эстонии. Лишь тогда Национальный Комитет официально передал «власть» «правительству» во главе с О. Тиифом, а спустя 2 дня самораспустился. 
На радостях новоиспеченные «министры» даже подняли на главной башне Таллина, «Длинном Германе», свой «национальный флаг» – правда, рядом с флагом Третьего Рейха. Что и считается в эстонской историографии то ли вторым, то ли третьим «провозглашением независимости» в этот период. Ну да, «кашу маслом не испортишь», и повторяющимися декларациями эту самую «независимость» тоже, правда?
Пикантная деталь: «министром обороны» сей новой «незалежной власти» был назначен Яан Майде – главарь вышеупомянутой «Самообороны», «карманного» гитлеровского карательного формирования из местных нацистов. Видимо, немцы, даже отступая, все-таки надеялись на чудо – вдруг получится «переиграть» Красную Армию и вернуться (или даже остаться) в Эстонии? Для чего и оставили при «независимом правительстве» своего «смотрящего», повязанного с немецкими военными преступниками кровью.
Впрочем, эта деталь – не единственный пример откровенного абсурда в ситуации с «независимой эстонской властью» Ведь последняя (после ухода последнего корабля с драпающими «фрицами», конечно) не нашла ничего лучшего, как объявить Эстонию «нейтральной страной»! По всей видимости, в надежде, что наши бойцы тут же прекратят свое продвижение по земле этой советской республики, впечатленные величием новоиспеченных «государственников».
Это, видимо, после того как все та же «Самооборона» за годы немецкой оккупации уничтожила около 60 тысяч только эстонских граждан, не считая соучастия в умерщвлении еще большего количества советских военнопленных? Или почти полного истребления местного еврейского населения, так что эсесовцам даже не пришлось открывать тут специальные «еврейские» концлагеря, вроде Освенцима ввиду «недостаточности контингента» для содержания в них?.. 
И вся эта предательская клика всерьез рассчитывала избежать ответственности за такие чудовищные преступления воистину «магическим» образом – с помощью лишь провозглашения собственной «незалежности» и «нейтралитета»?! Право, это было бы очень смешно, если бы речь не шла о таких мрачных вещах, как преступления против человечности… 
Оно-то, конечно, в «цитадели демократии» в Вашингтоне аж до 1991 года не признавали «советской оккупации Прибалтики» – стало быть, могли бы, в принципе, признать и «независимую» Эстонию «made in» Третий Рейх. Во всяком случае, чуть позже, когда после Победы Запад полностью перестал скрывать свое крайне враждебное отношение к СССР.
Но, право, рассчитывать на такое в период, когда американцы и англичане крайне нуждались в союзе с победоносной Красной Армии – это даже не наивность, а абсолютно непроходимая глупость.

***

Посему, когда советские танки 22 сентября вошли в покинутый гитлеровцами Таллин, сине-черно-белая «тряпка» была с позором сорвана победителями со шпиля «Длинного Германа» с не меньшим омерзением, чем срывались такие же тряпки со свастикой. А еще через 4 дня территория Советской Эстонии была полностью освобождена от оккупантов и их пособников. Не считая, конечно, до поры до времени скрывавшихся по лесам недобитых предателей…
Сами же «незалежные министры» довольно скоро были оперативно отловлены и преданы советскому суду. К сожалению, как видится, проявившему излишнюю гуманность в отношении большей части этого отребья, часть из которого даже была отпущена на свободу! 
Остальные, правда, получили те или иные сроки. Хотя на фоне тогдашнего «максимума» – 25 лет заключения – 10 лет получил только «премьер», а 5 «министров» (из почти двух десятков!) отделались 5-8 годами. Заслуженную «вышку» «схлопотал» лишь «министр обороны» (и гитлеровский главкаратель) Яан Майде.
Но, конечно, несмотря на эти удивительно мягкие приговоры предателям-коллаборационистам (на фоне даже тогдашнего наказания их «коллег» после войны в той же Франции, Италии, Греции и т.д.) стенания и российской либеральной и эстонской прессы по «невиннозамученным эстонским патриотам» продолжаются до сих пор.  
Впрочем, куда печальнее то, что героизм советских воинов, освобождавших Эстонию от гитлеровцев, был предан, пожалуй, еще бОльшими ренегатами, кликой Горбачева-Ельцина,  допустивших распад СССР и передачу власти в Эстонии «духовным наследникам» гитлеровских холуев времен Великой Отечественной. Но, право, наши деды и прадеды в этом предательстве не виноваты…

5
1
Средняя оценка: 2.77008
Проголосовало: 361