60 лет «ракетному щиту» России
60 лет «ракетному щиту» России
17 декабря 1959 года решением Совета Министров СССР были образованы в качестве отдельного рода войск Ракетные войска стратегического назначения.
Разумеется, это не означает, что до этой даты ядерного оружия у Советского Союза не существовало. Практически с момента появления у нас в 1949 году атомной бомбы встал вопрос о средствах ее доставки к потенциальным целям на территориях «заклятых друзей». Которые, в лице США, почти сразу же после первых «боевых испытаниях» собственного ядерного оружия на японских городах Хиросима и Нагасаки, стали разрабатывать планы ядерных атак и на СССР. Причем, число бомб, должных быть в них задействованных, росло прямо-таки в геометрической прогрессии.
Так, если по разработанному в штабе генерала Эйзенхауэра в декабре 1945 года плану «Тоталити» число советских городов, должных испариться в огне ядерного пожара, составляло «всего» 20 единиц при задействованных 30 боеголовках, то уже в 1948 году американцы планировали уничтожить уже 70 советских городов с помощью двух сотен боезарядов.
Собственно, причина того, что эти кошмарные планы так и не были приведены в действие – не в каком-то несуществующем «американском гуманизме» или таком же эфемерном «давлении общественного мнения» значительной части жителей Запада, могущих возмутиться началом войны с недавним союзником против Гитлера. С этими факторами как раз западная мозгопромывательная машина справилась бы на раз-два. Одна антикоммунистическая истерия в США под названием «охота на ведьм» чего стоит – когда ее жертвами становились даже вполне респектабельные американские граждане с немалым весом в обществе.
Но просто в то время в мире не существовало достаточно надежных носителей ядерного оружия, кроме стратегических бомбардировщиков. Их же, в свою очередь, довольно легко перехватывала хорошая система ПВО, которая у Советского Союза была очень даже на уровне. Причем гипотетический перехват осуществлялся бы, в случае чего, над территорией новых союзников по Варшавскому Договору – стран Восточной Европы. Это к вопросу «зачем нам было создавать «советский блок» в Европе?».
***
Так что самые людоедские планы американской военщины так планами и оставались, несмотря на самые серьезные обострения холодной войны. Пока на сцене не начало появляться более совершенное ракетное оружие.
Первенцами его и у нас, и у американцев стали минимально модифицированные немецкие ракеты ФАУ-2, а дальностью полета до нескольких сотен километров. Несмотря на все их недостатки (например, крайне низкую точность прицеливания, из-за чего немцы, собственно, и предпочитали использовать их лишь по таким сверхкрупным объектам, как Лондон), эти ракеты были все-таки баллистическими (а не крылатыми, не «беспилотными самолетами» как ФАУ-1). После взлета на высоту до 90 км быстрое снижение происходило почти над целью, а потому и возможности их перехвата средствами ПВО практически не существовало.
Чуть позже в СССР появились уже и отечественные ракеты, КБ Королева, но в начале 50-х и их дальность не превышала 590 км. Соответственно, рассматривать их, как стратегические, даже при условии размещения практически у самых границ НАТО, не приходилось. Так, уровень «глубокого тыла» врага, но все равно, вблизи возможного фронта. А сами такие изделия позже стали классифицироваться как ракеты средней дальности.
В силу этого, отдельного рода войск руководство страны для ракетчиков и не создавало, они числились в подчинении Главного управления артиллерии МО СССР. По той же логике туда относилась и другая «реактивная артиллерия» – знаменитые «Катюши», а позже – «Грады», «Ураганы» и «Смерчи».
Однако научно-технический прогресс шел быстрыми темпами, и Сергей Павлович Королев, а также его «коллеги»-соперники в ракетной отрасли достигали все более значимых высот. Собственно, та же «мирная космонавтика» на этом фоне была, в немалом смысле, «побочным продуктом» космонавтики военной. То есть вначале мощные ракетоносители создавались в первую очередь с «прицелом» на доставку с их помощью ядерных боезарядов, а уж потом происходила их модификация к доставке на орбиту спутников и космонавтов.
Что делать, «благословенный Запад», несмотря на оказанную ему Красной Армией неоценимую помощь в виде разгрома Гитлера, так и не дал нашей стране оставить для истории лозунг военных лет: «Все для фронта – все для победы!» А альтернативой была кошмарная перспектива реализации вышецитированных планов атомных бомбардировок СССР.
***
Появление на вооружении уже наличных ракетных полков Советской Армии ракет Р-12 с дальностью полета около 2 тысяч километров стало «последней каплей» для выделения их в отдельный род войск, которые и были созданы в декабре 1959 года. Уже в мае 1960 года в рамках РВСН было создано еще и 15 бригад, оснащенных ракетами Р-16, с радиусом поражения до 13 тысяч км. То есть оружие стало действительно стратегическим, способным, при необходимости, через Северный полюс достать почти любую точку на территории США.
