Театр продолжает работать...
Театр продолжает работать...
В конце января прошёл очередной, уже четвёртый спектакль-концерт проекта «Советской песни Атлантида», посвящённый творчеству ещё одного из столпов советской музыкальной культуры – Эдуарда Колмановского.
Спектакли «Атлантиды» идут регулярно, раз в месяц. И каждый из них обозначен творчеством одного из ярких представителей советской песенной культуры.
Отдельной строкой сразу надо отметить ведущую Екатерину Кретову. Музыковед и театровед, она каким-то своим, неповторимым стилем с первой минуты увлекает зрителей рассказом об эпохе, в которой творил конкретный композитор, о тенденциях в обществе того времени, их влиянии на культуру. Слушать её интересно – ни одного лишнего слова, всё по делу, но легко и непринуждённо.
Одна из примет семидесятых – диссидентское движение, которое отразилось в музыке попытками создать в СССР свой «русский рок». Но, как считает Екатерина Кретова, это была субкультура, представители которой – Цой, Гребенщиков или Макаревич – не справились с задачей. Потому что явление это было не художественным, а скорее социальным. В отличие от советской песни, которая пережила все кризисы и возрождается теперь на сцене МХАТ имени Горького.
Это уникальное направление в музыке, которого нет больше ни в одной стране мира. Лучшие композиторы того времени сочиняли музыку на стихи лучших поэтов, своих современников. Сила воздействия этого песенного жанра была колоссальна, потому что песни эти были созвучны времени, в них отражались мысли и чувства людей и даже задачи, стоящие перед страной.
Народ любил эти песни, они звучали не только по радио или на телевидении, но их пели простые люди в быту. И вот теперь, когда участники проекта «Советской песни Атлантида» реанимировали этот бесценный пласт русской культуры, выясняется, что песни не только по-прежнему любимы, но и снова стали объединяющим фактором людей различных возрастов и социальных слоёв. Можно даже говорить в этом случае о духовном национальном проекте.
А те, кто были в то время детьми, до сих пор вспоминают песни своего пионерского детства, которые они пели в школьном хоре и на уроках пения или в пионерском лагере.
Песни для детей – это отдельная тема, которая несомненно тоже будет затронута в проекте. Кстати, есть и две маленькие артистки, ученицы музыкальных школ. Это Николь Зубкова и Варя Овчаренко.
Организаторы проекта очень мудро подают разных по стилистике композиторов, которых объединяет главное – их музыка проникает в сердца. Это подтвердило время. Надо только заглянуть в зал Третьей сцены МХАТ, чтобы увидеть лица зрителей, их улыбки и слёзы.
Уже прошли представления, посвящённые творчеству Бориса Мокроусова, Аркадия Островского, Анатолия Лепина. Казалось бы, такие разные композиторы, разные песни, но вызывают горячий отклик у зрителей.
Для всех почти композиторов той эпохи характерно разнообразие песенного жанра. Наряду с лирическими песнями у каждого автора есть и патриотические, тоже любимые народом. И на концерте по произведениям Колмановского звучали «Ты говоришь мне о любви» и трогательная «Наши мамы», но не с меньшим восторгом зрители аплодировали и песням философско-патриотическим «Я люблю тебя жизнь», «Хотят ли русские войны» и «Журавлёнку».
Надо отметить, что от спектакля к спектаклю проект приобретает не только новый масштаб, но и новое качество. Это видно по сценографии и по притоку новых исполнителей. В первом представлении на сцене было только трое участников – это куратор и ведущая Екатерина Кретова; автор проекта, композитор Игорь Зубков и звезда мюзикла артист Игорь Балалаев.
На сцене теперь большой коллектив. Звёзд мюзикла уже двое – Игорь Балалаев и Оксана Костецкая, инструменталист и певец Александр Сутормин, артистка МХАТ имени Горького Кристина Пробст, контрабасист Игорь Бурилич.
