Почему «охладели» сердца наших детей?

«Безразличие к детям есть тяжелейший из всех грехов и представляет собой крайнюю степень безбожности».
Светой Феофан Затворник

Сегодня мы становимся свидетелями проявления детской агрессии в школе, на улицах, спортивных площадках, игровых компьютерных клубах, парковках, в социальных сетях и в самих семьях. Специалисты рассматривают данный вид насилия как сегмент «культуры насилия», которая характерна для стран, которые пережили или переживают военные конфликты, где пропагандируется «сила» и правда насилия, где существуют многочисленные общественные и экономические проблемы, а насилие все больше позиционируется как ценностная ориентация «взрослых». В борьбе за власть и доминирование насилие становится средством для быстрого и легкого достижения целей, которое принимает само общество. Социологи и психологи считают, что эта культура является частью единой социокультурной макро системы, которую можно было бы назвать «культуры непристойности, неуважения, непочтения». Из широкого окружения насилие имеет тенденцию проникать в семью и в школу. «Атмосфера» школы представляет собой отражение общественного контекста и климата, который имеет место в обществе.
Медиа-содержания передач предназначенных не только для взрослых, но и для детей ежедневно насыщено насилием разного рода. В некоторых эпизодах и в играх, и в фильмах насилие иногда представлено как желательное и популярное. Многие сцены и сюжеты, с которыми сталкиваются дети - неадекватны, неумеренно, «перенасыщены», непристойны, при этом насилия связывается с забавой, юмором, проходит безнаказанно и «глухо» к чувствам жертвы.
На рост уровня агрессивности людей указывают и многие исследования, но общественность «шокирована» и особенно чувствительна к случаям детского насилия, примеры которого мы находим в СМИ. Отдельные заголовки звучат так:

«Сербия плачет! Тебе не жить! Мальчика (12 лет) ровесники били куда придется, а затем открылась страшная правда. Дети его дразнили и обижали потому, что у него не было сотового телефона, и он вырезал из газеты картинку и наклеил ее на картон» (05.03.2019).
«Я отправлю тебя в больницу, из которой ты не выйдешь! Новый случай подросткового насилия потряс Сербию, брутальный удар по голове» (01.02.2019).
«Жуткое видео из основной школы. Один ученик лежит на полу в туалете и кричит «Не надо!», в то время как остальные смеются и снимают происходящее мобильным телефоном» (10.01.2019).
«Директора основных и средних школ часто покрывают и самые грубые случаи подросткового насилия, чтобы сохранить свою должность. Они закрывают глаза ради рейтинга и баллов».
«Родительский совет рассказывает, что дети носят ножи в школу, что они залазят на крыши, что они дерутся после школы, что один из учеников толкал ровесников под колеса машин».
«Родителям, дети которых стали жертвами насилия, советуют забирать их из школы» (26.03.2019.)
«Новый «дикий» тренд в школах снимать на камеру высмеивания, оскорбления и розыгрыши имеет ужасные последствия» (24.04.2019.)
«Мальчика метлой изнасиловали в школьном дворе. Бросили его в грязь и сняли все это на телефон» (19.03.2019.)

Детское насилие еще называется «насилием среди ровесников» и на основе именно такого подхода к данному явлению сформированы различные рабочие группы и комиссии, центры, консультации, психологические, педагогические и развивающие и консультационные профессиональные службы, некоммерческие и государственные организации, целью которых является его предотвращение и координация всех общественных сил в борьбе против него. Школы по закону имеют ясную стратегию предотвращения и реагирования на случаи насилия. Каждая школа обязана на основании Положения о защите учеников от физического и психологического насилия и унижения достоинства сформировать рабочую группу по защите учеников от насилия. В соответствии с этим протоколом целый коллектив школы несет ответственность за защиту детей, что предполагает совершено конкретные взаимные обязательства.
В 2005/2006 году Министерство просвещения Республики Сербии посредством профессиональной и финансовой помощи ЮНИСЕФ-а (Международного чрезвычайного детского фонда ООН) реализовало программу «Школа без насилия». К данному проекту подключилось Министерство труда и социальной политики, Совет по правам детей, Министерство по делам молодежи и спорта, Министерство внутренних дел. Целью программы являлось изменение восприятия насилия и разработка механизмов интервенции в необходимых случаях. После реализации программы осуществлялась оценка безопасности школьной окружения и школам присваивались номинации. С 2002 года Правительства Сербии начало акцию «Школьный полицейский». В 2011 году открыта горячая линия реагирования на случаи насилия. Многие учебные семинары, лекции, дискуссии были организованы и Центром по предотвращению девиантного поведения молодежи. Проект «Товарищ не мишень», «Будь другом – предотврати насилие» ставили перед собой целью просвещение о формах ненасильственных коммуникаций, сохранения атмосферы толерантности и уважения отличий.

