Есть ли место «постправде» в жизни христианина?
Есть ли место «постправде» в жизни христианина?
Всего несколько лет назад в политологии и социологии появилось новое слово – «постправда». Подразумевается, что «постправда» – это даже не совсем феномен, а скорее исторический этап изменений в социуме, а новое слово лишь констатирует факт. Оксфордский словарь говорит нам вот что о post-truth: «...обозначающие обстоятельства, при которых объективные факты оказывают меньшее влияние на формирование общественного мнения, чем призывы к эмоциям и личным убеждениям».
По мне же, слово и явление «постправда» это пророческое лингвистическое создание, которое может иметь несколько иное значение.
Часто бывает так, что слова не только отражают уже отжившую себя историю, но и опережают время. Слово звучит уже как пророчество. Логос как смысл, предначертание и замысел начинает входить в мир уже после того, как оно появилось.
Вспомним хотя бы первые слова из «Манифеста коммунистической партии», который был написан в 1848 году: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Ведь именно они определили практически все конфликты в ХХ веке.
«Постправда» – это пророчество, слово, которое описывает то, что ещё только будет. Но что же будет? И как развивается этот Логос, который входит в мир?
На практике к понятию общества «постправды» апеллируют всякий раз, когда народ принимает решение и делает выбор не по воле разума, а по воле сердца. Зачастую, в противовес явным фактам – например, не взирая на криминальное прошлое или пагубные пристрастия кандидата в президенты, но одобряя его эпатажное поведение или приятную внешность.
И тут нам очень важно сразу же разъяснить: апостолы – это не люди, которые когда-то руководствовались «постправдой» и пошли за Христом как за харизматичной личностью. Апостолы и люди, уверовавшие в то, что Христос – сын Божий, шли за верой и за Богом. Поэтому мы никак не должны соотносить «призывы к эмоциям» с воинами Христовыми. Вера – это не эмоция, это контроль над ними. Эмоции в данном случае – это Иуда. Важно понимать, что для нас, как и для тех, кто видел Христа во время его земной жизни, Христос – живое воплощение Бога и Божьей Любви к человечеству. А определения Христа как харизматичной исторической личности имеют место только у атеистов.
Итак: «постправда» и жизнь во Христе – это разные дороги. Вначале мы сконцентрируемся на влиянии «постправды» на современное общество и отыщем её следы в нашей жизни. Постправда – это жизнь в объятиях Антихриста, разрушающее состояние человечества. Постправда концентрирует человека на земном. В этом мире никаких грехов нет. Само понятие греха остаётся где-то за временными рамками, как нечто, что отжило себя.
Это общество как бы после греха, «постгрешное», оно свободно от греха. Но свободно не той свободой от греха, которая дарована Богом в Раю, а Дьявольской свободой, где уже нет добра и зла, где нет никакой нравственной оценки человеческому поступку.
Примерами тому могут послужить постнеклассическая наука, постмодернизм в искусстве, в конце концов бесчисленные и бездумные «посты» в социальных сетях. Всё это не новые течения, и не открытие новых возможностей. Это постное истощение. Но не то истощение, когда наполняешь себя молитвой, исповедью, причастием. Это свирепствующий голод, который побуждает людей начать есть друг друга. Все эти пост- похожи на «исповедь» атеиста: гнилое нутро обнажается перед всеми, но не вызывает никакого стыда.
Правда – это не стыдно, уверяют нас, убеждая в том, что религиозный тип сознания уже отжил своё, а всё наше уродливое поведение по-своему красиво и вполне объяснимо с точки зрения психоаналитики. Но правда не постыдна только в одном случае – тогда, когда она тождественна Богу.
Именно поэтому итог «общества постправды» уже известен. «Постправде» придётся предстать перед таким страшным историческим будущем человечества, которое называется Апокалипсисом. Святая Троица всегда по ту сторону от «постправды».
История от Рождения Христа и до Апокалипсиса – это дорога от «правды во вне» в «правду из вне». Жертва Христа и его Воскресение должны были принести единую правду, а точнее – непогрешимую истину в жизнь людей. Но недостатки человеческой природы, его земные страсти обрекли человечество на страдания, которые должны были утешиться только тогда, когда люди утвердят Истину внутри себя, в своём сердце.
В жизни христианина не должно быть никакой «постправды». Несмотря на то, что все мы с вами ещё и «homo politicus», мы не можем быть ввергнуты ни в одну из политических схем.
И с тех пор, как монархия перестала определять форму правления в наших странах, и эти страны получили определение «светских», нам с вами нужно трудиться, чтобы менять собственное сознание. Нельзя превращаться в двуликое существо: один лик которого находится на службе в церкви, а другой – относит себя к обществу «постправды».
У христиан есть своё понятие «пост». И здесь, не смотря на политологию, развитие технологий и прочее, уже две тысячи лет ничего не меняется. Особое значение имеет, конечно, Великий Пост. Да, здесь есть даже место «правде». Той «правде», которая давит на нас как неподъёмный груз. Груз, который мы готовимся снять с себя во время поста в Таинстве исповеди. Но это правда. Она людская, та же, которая и у «постгрешного» общества «постправды», но только разделяет нас с ним пропасть – а именно, желание не обнажить её ради привлечения внимания, а покаяться в ней. Правда – это, конечно, то, что ходит за нами во время поста, (да и хочется надеяться, в другие дни) – это желание измениться, зная о том, каков ты был или каков ты есть сейчас.
Но, здесь самое важное: никакой «постправды» быть не может потому, что и пост, и правда в жизни христианина – это следствие того, что есть Истина. А Истина – есть Бог.
Современный человек продолжает придумывать новые слова, наивно не принимая во внимание то, что они несут в себе давние пророчества, которые чаще всего – трагичны. Давайте хотя бы стараться, чтобы «постправда» была не про нас. И чтобы пророческой силой были Господом наделены наши молитвы: «Господи, помилуй!» и «…Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века…».
Художник: Питер Брейгель (Младший)