В Польше придумали «вторую Катынь»
В Польше придумали «вторую Катынь»
У деревни Сокульце (Sokółce) в Подляском воеводстве Польши открыт импозантный памятник жертвам т.н. Августовской облавы 12-28 июля 1945 г. у города Августов.
На открытии памятника присутствовали представители вооружённых сил Польши, католическое духовенство, чиновники местной администрации, сотрудники регионального отделения Польского института национальной памяти (ПИНП) и школьники.
В их присутствии были зачитаны письма председателя правящей партии «Право и справедливость» Ярослава Качинского и премьер-министра Матеуша Моравецкого.
Качинский в своём послании написал, что Августовская облава была «не просто геноцидом, а жестоким нарушением права свободных народов на самоопределение».
Руководитель Бюро по увековечиванию борьбы и мученичества Белостокского отделения ПИНП Ярослав Шабинский заявил, что появление памятника жертвам Августовской облавы «разрушает миф о прекрасной и чистой Красной армии и отечественной войны, на фундаменте которых стоит нынешнее российское государство».
Что же произошло в Августовском повяте в июле 1945 г.? В те дни подразделения НКВД, СМЕРШ, Войска Польского и польских спецслужб провели совместную операцию по нейтрализации банд польского антисоветского подполья, состоявшего из боевиков Гражданской Армии Крайовой (ГАК) и прочих родственных организаций. ГАК состояла из бывших солдат Армии Крайовой (АК), отказавшихся выполнить приказ главного командования АК из Лондона в январе 1945 г. о расформировании. В отличие от самораспустившейся АК, ГАК провозглашала борьбу за Речь Посполитую «от моря до моря» до победного конца.
Конец получился вовсе не победный. После того, как руководство США признало правомочность социалистических властей Польши, ГАК утратила всякую легитимность. Её члены перешли на нелегальное положение, добывая себе пропитание, оружие и деньги грабежами, налётами на госучреждения, убийствами инкассаторов, врачей, учителей, польских милиционеров, советских солдат и евреев. Последних ГАК считала агентами коммунизма и безжалостно расправлялась даже над женщинами.
Шайки ГАК расстреливали из засад советские патрули, атаковали конвои с трофейным имуществом, переправлявшиеся из Германии в СССР по договорённости с союзниками по антигитлеровской коалиции, нападали на одиноких красноармейцев на просёлочных дорогах. Орудовавший в тех краях одиозный Зигмунт Шендзеляж (майор Лупашка) отдал приказ казнить советских солдат на месте, в т.ч. женщин. Его бандиты так и делали: убивали либо прямо на дороге, либо тащили в лес и пытали до смерти.
Православные белорусы вызывали у патриотов Речи Посполитой «от моря до моря» лютую ненависть. Деревня Потоки и др. населённые пункты, где проживали белорусы, подверглись карательным акциям ГАК.
Мириться с таким положением дел советское командование не собиралось. В результате масштабной спецоперации были задержаны более 7 тыс. человек. После допросов 5115 были отпущены, остальные – задержаны для дополнительной проверки. Выяснилось, что около 600 из них - члены ГАК либо её пособники из числа местных жителей, предоставлявшие бандитам кров, стол, медикаменты, продукты и нужную информацию. Отвечать за кровавые преступления либо за соучастие в них всем им пришлось перед судом. Почти все были расстреляны.
Варшава называет Августовскую облаву «второй Катынью» и самым крупным преступлением советского режима против польского народа после 1945 г. А кем же были члены бандитских шаек, жестоко расправлявшихся с солдатами и мирными жителями? Судя по тому, как им воздают хвалу католические ксендзы, наверное, святыми.
Если собрать воедино все факты убийств польским антикоммунистическим подпольем советских и польских граждан с 1945 по 1961 гг.(официальная дата ареста последнего такого бандита) – вот это действительно станет крупнейшим преступлением против польского и советского народов после 1945 г.
Раз уж пан Качинский заговорил о праве народов на самоопределение, почему же фанатики Польши «от моря до моря» слышать не хотели о праве западных белорусов и западных украинцев жить в границах Украинской ССР и Белорусской ССР? Почему считали, что восточная граница Польши проходит чуть ли не под Минском, а западные белорусы и западные украинцы обязаны жить в польском государстве, да ещё под непрекращающимся полонизаторским гнётом и без всякого самоопределения?
Польские историки утверждают, что им известно 60 мест, где могут находиться тела жертв Августовской облавы. Из них одно находится в Белоруссии буквально в тысяче метров от границы с Польшей. ПИНП несколько раз пытался привлечь белорусскую сторону к расследованию облавы и добиться разрешения на раскопки на белорусской территории, но Минск каждый раз отказывал.
Да и как иначе, если Польша просит от Минска, ни много ни мало, соучастия в создании культа польских шовинистов, истреблявших белорусов за то, что они белорусы и православные, а красноармейцев за то, что они с оружием в руках отстояли право Западной Белоруссии быть в составе Белоруссии, а не Речи Посполитой.
Примечательно, что нелегальный Союз поляков в Белоруссии (руководитель Анжелика Борыс) разместил материал о чествовании польских карателей из ГАК на своей официальной странице. Союз поляков Борыс позиционирует себя как не сломленного борца с режимом Лукашенко, его члены участвуют сейчас в массовых беспорядках, а районные отделения Союза выполняют функции мобилизационных центров для протестных элементов.
Зная это, становится понятно, что пропагандистские камлания вокруг «жертв» Августовской облавы – часть информационной войны против нашей общей истории и народной памяти.