«Советской песни Атлантида»: Валерий Зубков

МХАТ имени Горького живёт и развивается. На всех четырнадцати сценах ежедневно что-то происходит. Третья сцена, предназначенная для поэзии и музыки, регулярно показывает музыкальные и поэтические спектакли. 

Один из них – «Советской песни Атлантида», – который раз в месяц даёт представление по определённой теме проекта, уже приобрёл известность и свою публику. 

Февральский выпуск «Атлантиды» был посвящён прекрасному композитору, к сожалению, рано ушедшему, видимо, поэтому не очень известному – Валерию Зубкову, отцу автора проекта Игоря Зубкова.

Только за гениальную музыку к фильму «Цыган» Валерий Зубков достоин места в первом ряду советских композиторов. Он успел написать музыку ещё к нескольким кинофильмам. Это «Отцы и дети», «Вторжение» и «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».

И песни его стали популярными, хотя их тоже не так много. Например, «Горчит калина» на слова Надежды Кондаковой. 

Как и в предыдущих театрализованных концертах этого проекта, всё было на высоком профессиональном уровне. 

На сцене постоянные участники Игорь Зубков, Игорь Балалаев, Оксана Костецкая, Александр Сутормин, Игорь Бурилич. Екатерина Кретова выступила в этот раз не только в роли ведущей, но и концертмейстера.

Появились новые участники. Это певица Инна Цехановская, барабанщик Илья Ягода и гитарист Станислав Кочетов. К сожалению, не было постоянной участницы артистки МХАТ имени Горького Кристины Пробст, у которой в это же время на основной сцене была премьера спектакля «Три сестры».

    

В этом театрализованном концерте много музыки и ностальгии. Здесь уместно будет уделить особое внимание именно рассказу Игоря об отце и видеовключениям с воспоминаниями друзей его отца, с фотографиями. 

Валерий Зубков родился в Баку в обычной семье, окончил в Минске музыкальное училище имени Глинки по классу аккордеона и с небольшим чемоданом необходимых вещей приехал в Москву. 

В Москве у него не было никого, он жил у разных людей, с которыми завязывалась дружба. У одного из музыкантов спал под роялем.

Стал пианистом в ансамбле известной певицы Ружены Сикоры. На фортепиано фактически научился играть сам. Кроме Ружены Сикоры его песни исполняли и другие известные певцы – Иосиф Кобзон, Лев Барашков, Анна Герман, Гелена Великанова, Нани Брегвадзе и другие. Сотрудничал и с известными ансамблями, например, Стаса Намина. 

Игорь Зубков, всегда очень эмоциональный, в этот вечер говорил, играл и пел с особым подъёмом, заражая этим зрителей. Море искренних чувств – любви к отцу, гордости причастностью к нему и благодарности. И в то же время, горечь из-за развода родителей и, конечно, раннего ухода отца. 

Зрители услышали в записи рассказы о Валерии Зубкове его друзей, особенно подробно говорил сосед по квартире – известный художник Виктор Чижиков, нарисовавший Олимпийского мишку. Он рассказал о нескольких забавных случаях, когда Валерий Зубков проявил своё необыкновенное остроумие. 

Кстати, уже после спектакля в фойе профессор московской Консерватории Татьяна Чудова, преподавательница Игоря Зубкова в Консерватории, рассказала одну из таких историй: «Как-то за столом заспорили: кто из деятелей искусств важнее – писатели, художники или музыканты? Подошедший в этот момент Валерий сразу разрешил спор: “Кто-нибудь видел, чтобы люди хорошо выпили и тут же дружно сели рисовать?”»

Вся недолгая жизнь Валерия Зубкова была очень насыщенной. Он дружил со многими известными людьми. В видеозаписи прозвучали тёплые слова о Валерии его друга, диктора ЦТ Виктора Балашова.

Интересна история участия В. Зубкова в фильме «Цыган». Он дружил с известной актрисой Майей Булгаковой – женщиной неординарной, талантливой артисткой с мощной харизмой, не только на сцене или в кино, но и в жизни. 

    

Она решительно добивалась, чтобы музыку к фильму «Цыган» писал Валерий.  Режиссёр фильма Бланк не хотел приглашать его, но Майя сказала: «Мы все умрём, а музыка его будет жить!»

