Лавочкин – создатель лучших самолётов Великой Отечественной

11 сентября исполнилось 120 лет со дня рождения Семена Алексеевича Лавочкина – знаменитого советского авиаконструктора, внесшего своими изобретениями огромный вклад в нашу Победу. Его называли «королем истребителей». 

Родился будущий авиаконструктор в городе Смоленске в еврейской семье. Учился Семен очень хорошо, накануне революции закончил Курскую гимназию с золотой медалью. До 1920 года воевал на фронтах Гражданской войны в Красной армии, затем был направлен учиться на инженера-авиамеханика в МВТУ имени Баумана, ведущий технический ВУЗ СССР.
К концу 30-х годов, набравшись опыта при работе на различных должностях в авиапромышленности, Лавочкин становится одним из ведущих конструкторов ОКБ-301 в Москве, позже названном его именем. Там совместно с коллегами Горбуновым (руководитель проекта) и Гудковым он принимал участие в создании истребителя ЛаГГ. 
«Первый блин» получился комом. Тяжеловатый (итоговый вариант весил почти 3,5 тонны), с низкой скороподьемностью, не очень хорошей маневренностью, требовавший немалого мастерства в пилотировании этот истребитель получил у летчиков прозвище «лакированный авиационный гарантированный гроб» (ЛАГГ).
Впрочем, лично Лавочкину за неудачный ЛаГГ краснеть было незачем. Ведь именно он после перехода на «самостоятельные хлеба» руководителем КБ и авиазавода в Горьком начал создавать боевые машины, которые до сих пор считаются лучшими на тот период. Речь идет о Ла-5, созданном в 1942 году, и Ла-7, который начали выпускать за год до Победы. 

   

На новых «Лавочкиных» одерживали победы многие признанные асы Красной армии. В том числе трижды Герои Советского Союза Александр Покрышкин и Иван Кожедуб. Последний именно на Ла-7 сбил к концу войны гитлеровский реактивный «Мессершмитт», несмотря на значительное преимущество врага в скорости.
Летал и побеждал на Ла-5 и Ла-7 и когда-то известный каждому советскому школьнику герой «Повести о настоящем человеке» Алексей Маресьев. В отличии от ЛаГГов это были простые в управлении и надежные машины, ставшие достойными соперниками «мессеров» и на раз сбивавшие «Фоккефульф-190», еще один распространенный у немцев истребитель.
Всего в годы Великой Отечественной истребителей Лавочкина всех моделей было выпущено почти 24 тысячи. Да, «Яков» в небе войны воевало больше, свыше 40 тысяч, но их конструктором был Яковлев – заместитель наркома авиационной промышленности по новой технике. Семен Алексеевич же был человеком мягким, «непробивным». Он и со Сталиным, несмотря на свой статус создателя массового и хорошо зарекомендовавшего себя истребителя, встречался всего-то 4 раза, включая чисто протокольные мероприятия. 
По словам знавших его людей, летчики-испытатели, работавшие с Лавочкиным, называли его между собой «овечкой», впрочем, без малейшего пренебрежения, просто с улыбкой, отдавая дань его исключительному беззлобию, несмотря на высокую должность и генеральские погоны. Кстати, и в ряды КПСС гениальный конструктор вступил лишь в 1953 году; при этом заслуги Лавочкина были высоко оценены и в его беспартийном статусе: Звезда Героя Социалистического Труда в 1943 году (вторая была вручена уже в 1956-м), четыре Сталинских премии, три ордена Ленина, орден Красного Знамени, медаль «За боевые заслуги»… 
И, пожалуй, высшим признанием боевых заслуг этого гражданского по существу человека, не принимавшего лично участия в боях на полях сражений, стали ордена Суворова I и II степени. Орденом Суворова первой степени награждались лишь командующие фронтами и начальники их штабов; эту награду с гордостью носили маршалы Жуков и Рокоссовский. Для скромного генерал-майора, военного инженера Лавочкина награждение таким орденом было убедительным подтверждением его огромного вклада в нашу общую Победу. 

 ***

После войны участие КБ Лавочкина в создании новых самолетов постепенно сошло на нет. Он и его команда успешно создавали проекты новых хороших машин, но по разным причинам они, за редкими исключениями, не шли в серийное производство. Например, реактивный фронтовой истребитель Ла-168, показавший отличные пилотажные данные, но не взятый к массовому производству, поскольку чуть раньше был начат выпуск МиГ-15. Ла-176 в 1948 году первым превысил скорость звука, но тоже позже уступил изделиями Микояна и Гуревича. От Ла-200, созданного годом позже в качестве всепогодного перехватчика, военные отказались в пользу управляемых зенитных ракет.
Судя по всему, после смерти Сталина, соратники Хрущева решили, что не стоит иметь в самолетостроении столько конструкторских бюро, хотя прежний порядок позволял создавать здоровую конкуренцию между учеными, ускоряя прогресс военно-технической мысли. В конце концов в СССР разработкой новый моделей реактивных самолетов стали заниматься КБ Сухого, Микояна, Туполева и в меньшей степени Яковлева.
Лавочкин в этот список не попал. Его последними серийными машинами стали выпущенные в конце 40-х – начале 50-х Ла-9, Ла-11 и реактивный Ла-15; остальные, в том числе очень интересные модели, остались на уровне опытных образцов. Однако конструктор не унывал, занимаясь другими важными направлениями. Мало кто знает, но ему принадлежит немалый вклад в создание зенитно-ракетного комплекса С-25; с него начался модельный ряд, венцом которых стали знаменитые системы С-300, 400, 500.
Последним проектом Семена Алексеевича явилась разработка межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты «Буря». Её тоже зарубили: Хрущев решил, что такое оружие Советскому Союзу не нужно, и заставил согласиться со своим мнением военных. Хотя наблюдающийся с 1970-х ренессанс крылатых ракет, начиная с американских «Томагавков», советских Х-22, российских «Калибров» и «Ониксов», доказывает, что списание со счетов «Бури» было, мягко говоря, необоснованным. 

Возможно, именно переживания по поводу несправедливости в отношении его разработок и стали причиной тяжелого инфаркта Лавочкина в 1960 году, в результате чего жизнь выдающегося конструктора прервалась … 
Однако дело, которому он отдал всю свою жизнь, не прервалось! НПО имени Лавочкина ныне – один из передовых центров разработки и производства военной и гражданской, преимущественно космической техники. Инженеры этого НПО принимали участие в создании космических аппаратов для исследования Марса, Венеры, кометы Галлея, Солнечной системы в целом, создании разгонных ракетных блоков «Фрегат», используемых на ряде российских и зарубежных космодромов… Дело выдающегося авиаконструктора Страны Советов, справедливо названного современниками «королем истребителей», продолжает жить. 

5
1
Средняя оценка: 2.83493
Проголосовало: 418