Очень важно, что «Атлантида» органично вписалась в концепцию МХАТ имени Горького. Кроме того, что это большая честь, выступать на такой площадке, в проекте работает и постановочная группа театра. Это режиссёр Сергей Глазков и его коллеги – художники по свету, сценографы, звукорежиссёры. «Атлантида» стала частью мхатовской программы, о чём говорил уже не раз художественный руководитель театра Эдуард Бояков. Он всегда старается изыскать возможность и сказать пару слов зрителям перед спектаклем.
Если на первых представлениях в публике почти не было молодёжи, то теперь в зале заметно изменился контингент зрителей. Прибавились молодые, отдельной группой можно выделить поклонниц Игоря Балалаева. Они ходят на все его спектакли и в других театрах, и их можно понять. Игорь очень профессионален, обаятелен и остроумен. Он создаёт из каждой песни мини- и моноспектакль.
Про каждого участника можно сказать добрые слова. В проект попадают только профессионалы, отвечающие определённым требованиям. Автор проекта – композитор, инструменталист, певец и просто человек-оркестр – Игорь Зубков вместе с соавтором и куратором проекта Екатериной Кретовой – профессионалы высочайшего класса – предъявляют соответственно высокие требования к артистам.
Зал гремит овациями и криками «Браво!». Когда опускается занавес, многие зрители остаются, чтобы подойти к артистам и выразить им лично свой восторг. Это всегда море цветов и очень демократичное общение тех, кто на сцене со зрителями.
Хочется отметить и творческое развитие всего МХАТ имени Горького. Театр продолжает работать в разных жанрах. На 14 площадках проходят не только драматические спектакли, но и поэтические и музыкальные, для которых специально оборудована Третья сцена МХАТ, о чём мы уже писали. Нельзя не сказать ещё раз о специальном акустическом оснащении Третьей сцены.
Была проведена очень тонкая работа по подбору материалов, которыми облицовываются стены и вообще все поверхности зала. Нужно учитывать характеристики материалов, их отражающие или поглощающие определённые звуковые частоты свойства, чтобы на выходе зрители слышали звук хорошего качества.
Из музыкальных представлений на Третьей сцене нужно отметить вечер с замечательной певицей Евгенией Смольяниновой, серебряный, чистый голос которой, завораживает и долго не отпускает.
На Третьей сцене продолжают идти с успехом и поэтические спектакли поэтов Марии Ватутиной, Анны Долгарёвой, Игоря Караулова, Елены Исаевой и других. Недавно прошёл вечер памяти Иосифа Бродского. Эти спектакли идут тоже в постановке режиссёров и с привлечением артистов МХАТ имени Горького. И здесь активно работает Сергей Глазков, который представляет 4 февраля премьеру – вечер поэзии М. Замшева.
Ставятся новые и обновляются старые спектакли. Например, обновлённый «На всякого мудреца довольно простоты» – блестящий премьерный спектакль по бессмертной пьесе Александра Островского в постановке режиссёра Владимира Бейлиса. Прекрасная игра актёров, зал переполнен, много молодёжи.
Классическая пьеса поставлена в традиционной форме, но с нюансами, которые делают спектакль современным. В движениях артистов можно отметить современную пластику, едва заметную – например, танцевальные движения нашего времени.
Ещё одна интересная премьера «История Рыцаря». Это парафраз «Дракона» Евгения Шварца по пьесе молодого автора Антона Непомнящего, который и поставил его. Здесь много параллелей с современностью, что понятно – сюжет адаптируется к эпохам. Драконы были во все времена. И в прошлых интерпретациях этой сказки Шварца видны были политические параллели.
Премьер в театре много. Это, кроме названных, «Царский венец», «Звёздная пыль», «Парикмахерша» и другие. Коллектив театра работает и создаёт спектакли, несмотря на тяжелейшее психологическое давление, которое создают недружественные действия группы людей, прикрывающихся высокими словами о русском театре и его традициях, а на самом деле призывающих к революции во МХАТ имени Горького.
Не лучше ли во имя искусства, за которое так «болеют» эти люди, успокоиться и дать возможность продолжать творить для людей, а не обслуживать тусовку, которая на самом деле не за театр и искусство ратует, а борется за своё влияние.
А пока хочется пожелать театру и Эдуарду Боякову сил и дальнейших успехов!