Но была в этом вопросе существенная преграда. Валерий не был членом Союза Композиторов, что было необходимым условием для участия автора музыки в фильме. И тут Майе удалось пробить стену. Как рассказывал один из современников, она выпила для храбрости, пошла к влиятельному чиновнику и заставила его выписать фальшивое удостоверение члена Союза.

И вот, благодаря этому подлогу, мы сейчас знаем и любим эту гениальную музыку к фильму «Цыган», которую знают наши дети и будут знать их дети.

Валерий Зубков прожил короткую и трудную жизнь, всего добился сам, своим талантом. Конечно, сыграл роль и счастливый случай, но также хорошие друзья.  Без трудностей и их преодоления, даже трагедий, не рождаются выдающиеся произведения. 

И талант Игоря Зубкова не проявился бы так ярко, если не было бы трудностей в семье и связанных с ними переживаний. Уход из семьи отца и его меняющиеся жёны, детство Игоря с мамой, для которой всё это было трагедией, короткие встречи с отцом, которых так ждал Игорь – вот, что сформировало творческую личность Игоря.

Станислав Говорухин, с которым Валерий настолько близко дружил, что у него были ключи от квартиры Зубкова, на похоронах Валерия символично положил их на могилу друга.

Этот спектакль был особенным, трогательным и жизнеутверждающим. Потому что на сцене уже выступает внучка Валерия Зубкова, шестилетняя Николь Зубкова, дочка Игоря. 

Преемственность поколений в этом проекте налицо. В концертах участвует и внучка Екатерины Кретовой, Варя Овчаренко. Обе девочки уже в проекте.

И это здорово! В заключительном слове Екатерина Кретова подчеркнула, что мы должны цитировать своих родителей или близких, которые повлияли на формирование нашей личности. У кого-то это была бабушка, у кого-то   условная Арина Родионовна!

Ещё одно яркое впечатление во МХАТе – спектакль «Парикмахерша». Можно сказать, что это Кабирия 2.0. Довольно банальная и вечная история, множество которых происходит повсюду, в разных странах и на разных континентах, что отображалось не только в фильме Феллини.  

Такие настоящие истории обычно рассказывают в криминальной хронике и в соответствующих телепередачах, как например, шоу Малахова или Корчевникова.

Героиня пьесы – простая женщина, не юная, но ещё вполне молодая парикмахерша в провинциальном маленьком городе. Она хочет выйти замуж, родить детей, то есть иметь нормальную семью. Но жизнь не складывается. С мужем развелась, другого пока не встретила.

Она не озлобилась, не потеряла надежду, осталась доброжелательной и доверчивой, возможно, от недалёкости. 

  

И вот у неё завязался роман с заключённым, который сидит за убийство. Дальше сюжет развивается по известной схеме. Трагический финал таких историй известен.

Но спектакль захватывает палитрой театральных средств. Это и остроумный текст, и игра актёров, и оригинальный формат постановки. Герои двигаются по сцене только в одной плоскости, изображая марионеток или персонажей детских книжек-раскладушек.

Это не первая постановка «Парикмахерши». Спектакль по этой пьесе шёл уже в театре «Практика», теперь для большой сцены МХАТа пьеса немного скорректирована, приближена к настоящему моменту. Главная героиня и её коллега по парикмахерской одеты в платья модного стиля «Бохо», что сразу делает спектакль современным и работает на утверждение вечности темы –  стремление к счастью во все времена и вера в то, что не все мужчины подонки или преступники. 

В финале героиню спасает именно другой мужчина, с которым она может уверенно идти по жизни. Не случайно он по профессии пожарный, то есть спасатель в чрезвычайной ситуации.

Спектакль надо смотреть обязательно. Кроме того, что это просто интересно – здесь и смех, и слёзы зрителей, и доказательство того, что счастье есть, – его нужно дождаться, даже путём проб и ошибок, а главное не пропустить!  

Особенно хороша исполнительница главной роли, известная артистка театра и кино Инга Оболдина. Режиссёр спектакля по пьесе Сергея Медведева – Руслан Маликов, художник – Полина Бахтина и весь актёрский ансамбль под руководством Эдуарда Боякова одержали ещё одну победу, с которой их надо поздравить!

5
1
Средняя оценка: 3.09091
Проголосовало: 22