Когда по переулкам бродило лето
Когда по переулкам бродило лето
1965-й год. Сверхпопулярная песня в исполнении Муслима Магомаева «Королева красоты» в одно мгновение становится в СССР, как бы сейчас сказали, хитом №1. «Королева» по-королевски завоёвывает сердца миллионов слушателей и зрителей в Советском Союзе.
Поклонники и, конечно же, в первую очередь поклонницы Муслима Магомаева, что называется, «фанатеют» от твистового шлягера, «Королева» звучит на всех танцевальных площадках огромной страны, её крутят по радио, записывают на магнитофоны, миллионные тиражи пластинок фирмы «Мелодия» раскупаются моментально.
Всесоюзная известность и слава ещё недавно совсем юного и скромного парнишки из Баку перешагнула к этому времени и границы «нерушимого», а что происходит в самом СССР на выступлениях уникального баритона, не поддаётся описанию.
Музыку «Королевы красоты» сочинил уже широко известный армянский композитор Арно Бабаджанян. Вот что композитор ответил на вопрос, почему песня стала такой популярной:
«Когда я писал «Королеву», то думал о Муслиме Магомаеве, представлял, как он будет ее исполнять…»
Слова песни принадлежат поэту и певцу Анатолию Горохову. Со второй попытки был создан всем известный и полюбившийся текст «Королевы».
Самому исполнителю – Муслиму Магомаеву, под мощный баритон которого и писалась песня, всего только 23 года, но за плечами у молодого исполнителя уже большой опыт выступлений, и не только на эстраде.
Впервые выступить перед публикой молодому таланту случилось в 1957 году на сцене местного ДК моряков, а в 1961 году Магомаев был зачислен в ансамбль песни и пляски Бакинского военного округа. В его составе Муслим отправился в гастрольный тур по Закавказью, а в 1962-м стал лауреатом VIII фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. Триумфальное шествие Муслима началось именно на этих подмостках в Хельсинки с исполнения каватины Фигаро и звона «Бухенвальдского набата». Это была первая международная победа Магомаева.
После Хельсинки он впервые был приглашен в Кремль на фестиваль азербайджанского искусства, с сольной программой выступил в концертном зале Чайковского, а в 1963 году стал ведущим солистом Азербайджанского театра оперы и балета. Через год певец уехал в Милан, где стажировался в знаменитом театре «Ла Скала», а по возвращении отправился в большой гастрольный тур по СССР с постановками «Севильский цирюльник» и «Тоска».
Певец с удивительной лёгкостью и достоверностью исполняет песни на разных языках, не зная их.
Публика, конечно же, помнит в первую очередь нашу «Королеву красоты».
Это было удивительное время, шестидесятые. Страна уже полностью залечила свои страшные раны после войны и восстановилась, строилась, росла, крепла. Появлялись новые города, далёкие посёлки, строились и запускались заводы, фабрики, подключались к энергосистеме электростанции, осваивались новые земли, целина.
И в это же время страна пела, да ещё какими голосами! Сейчас такие точно не услышишь. Лариса Мондрус, Гелена Великанова, Тамара Миансарова, Майя Кристалинская, Нина Бродская, среди мужчин – непревзойдённый лирик Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Эдуард Хиль… Каждый из этих голосов – это космос, недосягаемый для сегодняшней «звёздной» попсы.
Список можно продолжить. Песни были солнечные, светлые, и время было такое же.
Наверное, пришло время не только вспомнить, но и переосмыслить в сравнении с сегодняшним днём то, что осталось навсегда в том солнечном летнем дне и в тех утраченных навсегда светлых, радостных и по-настоящему беспечных годах.
И совсем не случайно сегодня на экраны российского кинематографа выходит художественный восьмисерийный фильм Романа Прыгунова и Дмитрия Тюрина о жизни и творчестве Муслима Магомаева. Телесериал так и называется «Магомаев».
Популярный сербский актёр и продюсер, которого с полным основанием теперь можно назвать уже российским актёром, обаятельный Милош Бикович, сыграл в сериале главную роль – Муслима Магомаева.
Сценарий, подбор актёров и сами съёмки фильма проходили при непосредственном участии вдовы Муслима Магомаева – оперной примы Большого театра Тамары Синявской.
Фильм можно и похвалить, можно и поругать. Слишком «причёсанный» сценарий под саму Тамару Синявскую. Такое впечатление, что это фильм больше о ней, чем о самом Муслиме Магомаеве. И, конечно же, не обошлось без вездесущего КГБ и подлого, да к тому же ещё и похотливого гэбэшника.
Милош Бикович в главной роли, конечно же, обаятелен, но популярному в России сербу не удалось главное: показать напор и мощь, потрясающий импульс Муслима Магомаева не только в творчестве, но и в обычной жизни.
Но не это главное в новой картине. Символично, что она вышла именно в этом, 2020-ом году, знаковом для всей планеты, и, конечно, это не просто совпадение или случайность.
На фоне надвигающегося апокалипсиса и нагнетаемого всеобщего страха пандемии коронавируса зритель на какое-то мгновение смог увидеть совершенно другой мир, солнечный, радостный, полный света и тепла, в котором ещё есть место для безоблачного и счастливого будущего, любви.
Муслим Магомаев называл Азербайджан своим отцом, а Россию – матерью, считал себя также и русским. В течении восьми серий его голос дарит нам этот ушедший в историю мир, целую эпоху, дарит щедро, мощно, как и сама эпоха СССР, но, увы, фильм заканчивается, и мы снова в 2020-ом, где нет русских ни в паспорте, ни в конституции.
И нам остаётся лишь сравнивать то, как мы и не только мы жили в то время в СССР и других странах с тем, что происходит сегодня на наших глазах. Вспоминаю, как в кинотеатрах проходили недели французского, итальянского, американского кино, всемирные фестивали…. Мир хотел жить в мире и наслаждался этой мирной жизнью.
Тогда, действительно, по переулкам бродило солнечное лето, а сегодня – коронавирус, войны, болезни, нищета и кажущееся «благополучие» тех, кто поверил, что можно стать богатым и успешным за чужой счёт и быть при этом счастливым в своём особняке.
Но, как видим, глянцевая картинка западного образа жизни неудержимо рушится. Всеобщая трагедия может коснуться любого, и никакие замки и запоры, самоизоляция не помогут. Всё оказалось призрачным и насквозь лживым миражом.
Это и есть итог смены парадигмы на постсоветском пространстве. «Цивилизованному миру» теперь нечего скрывать своё истинное лицо убийцы и насильника, вот он его и показал, в том числе и самому себе. Закон бумеранга никто не отменял.
Оказывается, жизнь человека ничего не стоит, впрочем, как и золото, которого всё мало, но в какой-то момент даже золото превращается в глиняные черепки.
Но остаётся мечта, её не истребить, остаётся всепобеждающий голос Муслима Магомаева, который снова и снова дарит нам эту мечту и уносит нас вместе с ней в «дальние дали…
В какой-то жизни, но в другой, не в этой,
Мир полон был загадочных чудес.
И птицей над огромною планетой
Мечта плыла в бескрайности небес.
И открывались ей чужие страны,
И покорялись первозданностью вершин
Седые горы. Вековые тайны
Шептал родник – забытый пилигрим.
В какой-то жизни, но в другой, не в этой,
Встречал меня угрюмый океан.
И ветер звал с собою на край света,
И подставлял ладони великан.
И погружаясь в тёмные пучины, -
Загадочен и странен мир морской -
Я узнавал во всём Первопричину.
В какой-то жизни, но совсем в другой.
Художник Борис Чижов.