Польша и польский Львов

В 2017 г. на средства Кружка львовян в Лондоне (Koło Lwowian z Londynu) издана книга Стефана Менкарского (Stefan Mękarski) «Львов – страница из истории Польши» (Lwów – Karta z dziejów Polski).

Кружок львовян в Лондоне – это учреждённая в 1960 г. польская общественная организация, объединяющая поляков-выходцев из Львова, их потомков и любителей истории польского Львова.

Менкарский (1895-1985) – тоже львовский поляк, участник обороны города во время польско-украинской войны в 1918 г. В Первую мировую воевал в австрийской армии, в 1934 г. стал депутатом Львовского горсовета. После разгрома Польши в 1939 г. эмигрировал в Великобританию, писал труды по истории Львова, был одним из самых ярых сторонников возвращения города в состав Польши.

Книга Менкарского издаётся уже в четвёртый раз и на двух языках – польском и английском, но и через два года после её издания польская пресса продолжает посвящать ей свои репортажи и муссировать тему принадлежности Львова.

О Львове поляки говорят по-латыни semper fidelis – всегда верный. В том смысле, что львовские поляки считаются горячими патриотами Речи Посполитой – единственные в истории польской государственности, потому что такого градуса патриотизма не смогли достичь другие польские города, пишет Менкарский. Он приводит примеры, когда вместо германизации львовян под австрийской оккупацией в конце XIX – начале ХХ вв. происходила, наоборот, полонизация немецкоязычного населения.

Вывод, который делает Менкарский в книге – Львов был и будет польским. Факт её издания и переиздания свидетельствует о фантомных болях, которые ощущает польское общество и через шестьдесят один год после утраты Львова.

Настроения Менкарского перекликаются с тональностью другой книги – Kresy i Bezkresy Ядвиги Чехович (Jadwiga Czechowicz). Кресами поляки называют земли, утраченные в пользу других государств. Из бывших советских республик это Украина, Белоруссия и Литва (восточные кресы, т.е. восточные территории).

О том, что эти земли сначала были захвачены Польшей, польские патриоты не вспоминают. В изложении официальной польской историографии Львов и вся Западная Украина (Русь) изначально принадлежала полякам, а племена с востока, будущие потомки украинцев, вторглись в польские владения, закрепились и пребывают здесь по сей день. Утверждение нелепое и врозь с историческими фактами, но поляков интересует история только польского Львова и никакого другого.

Название книги Ядвиги Чехович «Кресы и Без-кресы» – указание на то, что некогда «восточные территории» были Польшей, но перестали таковыми быть, навсегда поселив в польской душе патриотическую тоску и смутную надежду на возвращение прежних времён. Книга увидела свет в 2016 г., но регулярно транслируется по польскому радио.

В нынешнем Львове поляки составляют всего 1% населения (в 1939 г. было 50%).
На улицах города порой слышна польская речь, здесь издаётся польская газета Kurjer Galicyjski («Галицийский курьер»), есть польский католический собор, в г. Мостиски Львовской области есть школа с польским языком обучения. На этом следы активной польскости в Львове заканчиваются. Пассивных же следов того, что город шесть веков принадлежал Польше, предостаточно – в архитектуре, обилии польских фамилий у львовян, считающих себя украинцами, в специфическом галичанском говоре, напичканном шипящими звуками польского языка.

Поразительно, что в таком Львове ещё сохранились школы с русским языком преподавания. Таких школ четыре. Правда, совсем недавно их было пять и местные националисты постоянно требуют их закрыть и угрожают сожжением.

Несмотря на звание «всегда верного» Польской Короне, Львов и Львовщина занимают третье место по численности польского населения на Украине после Хмельницкой и Житомирской областей (2,4% и 4,5%, соответственно). Тем не менее, поляки верят, что возрождение польскости «восточных кресов», если и начнётся, то обязательно со Львова, а не с Житомира, самого «польского» города Украины. Есть даже народный тест на тему «Как отличить львовского поляка от львовянина-украинца?». Спросите его, чей Львов. Поляк всегда ответит: «Польский».

В Польше при поддержке Канцелярии Сената, МИД и прочих государственных органов действуют множество организаций, занятых изучением, сбережением и приумножением польского культурного наследия на Западной Украине – Фонд «Поляки на Востоке», Фонд помощи полякам на Востоке, Фонд «Кресы в нужде – поляки полякам», Фонд помощи и связи с Польшей «Кресы», Фонд «Восточные кресы», Дом встреч с историей и т.д. От количества польских СМИ со словом «кресы» в названии, вообще, рябит в глазах.

В задачу этих организаций и СМИ входит законсервировать польское культурное присутствия на «восточных землях» и способствовать укреплению таких политических процессов на Украине, результатом которых стало бы усиление влияния Польши в регионе.

Львов не может находиться в границах Польши, но он должен находиться в границах ареала польской культуры и политики. Трансграничная общность поляков за восточной границей Польши с поляками в самой Польше – к этому на данный момент стремится Варшава.

Опасность в том, что в польской политической традиции «восточные кресы» – понятие территориально растяжимое. В давние века поляки кресами считали российский Брянск, потом почти всю Украина целиком. Подвижность границ кресов – факт, зафиксированный и в польской истории, и в польском патриотическом сознании.

В наши дни вряд ли кто-то из поляков воспринимает Брянск как кресовый город, но вот Левобережную Украину – вполне. Как сказал задумчиво при мне один знакомый поляк, сидя в полтавской гостинице: «Когда-то это было Польшей…».

 

Художник: В. Жмак.

5
1
Средняя оценка: 2.82597
Проголосовало: 385