Народные поговорки о религии и церкви
Народные поговорки о религии и церкви
В нашей стране наметился пересмотр отношения к религии и церкви. Более трёх десятилетий общественное мнение видело в православной вере и некоторых традиционных культах новую духовную основу своей жизни, благожелательно относилось к празднованию Рождества и Пасхи, к культу русских святых. Открытие новых храмов сопровождалось широким обсуждением и трансляцией по всем ведущим телеканалам. Возникали новые монастыри и церковные общины, открывались воскресные школы. Мощи святых выставлялись на всеобщее обозрение и к ним выстраивались длинные очереди желающих приобщиться к благодати. Люди искали альтернативу обанкротившейся коммунистической идеологии, новую систему ценностей, способную объединить общество в смутное время перемен.
При этом забывались созданные народом в прошлые времена яркие пословицы и поговорки, иронично и критически изображающие деятелей церкви и почитаемые ею традиции. Да и отношение к Богу всегда было неоднозначным. Достаточно вспомнить некоторые крылатые фразы на эту тему. Когда речь заходила о бесполезном человеке, в народе говорили: «Он ни богу свечка, ни чёрту кочерга». Здесь мифические бог и чёрт поставлены на одну доску, уравнены в своём влиянии на людей. Глупого человека называли «олух царя небесного». Явная насмешка над богом, небесным царём, которому зачем-то понадобился некий олух. О силе богатства говорили: деньги не бог, а полбога есть. Здесь тоже трудно усмотреть почтение к Всевышнему. Известна также поговорка: «Бог не Ерошка, видит немножко». В ней бог и простой Ерошка противопоставляются и этим тоже уравниваются. Вариант этой поговорки, придуманный в тюрьмах, – «бог не фраер, правду видит». «Бог не выдаст, свинья не съест» – эта поговорка о решимости на некое рискованное действие. В ней очевидна десакрализация всемогущего бога, соседствующего со свиньёй. А как вам поговорка «бог шельму метит?» Вряд ли столь фамильярное упоминание высшего существа продиктовано особым почтением к нему. О преуспевшем в жизни человеке до сих пор завистливо говорят: «Он бога за бороду ухватил». Вариант это фразы: «Живёт как у Христа за пазухой». В них ирония по отношению к богу несомненна. Широко употребляется и поговорка «Бодливой корове бог не дал рогов». Раздача рогов коровам тоже показывает снижение возвышенного образа небесного творца.
Показательно также отражённое в поговорках отношение к служителям церкви (образцы этих фраз взяты из Словаря живого великорусского языка, составленного известным писателем Владимиром Далем).
– Поп да петух и не евши поют;
– У попа не карманы, а мешки;
– Поп своё, а чёрт своё;
– Поп всё покроет;
– Не наше дело попа учить, пусть его чёрт учит;
– Кто попу не сын, тот сукин сын;
– Поп в гости, черти на погосте (эту поговорку употребляет Пугачёв в романе А. Пушкина «Капитанская дочка»);
– На лес – и поп вор;
– Деньга попа купит и Бога обманет;
– Поп попа хвалит, только глазом моргает.
В этих народных изречениях священники характеризуются как корыстные, неискренние и недалёкие люди. Некоторые поговорки отмечают близость их с нечистой силой (чертями). Можно вспомнить и зоологические сравнения, как в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», где крестьяне называют попа «жеребячьей породой». В сказке Пушкина «О попе и работнике его Балде», написанной по мотивам народных сказок, мы видим те же качества у попа, нанявшего Балду за три щелчка по лбу. В Словаре Даля есть также выразительные поговорки о церкви. Например:
– Близко церковь, да далеко от Бога;
– Не грози попу церковью: он от неё сыт живёт.
Это свидетельствует о явно негативном отношении, выработанном многовековой практикой близкого общения священников и мирян. Не случайно в народе возникла примета, выраженная поговоркой: встретил попа – нехорош выход. Употреблялся и вариант этого выражения: поп да дьяк, да порожние вёдра – дурная встреча.
По воспоминаниям XIX – начала XX веков, авторитет церкви в обществе значительно снизился. С критикой церковных порядков и традиций выступали видные деятели культуры – Лев Толстой, Максим Горький, Николай Чернышевский, Николай Лесков и др. Образованные люди в массовом порядке порывали с церковью и становились атеистами или агностиками. Этому способствовало и то обстоятельство, что многие деятели церкви всегда защищали интересы власть имущих и использовали их покровительство в личных целях. Поэтому катастрофа, постигшая церковь как организацию после установления Советской власти, была терпимо воспринята большинством общества. Уровень религиозности в то время, особенно в городах, был довольно низок. Появилось большое количество сатирических произведений, направленных против священников. Среди них по силе художественного воздействия выделяются рассказы Михаила Зощенко.
Шедевры народной речи всегда содержат правду жизни. Поэтому поговорки о Боге и церкви служат хорошим уроком нашим современникам, желающим осмыслить роль церкви в жизни общества.