Невыносимая лёгкость акварели
Невыносимая лёгкость акварели
А вы знаете, какой сегодня удивительный день?
Впрочем, наверно я слишком категоричен. На самом деле каждый день удивителен и неповторим со своим неуловимым рисунком, наполненным разными красками, светом и исчезающим навсегда движением.
Вот как раз о рисунке и пойдёт речь, но не о простом – карандашом или академическом – маслом, а волшебном в своей невыносимой внешней лёгкости – акварельном рисунке.
А день у нас по-осеннему прозрачен и светел. Это 23 ноября.
В этот день отмечается Международный день акварели.
Придумал такой удивительный и красочный праздник мексиканский художник Альфредо Гуати Рохо. Известный художник-акварелист, пропагандирующий искусство акварельного рисунка, способного, ничем ни хуже живописи маслом, передавать красоту окружающего нас мира. В 1991 году он предложил ежегодно 23 ноября проводить Международный день акварели.
Акварель (итал. aquarelle или aqua-tento, франц. aquarelle, англ. painting in water colours, нем. Wasserfarbengem ä lde, Aquarellmalerei) означает живопись водяными красками. Считается, что техника акварельной живописи стала применяться художниками позже других видов живописи. В 1829 году французский художник и искусствовед Монтабер в своей работе «Trait é Complet de la peinture» упоминает о ней лишь вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Но всё же, несмотря на её общепринятое позднее возникновение, она в короткое время сделала такие поразительные успехи, что может наравне соперничать с давно ставшей классической живописью масляными красками.
В противоположность Монтабер можно сказать то, что акварель одно из древнейших, если не самое первое, проявление изобразительного искусства, если мы только вспомним о наскальной живописи с использованием водорастворимых пигментов. В таком случае история акварели начинается, по последним данным исследователей, чуть ли не 60 000 лет.
Кстати, настенные фрески, в том числе и церковные, это тоже вид акварели, где очень важно успеть нанести рисунок на влажную штукатурку, иначе всё придётся переделывать, начиная с той же штукатурки.
Но разве об этом мы думаем, когда видим перед собой акварельный рисунок, наполненный светом и теплом и даже легким, неуловимым движением воздуха.
Акварели Сергея Андрияки
Если масляные картины это классика живописи, её академическая проза, то акварель это волшебство поэзии в тончайших, прозрачных и невесомых красках, игры света и тени, полупрозрачных тонов и оттенков.
Акварель была домашней служанкой, «рабочей» техникой для художников и ученых, тогда как масло – техника трудоемкая, громоздкая, во времена расцвета живописного искусства, помпезная до грандиозности. Большинство художников увлекаются маслом. Почти ничем не ограниченная свобода цветовыражения масляных красок и возможность длительного творческого процесса, конечно, дают преимущества, но где-то рядом стояла в услужении и акварель.
В современном мире акварельная живопись представляет собой полностью самостоятельную область изобразительного искусства, в которой сочетаются элементы и приемы всех возможных техник и направлений (кроме применения масла). Это калейдоскоп цвета, материалов и фантазии, не сдерживаемых больше никакими разграничениями. Современный высочайший уровень качества красок открывает художникам неограниченные просторы творческой свободы.
И эта свобода живёт в каждом, пусть даже и самом маленьком акварельном рисунке.
Я не зря говорил о невыносимой лёгкости акварельного рисунка. Это умение поймать одним точным движением кисти наполненную светом прозрачность воздуха, невесомость, после чего рисунок сразу же начинает жить своей самостоятельной жизнью и ничего уже переделать нельзя, даётся далеко не каждому. Здесь невозможно научиться технике мазка, можно только интуитивно угадать, счастливо поймать момент игры света и красок, а это намного тяжелее.
Не секрет, что мастистые художники классической живописи использовали своих подмастерье и учеников при создании грандиозных полотён. В акварели такое невозможно. Только автор и только рисунок, как момент истины и единения художника и природы, света и столь мимолётной красоты этого мира.
Снегопад занавесил все окна.
И спустилась с небес тишина.
Смытой краскою глянцево сохнет,
Акварельный рисунок – зима.
И уже не понять, что не сбылось,
Что утратой на сердце легло.
Лишь слезой по рисунку скатилось,
Разноцветное лето мое.
Изображение: Андрияка Сергей Николаевич "Туман в Дунилово (Ивановская область)".