Все умеют «распознавать» насилие со стороны и осуждать его, относя к «легким» или «тяжелым» степеням. Семинары и тренинги об уровнях насилия предназначаются тем, кто сталкивается с детьми. Школы разрабатывают «педагогический профиль» и коллективно составляют «Усиленный педагогический режим», Педагогический и Учительский совет «беспокоятся» о благе детей и их достоинстве, в то время когда необходимо заниматься общественно полезной деятельностью или укорять или делать предупреждения, переводить в другую школу или начинать воспитательные дисциплинарные процедуры. В случае достижения успеха, а опыт показывает, что невозможно всегда адекватно и своевременно реагировать на «отклонения в поведении», школы обращаются в Центры социальной работы Министерство внутренних дел, организации здравоохранения и к социальным работникам.
С формальной точки зрения школьная система покрыта сетью безопасности и с позиции закона, в соответствии с административными правилами кажется, что там все «под контролем». Однако насилие имеет место и оно перемещается во все более младшую возрастную группу. Многие полагают, что школа является «полузакрытой» организацией, где многие насильственные проявления остаются скрытыми. В некоторой степени это является и последствием социальной интеракции, которая свойственна школе, в которой дети проводят большую часть своего дня и где, самим тем концентрируется большое количество «рискованных» ситуаций.

В соответствии с теорией психологии агрессивным формам поведения учатся посредством наблюдения и поощрения примерами насильственного поведения. В соответствии с теориями развития дети уже с двух лет учатся реагировать адекватным способом и генерализировать наученное на примере иных ситуаций и других людей. Современные когнитивные теории говорят о когнитивных структурах, которые развиваются в интеракциях с другими и от которых зависит то, каким образом кто-либо будет определять и воспринимать определённое поведение. При этом все эти теории делают акцент на семью.
Ежедневно подтверждается мысль сербского дипломата и министра просвещения Любомира Ненадовича (середина XIX века) о том, что в мире есть две самые сложные вещи: хорошо управлять государством и воспитывать ребенка. Кто воспитывает наших детей? От семьи и от школы больше чем от кого либо другого ожидается, что они в существо своих самых младших членов вложат опыт человека и человеческого рода.
Ни в коем случае не следует забывать, что дети в школу приходят с уже определёнными достижениями в своем развитии и в определенной степени устоявшимся характером, сформировавшимся раннем возрасте. Сербская народная мудрость гласит «что качалось в люльке, то и будет закопано в могиле», а сегодня все детские психологи, психиатры и педагоги соглашаются с мнением родоначальника психоанализа Зигмунда Фрейда о том, что «ребенок является отцом человека»
Многие современные исследования в области перинатальной психологии указывают на значение отношения родителей к ребенку еще в период эмбрионального развития. Если это отношение наполнено любовью, теплотой и нежностью, то такое отношение ребенок будет позднее проявлять к себе и к окружающим. Семья «взращивает» человека, который готов к интеллектуальному, социальному, эмоциональному и духовному развитию. Детство является возрастом будущей «наполненности» жизни и основой встречи человека с человеком («Я-Ты встреча» по теологу Мартину Буберу) и человека с Богом.

