Об антисоветском бандподполье в Румынии

С 1989 г. в постсоциалистической Румынии усиленно сооружают культ членов антикоммунистического подполья послевоенного времени. Тех, кого раньше называли террористами и бандитами, сегодня возведены в ранг героев и образец для подражания для юного поколения румын. 

Этот культ является частью исторической политики прозападного руководства Румынии, нацеленной на очернение Советского Союза и России, как его правоприемницы, в т.ч. в деле сохранения памяти о Великой Отечественной войне. 

В Румынии, в отличие от Польши, где процветает такой же культ карателей Армии Крайовой, массового участия советских военнослужащих в стычках с антикоммунистическим бандподпольем не было. Советские спецслужбы оказывали румынским коллегам преимущественно советническую и организационную помощь. Не стоит переоценивать количественное присутствие советских спецслужб в Румынии: в 1949 г., например, здесь находились всего девять советников. В 1949-1952 гг. советником при Министерстве госбезопасности Румынии служил Александр Сахаровский, в будущем начальник отделения внешней разведки КГБ СССР. 

Членами антикоммунистических группировок были сторонники маршала Антонеску, монархисты и даже некоторые коммунисты-антисталинисты. Гитлер про Антонеску говорил: «Среди румын есть только один нормальный человек – это Антонеску». 

Румынский маршал устраивал фюрера по всем параметрам: напал на СССР вместе с немцами 22 июня 1941 г., взялся за радикальное решение еврейского вопроса, симпатизировал грёзам румынских пропагандистов оккупировать советские земли чуть ли не до Каспия и т.д. Костяк румынских антикоммунистических банд составили как раз вояки армии Антонеску, совершившие столько злодеяний на советской земле. 

Не обошлось без поддержки Запада. В 1948 г. один из известных главарей бандподполья Николае Дабижа (Nicolae Dabija) письменно запросил помощь оружием и деньгами у консулов Турции и США. Дабижа, как и остальные главари, не скрывал надежд на скорую войну коллективного Запада против СССР и намеревался принять в ней участие. Только так он и его единомышленники считали возможным возродить Великую Румынию – поглотить Молдавию, Буковину и Бессарабию (Украина). 

Естественно, столь откровенные просьбы турки и американцы оставили без ответа. США предпочитали поддерживать румынское бандподполье не через дипломатов, а по линии спецслужб. Разведорганы США и Великобритании вербовали в странах Европы будущих диверсантов среди румынских эмигрантов и беглых солдат разгромленной армии Антонеску. Нидерланды, Италия, Греция, Франция, Югославия – для румынских диверсантов были открыты все границы. Даже один из францисканских монастырей Рима использовался в качестве связного пункта. 

Активную роль в поддержке бандформирований сыграла Румынская греко-католическая церковь. Её традиционным ареалом является Трансильвания, самый прозападный регион Румынии. Идея Великой Румынии и идеология Румынии как восточного рубежа древнеримской цивилизации тоже первоначально зародилась здесь. 

Как указывает историк Ливиу Плеша (Liviu Pleşa) в работе «Участие военнослужащих в движении вооружённого сопротивления. Случай майора Николае Дабижи (1948-1949)» (Implicarea militarilor în mişcarea de rezistenţă armată. Cazul maiorului Nicolae Dabija (1948-1949), 90% членов бандподполья были греко-католиками. Такая же ситуация сложилась на Западной Украине, где банды ОУН-УПА и дивизия СС «Галичина» тоже состояли, в подавляющем большинстве, из греко-католиков. 

Но действительно ли члены антикоммунистических формирований были террористами и бандитами? Может, это были бескорыстные борцы за лучшую долю румынского народа? Определиться в этом вопросе помогут факты из биографии лидеров этих формирований. 

Во-первых, большинство из них совсем недавно двинулись вместе с гитлеровскими полчищами на покорение мира. Во-вторых, их не устраивал антифашистский курс, который Румыния взяла с 1944 г. В-третьих, они убивали сотрудников румынских спецслужб, неугодных политиков и мирных граждан. В-четвёртых, не брезговали грабежами (тот же Дабижа совершил в 1948 г. вооружённый налёт на финучреждение в г. Теюш, после чего за него очень плотно взялись и расстреляли по приговору суда в 1949 г.). 

Ни одно правительство ни в одной стране не станет терпеть такие выходки. Румынское правительство тоже не стало. Не отрицая грубых просчётов румынских коммунистов во внутренней политике, особенно давление на церковь и идеологические репрессии, следует признать: антикоммунистическое бандподполье готовило румынам куда горшую участь. В воспалённом и агрессивном воображении его лидеров маячила скорая третья мировая, расправы над теми, кто не хотел третьей мировой, оккупация Молдавии и Украины и море крови, которую предстояло пролить ради торжества их идей. 

Задним числом нынешние проамериканские власти Румынии пытаются придать антисоветскому бандитизму ореол жертвенности. «Эпизод вооружённой борьбы в горах Румынии – уникальный случай среди восточноевропейских государств, подчинённых Москве», – пафосно заявляет историк проф. Георге Лэцеску (Georghe Boldur Lăţescu), автор многих опусов про злых коммунистов и добрых антикоммунистов. 

Профессор откровенно лжёт. В истории румынского бандподполья нет абсолютно ничего уникального. Оно развивалось по тем же лекалам, что и подобные движения в Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Украине; использовало те же преступные методы, вынашивало те же мечты о третьей мировой и за ним стояли те же силы (США, Великобритания и т.д.). 

Про уникальность такого подполья на их территории твердят сегодня и польские, и украинские, и прибалтийские власти. Не слишком ли много уникального для такого маленького пятачка Земли как Восточная Европа? Оправдание Бухарестом румынского бандподполья, поклонявшегося гитлеровскому союзнику маршалу Антонеску – одно из проявлений политики Бухареста по пересмотру итогов Второй мировой войны.  

5
1
Средняя оценка: 2.8968
Проголосовало: 281