А что формальный паритет с «мировым гегемоном» с СССР был достигнут лишь к 70-м годам – так ведь в качестве наилучшей «профилактики» против агрессивности заокеанских ястребов выступает далеко не только арифметическое «равенство военных мускулов». Не меньшее значение имеет и боязнь получить «неприемлемый ущерб», пусть даже противник в случае гипотетической ядерной войны понесет и куда большие потери.
Именно поэтому «коллективный Запад» так и не желает увеличения числа членов «ядерного клуба», даже за счет своих якобы «близких союзников», вроде незалежной Украины. Которая именно под западным давлением быстренько отказалась от «прихватизированных» после распада СССР советских ядерных арсеналов. А ныне президент Трамп лишь «надувает щеки», но не рискует предпринимать военные меры против Северной Кореи, имеющей пусть и небольшое число, но все же ядерных боезарядов. Чревато…
Тем не менее, советские ракетчики, несмотря на наличие объективной возможности несколько раз уничтожить Америку, на лаврах не почивали, совершенствуя свое оружие и дальше. Можно заметить, что в значительной мере это получилось у них гораздо лучше, чем у соперников.
Американцы-то, по большому счету, в своих наземных стратегических ядерных силах «застряли» на уровне годов так 60-х в лучшем случае. Ракеты у них только шахтного базирования, в силу этого, конечно, неплохо защищенные, но не так, чтобы сохранить возможность старта после атаки ядерным или даже обычным высокоточным оружием.
Наши шахтные ракетоносители, в принципе, имеют ту же «живучесть», но ведь только ими арсенал РВСН не исчерпывается. В отличии от наличного у США. Еще с 70-х годов у нас появились наземные мобильные стратегические ракетные комплексы. Сначала на основе автомобильных шасси, а затем даже на железнодорожных платформах (знаменитые «ракетные поезда»).
А такие ракеты, в отличии от давно разведанных со спутников и за счет шпионажа позиций шахтных установок, обнаружить очень затруднительно. Что дает сразу дополнительные очки в случае даже нанесения противником первого удара, в том числе и по пусковым установкам наших наземных ракет. Значительная их часть все равно сохранить боеспособность с понятными для врага последствиями.
Понятными, кстати, и потенциальному врагу тоже, потому-то на Земле уже почти 75 лет не пылает очередная мировая война, не считая войн «гибридно»-локальных, конечно.
***
Нынешние Ракетные Войска стратегического назначения Российской Федерации формально значительно уступают по боевой мощи своим «предтечам» времен СССР. Особенно на пике их развития – в 80-е годы.
Число ядерных боезарядов сократилось вчетверо, согласно трем последовательно подписанным Договорам об ограничении стратегических наступательных вооружений, ракетные поезда приходится воссоздавать заново, есть еще кое-какие не очень понятные и приятные моменты.
С другой стороны, десять с лишним тысяч боеголовок на вооружении ядерных сил СССР все равно и в 80-е годы не смогли внушить чувство защищенности советскому руководству, дезинформированному мнимой опасностью так и оставшейся «прожектом» американской программы «Звездных войн» (СОИ – стратегической оборонной инициативой). Согласно которой, лазеры и антиракеты, расположенные на американских спутниках, якобы сбивали бы советские ракеты буквально «пачками», не давая им долететь до целей. А американские ракеты в это время должны были бы превратить Советский Союз в радиоактивное кладбище.
Теперь-то такие опасения кажутся смешными – ведь доселе подобных технологий просто не существует ни у РФ, ни у США. Но тогда горбачевские прихвостни мотивировали «в узком кругу» необходимость «нового мЫшления» и мира любой ценой с Западом в том числе и этими «страшилками».
А вот теперь «фабрикой страшилок» уже для американцев куда чаще становится уже российская «оборонка». Ракеты «Сармат», боеголовки которых в обозримом будущем не могут быть перехвачены ПРО врага, гиперзвуковые крылатые ракеты с такой же «начинкой», которые на заключительном этапе полета со скоростью 9 тысяч км/час можно сбить разве что несуществующими в реальности «боевыми лазерами СОИ». Подводные беспилотники «Посейдон», могущие годами «дремать» на глубинах в несколько километров вблизи побережья противника, а при подрыве вызвать такое цунами, которое смоет прибрежную полосу на расстоянии в сотни километров от берега.
В общем, сюрпризов для «лучших друзей» России, причем, в рамках не только ассиметрично-«минималисткого», но порой и очень даже максимально-преобладающего ответа, в арсеналах наших сил ядерного сдерживания найдется немало.
Потому-то эти самые «лучшие друзья» и вынуждены в ответ на защиту нашей страной своих границ, соотечественников и жизненных интересов, лишь скрежетать зубами и пытаться «разорвать санкциями в клочья российскую экономику». А еще – науськивать доморощенную «пятую колонну», всевозможное майдаунье, готовое даже не за реальные «бочку варенья и корзину печенья» разрушить собственную державу в угоду «забугорным» лже-демократиям.
Но даже эта подковерная «мышиная возня» лучше всего свидетельствует о том, что «настоящие друзья России, ее армия, флот и Стратегические войска» хорошо выполняют свою работу по защите безопасности нашего государства.