Нейропсихиатр Владета Еротич говорит о развитии «Взгляда», под которым он подразумевает «Недремлющее Божье око», в отношении себя и других. Подчеркивает, что мы смотрим на себя и других так, как на нас «смотрели» наши родители. В зависимости от того как и сколько отец и мать смотрели на нас, слушали нас, участвовали в совместных активностях, прикасались к нам, будет зависеть наше восприятие других, а особенно собственных детей позднее. Еротич считал, что, если ребенка любят, то его тем самым учат любить: взгляд может перерасти в «видение», слушание в «заботу», а прикосновение - в сопереживание. Риск стать агрессивными имеют те дети, от которых отказались родители или на которых родители не обращали внимания, а также те дети, которые не имели «теплой» эмоциональной связи, чье семейное окружение было эмоционально холодно или апатично.
Социально изолированные семьи, семьи с «насильственной» интеракцией и жесткой дисциплиной являются факторами увеличения агрессивности.
Дети вначале смотрят на своих родителей, а уж потом на свое окружение, ровесников и школу, поэтому семья, прежде всего и в наибольшей степени призвана изменить все более доминирующую модель насилия в обществе.
В семье «согреваются» детские сердца, создаются первые эмоциональные связи, направляются и «обрабатываются» все физические и психические потребности детей, начинается спасение человека во всяком смысле, а продолжается оно в школе и в церкви как в семье Божьей.
Семья является изначальной плодородной почвой, где сеется семя Божьей речи и где взрастут первые плоды духовной жизни. Архимандрит Рафаил Карелин в своем труде «О детях» говорить о том, что ошибочно ждать, что ребенок созреет и уже тогда учить его христианству, потому что душа пока она молода, имеет дар духовного знания и проницательности. Посев в «не сезон», когда личность ребенка уже «облеклась» в оболочку, которую предлагает светский мир и потребительский конформистский вкус масс или на почву, где уже взошли многие «ложные» ценности и страсти, не принесет плодов.

По Эрику Эриксону в развитии личности первые годы жизни являются определяющими для постижения доверия, автономии, инициативы, тщательности в противовес недоверию, стыду, сомнению, чувству вины или инфериорности. Изначально ребенок строит картину себя и мира, строит свое самоуважение и способность к социальной и эмоциональной эмпатии.
Быть родителем значит во всех смыслах «родить» ребенка, быть ему отцом и матерью не только в физическом, но и в духовном смысле: телом и душой помогать ребенку делать первые шаги в направлении «человека» единственно возможным для каждого индивидуальным способом. Быть родителем значит направить ребенка к Отцу небесному и в бескорыстной любви развить в нем богоугодные добродетели, а прежде всего веру, любовь и надежду. Родительство является подвигом любви, который длится и сопровождает ребенка на всем его пути развития. И, как каждый подвиг, требует самоотверженной любви и ясности души, непрестанного бдение и разумной осторожности.
Дети, которые приходят в школу «обличены» духом семейного очага. Опытный учитель, смотря на ребенка, может узнать о семье больше, чем в состоянии рассказать сам ребенок. Уже в самом юном возрасте ясно видны следы заботы, любви и внимания, как и следы невнимания и недостатка любви. Все, что было сказано или сделано в семье, в этом первом в жизни ребенка сообществе, навсегда встраивается в личность человека. За короткое время ребенок постигает радость жизни или ее мерзость, веру или сомнение, смелость думать и исследовать или уныние духа, соучастие или «равнодушие» к несчастьям ближних, мягкость или черствость сердца. Семья учит, как совладать с гневом и что делать тогда, когда ты ошибся. Ребенок будет готов прощать и покаяться, а гордость будет ему чужда. Глаза ребенка смотрят и учат. Поэтому ребенок это «семья в малом».

