Что идёт во МХАТе?

Вот и завершился первый год МХАТ имени Горького под руководством Эдуарда Боякова. Время прошло незаметно, но не деятельность театра.

Пожалуй, это самое громкое театральное противостояние новейшей истории российского театра. Татьяна Доронина, а вернее, её «партия» против Эдуарда Боякова, на которого весь этот год выливались ушаты грязи.

До сих пор распространяется ложь о театре и его художественном руководителе.  В сетях пишут о «восьми билетах», проданных на один из спектаклей.

Но, несмотря на обращения «доронинцев» в самые высокие инстанции, вплоть до президента Путина, театр творит и творит успешно. Эдуард Бояков уже показал, что может держать удар!

Устранены нарушения, бытовавшие в театре: не было подобающей дисциплины, которая необходима в любом творческом коллективе; с частью труппы пришлось расстаться. 

Они не приняли нового художественного руководителя и выступают против него публично не только в театре, но и в СМИ.

За прошедший год поставлены новые спектакли. Пятьдесят КАМАЗов мусора вывезено из помещений театра, которые отремонтированы и уже запущены в работу. 

Финансовое положение тоже улучшилось, люди, наоборот, стали активнее ходить во МХАТ имени Горького – прежде зрительный зал был не всегда заполнен.

Открыта Третья сцена, специально акустически оборудованная для музыкальных и поэтических постановок. Да, именно постановок, потому что это театрализованные концерты, поставленные режиссёрами МХАТ.

Работают как мхатовские режиссёры, так и приглашённые, такие, как, например, знаменитый Андрей Кончаловский; а также и малоизвестные молодые.

Задействованы четырнадцать сцен театра. Театр ожил и радует зрителей не только сугубо театральными и концертными работами, но и просветительскими.

Только в декабре прошло несколько премьер, а 2019 год завершился премьерой спектакля «Царский венец» по пьесе протоиерея Артемия Владимирова.

Музыкальные постановки уже занимают в репертуаре театра заметное место.  Одна из них вышла за пределы Третьей сцены. На главной сцене состоялся концерт, посвящённого творчеству великого Исаака Дунаевского. 

Вечер прошёл при переаншлаге. Симфонический оркестр Министерства обороны РФ вместе с артистами Театра оперетты, Геликон-оперы, МХАТ имени Горького и театра на Таганке показали грандиозный театрализованный концерт.

В театре уже готовится постановка спектакля «Красный Моцарт» о жизни и творчестве Исаака Дунаевского.

Заполняемость залов МХАТ на поэтических и музыкальных вечерах показала запрос общества на настоящее искусство, а не на попсовый её эрзац.

Музыкальный проект «Советской песни Атлантида» особенно важен для художественного руководителя МХАТ, как он сам заявил. И не надо объяснять почему. Надо прийти на концерт и посмотреть на полный зал, на подпевающую артистам публику, на слёзы зрителей, истосковавшихся по настоящему.

Огромный пласт советской культуры, ныне почти забытый, возрождается в главном театре страны МХАТ имени Горького. 

    

И это не Старые или Новые песни о главном или Голос, где певцы поют уже, в основном, не по-русски, а молодого талантливого певца, спевшего песню гениального Бабаджаняна, судьи конкурса назвали несовременным, а его исполнение – нафталином.

И это очень важно для страны – то, что может культура. Это, пожалуй, главная сила, объединяющая нацию, наряду с другими факторами. Мы были лишены этого долгие годы. И теперь надо восполнить пробелы, вытеснить псевдокультуру из общественного пространства.

Уже прошли три концерта в рамках «Атлантиды» и тоже с переаншлагом. Первый концерт был посвящён творчеству Бориса Мокроусова, второй – Аркадия Островского. На третьем концерте из первой триады проекта была представлена музыка Анатолия Лепина, к сожалению, недооценённого.

С каждым разом видна огромная творческая работа коллектива. Это авторы проекта, композитор Игорь Зубков и музыкальный критик и музыковед Екатерина Кретова, режиссёр МХАТ Сергей Глазков, звукорежиссёр Мария Гордиенко и, конечно, артисты.

О первых двух концертах мы уже писали. На третьем постановка была выдержана в стиле фильма «Карнавальная ночь». Кроме вышеназванных в вечере Лепина участвовали и новые в этом проекте артисты. К Игорю Балалаеву и Оксане Костецкой присоединились Кристина Пробст и Александр Сутормин.

Этот концерт уже можно назвать маленьким спектаклем. На сцене стояла наряженная ёлка, за столиками сидели артисты. Екатерина Кретова изображала Огурцова, а артисты – остальных главных действующих лиц из фильма «Карнавальная ночь».

Женщины были одеты в платья по моде 50-х годов, в которые происходит действие фильма. 

Было много песен и не только из «Карнавальной ночи», но и из других кинофильмов, музыку к которым написал Анатолий Лепин. Например, «Девушка без адреса» или «Мы с вами где-то встречались».

После концерта Лепина к Екатерине Кретовой подошёл мужчина и представился мужем внучки композитора, которая не смогла сама прийти из-за болезни. Он был растроган и в восторге от увиденного и услышанного.

А на прошлом концерте по произведениям Островского, в публике сидел его сын. В конце программы он вышел на сцену и рассказал немного об отце. Это было очень интересно и трогательно. Пожилой, но очень бодрый академик РАН был прекрасным дополнением представления.

Проект «Советской песни Атлантида» имеет и просветительское значение. Прекрасный музыковед Екатерина Кретова вводит зрителей в мир каждого композитора, рассказывая не только о музыке, но и о некоторых интересных фактах из жизни композиторов, о забавных историях, случившихся с ними.

С самого первого концерта установилась очень тёплая и даже неформальная атмосфера. Большое значение имеет то, что зрителям перед концертом раздают слова песен, чтобы они могли петь вместе с артистами. Артисты подчёркнуто обращаются к зрителям, а не «в зал».

Интересны реплики по мотивам «Карнавальной ночи», но осовремененные. Например, на вопрос «О чём ты думаешь?», герой отвечает «Об ипотеке».

Несомненно, что все детали, незаметные для зрителей имеют большое значение и создают общую картину, выполненную с большим вкусом.

Можно ещё много хороших слов сказать о проекте, которому повезло оказаться на такой площадке, как МХАТ имени Горького. 

И это взаимно, как сказал Эдуард Бояков. Именно в такой атмосфере взаимной доброжелательности и должен проходить творческий процесс. 

Мы поздравляем МХАТ имени Горького с Новым годом и желаем коллективу театра и Эдуарду Боякову успехов, несмотря ни на какие попытки сорвать их.

5
1
Средняя оценка: 2.71287
Проголосовало: 303