Грузия: новое правительство готовится к битве на выборах

Начавшийся в июне политический кризис в Грузии завершился формальным выполнением требований оппозиции, за которой стоит Саакашвили: правительство ушло в отставку, глава МВД Георгий Гахария покинул свой пост. Но эта победа саакашистов оказалась пирровой, ведь новым премьером стал тот же Гахария, обещавший покончить с Нацдвижением. Похоже, правящая коалиция всерьез готовится к битве во время осенних парламентских выборов 2020 года и после них, причем явно не только «парламентскими методами»…

Июльский кризис в Грузии, как известно, начался после скандала, устроенного саакашистами из-за выступления российского депутата Думы Гаврилова в грузинском парламенте на сессии Межпарламентской ассамблеи православия, заявку на участие в котором подала сама же грузинская сторона. А Сергей Гаврилов, как законный председатель этого форума на данный момент, просто обязан был присутствовать на его заседаниях – естественно, не на обычном стуле в зале, а в президиуме. Но этот факт был раздут местными русофобами до размеров «национального предательства».
Тут же начались акции протеста, массированность и хорошая организованность которых поневоле наводили на мысль, что скандал с российским политиком – всего лишь повод для оппозиции скинуть правительство и самим захватить власть. Ведь законным путем это у соратников Мишико не получается вот уже две избирательных кампании подряд. Большинство, причем, внушительное, получает правящая коалиция «Грузинская мечта» во главе с Бидзиной Иванишвили. Вот и остается команде «пожирателя галстуков» лишь майданить в надежде, что на какой-то раз из их массового хулиганства хоть что-то заметное да выгорит. 
В июне размах очередного Майдана для 3-миллионной Грузии был довольно значительным. Одних майдаунов пострадало 240 человек при 80 получивших травмы полицейских. Всего же участников, понятно, было на порядки больше. И они ставили перед собой цель – ни больше, ни меньше – захвата парламента страны!
Поскольку же глава МВД Георгий Гахария на уступки громилам не пошел, те прогнозируемо отступили, но продолжали еще долгое время на своих несколько более мирных, чем 21 июня, демонстрациях стенать о необходимости отставки Гахарии и всего правительства в целом.

***

Реальный глава Грузии, миллиардер Иванишвили, формально никаких официальных постов не занимаюший, в принципе, бросил кость оппозиционерам – в отставку ушел спикер парламента, дескать, «не доглядел, как парламентарий враждебной России сел в его кресло». Хоть на момент скандала грузинского политика вообще не было в Тбилиси – он находился в рабочей поездке. 
Дошла очередь и до МВД с правительством. Премьер также ушел «по собственному», соответственно, со всем Кабинетом министров. Включая и ненавистного саакашистам Георгия Гахарию. 
Но спустя считанные дни Иванишвили сделал изящный ход конем, предложив назначить Гахарию … новым премьер-министром! Да, в общем, и в новом правительстве появились всего две новых фигуры – остальные политики работали и в прежнем составе высшего органа исполнительной власти.
Впрочем, только «перестановками без перестановок» правящая коалиция не ограничилась. И «пошла навстречу требованиям оппозиции» еще в одном пункте – изменения формы избирательной системы с наличной «смешанной», пропорционально-мажоритарной, на чистую пропорциональную. То есть такую, при которой депутаты по отдельным округам избираться больше не будут – лишь в списках победивших политических партий.
Для чего такие изменения нужны были оппозиции? Просто при наличии депутатов-одномандатников правящая партия всегда имеет преимущество над своими оппонентами. Одномандатники эти чаще всего представляют бизнес, а «бизнес любит тишину», ему ссориться с наличной властью не с руки. Особенно, если та готова предоставлять дружественным депутатам некие преференции или закрывать глаза на мелкие и не очень грешки оных перед законом. Соответственно, действующей власти в таких условиях гораздо легче набрать нужное большинство в парламенте – за счет не только своих официальных сторонников, но и якобы «нейтральных» парламентариев.
Но точно по такой же логике одномандатники нарушают планы оппозиции, мечтающей получить большинство симпатий избирателей! А вместо этого «оппы» получают разочарование – фактическое меньшинство при формальном большинстве по результатами соревнований по партийным спискам. Стало быть, да здравствует пропорциональная система!

***

Но Иванишвили, наверное, не стал бы самым крупным бизнесменом в Грузии, если бы не умел нейтрализовывать даже выигрышные для противников схемы. В вышеописанной ситуации он также сумел доказать, что «против лома нет приема – если нет другого лома».
Этим самым «другим ломом», как минимум, может оказаться, преоригинальнейшее предложение правящей коалиции – полностью снять «проходной барьер» для списков политических партий! Ведь ныне он составляет целых 5%, на выборах 2020 должен был снизиться до 3%. Но так, чтобы его не было вообще!..
Ведь за счет пресловутого «барьера» порой до 20% голосов обычно «повисают в воздухе», поскольку набравшие их партии в парламент не проходят. А вакантные мандаты, соответственно, делятся пропорционально теми политсилами, которые проходной барьер преодолели.
Представим себе гипотетическую ситуацию, когда следующей осенью, при наличии чистой пропорциональной системы, коалиция «Грузинская мечта» набирает меньшинство голосов, а ее оппоненты – вожделенное большинство. Да еще и получают «премию» за счет не прошедших проходной барьер. Всё!С большой долей вероятности соратникам Иванишвили придется «паковать чемоданы».
Но теперь, кроме политических тяжеловесов, в грузинский парламент смогут пройти, как говорится, «всякой твари по паре». И даже не обязательно по паре, в одном-единственном экземпляре этакой гротескной «фракции одного депутата» тоже. И много ли разницы для власти, кого именно приманивать «кнутом и пряником» для создания депутатского большинство – одномандатников или мало чем отличающихся от них единичных выдвиженцев карликовых политических партий?
Тем более что в избирательных играх, как и в войне, по словам Наполеона, «чтобы победить, нужны три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги!» А их однозначно больше у миллиардера Иванишвили и союзной ему бизнес-группы, нежели у беглого экс-президента Саакашвили, больше рассчитывающего на подачки-гранты от Сороса и иже с ним. 
Если же деньги есть, можно запустить в избирательную кампанию столько псевдо-оппозиционных партий, чьи лидеры будут с пеной у рта клясться бороться с властью до победного конца, что «Грузинская мечта» может особо за свой личный результат и не переживать. Все равно, спонсируемые властью псевдо-оппоненты, после избрания в парламент, никуда от союза со спонсорами не денутся. 