У большинства детей нет опыта церковного единения, а немалое количество детей происходит из семей, которые «изолированным» и потребительским образом жизни, отделены от сообществ имеющих связь с многочисленными поколениями жившими до них. С разрушением села и урбанизацией, новыми требованиями рынка, как и технологическим «комфортом», семьи становились все меньше и все более изолированы как малые островки в океане разнообразных идеологий, рекламы, индустрии и забавы.
То, что родители и дети могли бы делать «вместе» взяли на себя различные «организации», аниматоры, организаторы праздников, спортивные и развлекательные коллективы, где деятельность детей развивалась как правило независимо от родителей, которые в этом видят «передышку» от утомительных дней, «надежную и контролируемую» деятельность своих детей.
Организация воскресного посещения церкви считается «обязанностью» вероучителя и родители часто просто приводят детей на литургию и возвращаются домой. Для каждой потребности, эмоциональной, социальной или духовной существуют «другие», которые могут выполнить то, что « в глазах» родителей полезно для детей. Но, дети это не дети «других», а божьи дети, а затем дети «своих» отца и матери.
Любовь и вера возникают там и развиваются только в личном сообществе детей и родителей. Эти наполненные любовью отношения доверия, в которые погружается ребенок являются основой его роста к сообществу любви с Богом.  Это начало «становления по образу и подобию» или «индивидуализации», что является спасением в христианском понимании.

Неоценимо важным является общие моменты родителей и детей. Они незаменимы и невосполнимы в реализации процесса созревания, интеграции и непрестанного совершенствования ребенка  как « существа на пути».
Игра, детская спонтанность и доверие являются раскрытыми объятья в которых родители вводят ребенка в основы всякой добродетели и мудрости. Быть в полном смысле с ребенком, слушать его, разговаривать с ним, смотреть на него, делать с ним что-то значит любить его и учить тому, что любовь это единственный способ познания человека и Бога.
Семьи в которых нет места здоровым, радостным встречам  с собственным существованием и существованием других становятся «холодными» местами, в которых «в тени»  растут несчастные и незрелые личности, полные страха, раздражения и озлобленности.
Роль школы заключается в введении детей в боле глубокое познание действительности, т.н. принципов реальности, но и познания всех сильных и слабых сторон и различия того, что хочешь и о чем мечтаешь от того, что реально. В школе, дети, помимо багажа знаний получают драгоценные социальные навыки и учатся сотрудничеству, эмпатии, принятию иной и отличной точки зрения, имению делать выводы. В этом большую роль играет наставник, который своим отношением к ребенку и посредством учебного процесса продолжает «формировать» ребенка «формирует» личность ребенка.
Быть работником просвещения подразумевает «просветления» и «осветление» ума, сердца и духа тех, кого нам доверили. В прямом смысле слова только истинная, целостная и в «постоянном образовательном совершенствовании» личность, может стать педагогом, «путеводителем» и «воспитателем детей». Уже тогда, при первой встречи, в классе, ребенок становится личностью со многими, только ему свойственными особенностями, в которых мягко проявляется лик Божий. Все дети, о которых Христос сказал, что «их есть Царствие небесное» и роль педагога заключается в том, чтобы направлять и поддерживать достойный путь ребенка к человеку.

В настоящее время учителя и наставники одинаково страдают как от навязчивых и всегда «отвратительных» оценок, родителей, как и от тех равнодушных, которые оставляют своих детей на чужую совесть. И не только это – учителя страдают и от самих детей, которые не знают всю «тернистость» дороги развития, но хотят получить сразу и все. Таким образом наши дети становятся нетерпимой и нетерпеливой, готовой «осуждать», часто вместе со своими родителями, все, кто им «крадет» успех, измеренный их собственным мерилом. Получить низкую оценку или быть неуспешным становится для кого-то трагедией, а для кого-то бесполезным мерилом «этих так называемых учителей».
Многие анкеты показывают, что наставники именно в лучших и «более человеческих» отношениях с родителями видят самый сильный щит, который может защитить детей от негативного влияния, а прежде всего от насилия. 
В приумножении любви и заботы, школы и семьи, их совместном труде мы видим единственную возможность развития наших детей. Школы не смеет быть опасным местом, где неприятельские отношения учителей и родителей, но местом роста из меры в меру, , в меру роста полноты Христовой», житница, где собирается зерна молодости и проращивают их, с благодатью Божьей, в «новые» человеческие добродетели.
Все-таки школа является одной от «зон ускоренного развития», которые по словам Льва Семеновича Выготского могут возникать, только если они базируются на семье.

 

Перевод Виктории Ряпухиной (канд.эконом.наук, директор Института сербского языка и коммуникаций БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород).

5
1
Средняя оценка: 2.69149
Проголосовало: 282