***

Однако в задуманной правящими в Грузии политиками изящной предвыборной комбинации есть одно слабое место – все тот же риск «Майдана». Мало ведь получить формальное депутатское большинство голосов, важно еще и отстоять свое право на формирование правительства перед уличными радикалами. Прошлогодние события в Армении, где правивший больше двух десятилетий «карабахский клан» имел убедительное парламентское большинство и все законные основания для формирования правительства, но вынужден был уступить власть лидеру уличных протестов Николу Пашиняну – убедительный тому пример.
В общем, как метко заметил еще Владимир Ильич Ленин: «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться». Кстати, в отношении нынешней власти «Грузинской мечты» особого перебора с наименованием ее «революционной» не будет – ведь лишь благодаря этой политсиле в 2012 года пала почти 10-летняя радикально-проамериканская диктатура Саакашвили. Ныне готовящаяся взять реванш за это обидное поражение.
Судя по всему, противники Саакашвили вовсе не собираются сидеть, сложа руки, в то время, как нанятые беглым экс-президентом «майданбайтеры» будут силовым путем захватывать власть. Тем более что с «генеральной репетицией» решающего Майдана правящая коалиция довольно неплохо справилась. 
Более того, откровенно начихала на то, что в соросовских традициях цветных мятежей предписано считать настоящими «священными коровами» – не стала «сдавать» сотрудников и руководство правоохранительных органов, посмевших избить онижетедей! Пусть эти онижедети и попытались осуществить то, что по законам любой страны тянет на больше 10 лет заключения – силовой захват органов государственного управления.
Соответственно, майдаунам и их кукловодам дано прозрачное предупреждение – осенью следующего года, когда состоятся выборы, с ними будут действовать точно так же, как в прошедшем июне, если не жестче. Тем более, что согласно установившейся в Грузии еще при Саакашвили недоброй политической традиции, проигравшие оказываются если не в тюрьмах, то в эмиграции. Хотя последнее не отменяет и уход на тот свет, как это (ну совершенно случайно, конечно же!) случилось в 2008 году с скрывавшимся от опричников Мишико в далекой Англии оппозиционным миллиардером Бадри Патаркацишвили. 
Кстати, тогда лучшие в мире британские сыщики, умеющие находить зловещий газ «Новичок» по любому поводу, отчего-то не заинтересовались: как это от сердечного приступа смог умереть крепкий 53-летний мужчина, доселе не жаловавшийся ни на сердце, ни на отсутствие средств на самую хорошую медицину, которую только можно обеспечить за имевшиеся у него миллиарды долларов? Действительно, «ну как не порадеть родному (для Запада) человечку?» в лице «лучшего друга англосаксов» Саакашвили…

***

Так что просто так отдавать власть «аакашистам «Грузинская мечта» не намерена. О чем, собственно, ставший премьером Георгий Гахария заявил практически открытым текстом. 
«Я никуда не уйду, и я покончу с вами, и с вами покончит грузинское население и избиратели Грузии. Вы обычная уличная оппозиция, и в 2020 году вы останетесь на улице», – заявил он с парламентской трибуны. Что не помешало получить новому премьеру при утверждении 98 депутатских голосов из 150.
Конечно, во внутриполитических раскладах таких «великих держав», как Грузия (или Украина) делать расчет, опираясь лишь на чисто грузинские факторы, не приходится. Янукович на Украине тоже имел и достаточно надежных (до определенного момента, конечно) сторонников в Раде, и верных присяге правоохранителей, не дрогнувших даже тогда, когда сам президент уже улепетывал в далекий Ростов – их выводили с улиц Киева по приказу депутатов-предателей, поддержавших путч.  
Но это незалежному экс-президенту не помогло, когда в игру включились «лучшие друзья с Запада», начавшие угрожать его окружению конфискацией награбленных в «неньке» активов, размещенных после этого в западных банках. Так и в Грузии – окончательное слово, конечно, окажется за Вашингтоном и «коллективным Западом» в целом.
Другое дело, что, как минимум, до ноябрьских президентских выборов 2020 года в США американской администрации вряд ли будет до далекой Грузии. Где и власть, и оппозиция все равно являются сторонниками прозападной и антироссийской политики, пусть и в разной мере. Так что, вполне возможно, что внутриполитические грузинские расклады действительно будут решаться внутриполитическими же силами.
Тем более что каков бы ни был окончательный результат, без отказа от прежней линии «подальше от Москвы – поближе к Западу» никаких шансов на реальный подъем уровня жизни у грузин как не было, так и не предвидится…

5
1
Средняя оценка: 2.77778
Проголосовало: 315