Как Айвазовского взяли в заложники

29 июля в столице Нагорного Карабаха Степанакерте азербайджанскими властями был демонтирован памятник всемирно известному художнику Ивану Авайзовскому. Хотя, как сообщалось в местных СМИ, «соответствующее решение было принято еще в 2023 году», — но реализовано оно было именно в этот день. День рождения мастера — родившегося в далеком 1817 году. Причины? Здесь можно процитировать сообщение одного из, как представляется, еще довольно-таки сдержанных азербайджанских сайтов:

«Возведение здесь памятника именно Айвазовскому выглядит как продолжение старой политики символического "освоения пространства", к которому Армения прибегала на протяжении оккупации: переименование улиц, установка чуждых памятников, культурная ассимиляция. Иными словами — форма символической экспансии, замаскированной под культурную инициативу. Памятник Айвазовскому стал намеренной провокацией».

Еще в азербайджанских СМИ, часто со ссылкой на позицию официальных властей, пишется о «необходимости знакомить сограждан с творчеством их великих земляков», — а не представителей соседнего народа, к которому в Азербайджане не испытывают особых дружеских чувств. Впрочем, как и в обратном направлении тоже... Так правда, вот какая закавыка получается. Художники-то местные у азербайджанцев имеются, при желании можно найти критерии и их значительности тоже — особенно среди западной аудитории. Как пишет заметно симпатизирующий Азербайджану ресурс «Вестник Кавказа», «...современное изобразительное искусство Азербайджана востребовано во всем мире. Художники и скульпторы выставляют работы в лучших галереях мира, а на родине их считают национальным достоянием». Среди трех представленных в статье фигур вторым по списку идет бакинец Рашад Алакбаров:

«…учился в Азербайджанской государственной академии искусства, но, в отличие от большинства художников, для своих работ он выбрал не холст и масло, а стены, всевозможные предметы (в том числе и мусор), а также источник света, искусно сочетая которые он создает теневые полотна. Алакбаров прославился благодаря работе “Полет в Баку”, представленной в лондонской галерее De Pury Gallery в 2011 году. Это инсталляция из пластиковых разноцветных самолетов, освещенных таким образом, что на стене возникает живописный цветной пейзаж. Используя всевозможные материалы и предметы обихода, Алакбаров “строит” целые города, а с помощью тщательно отобранного мусора, например, напоминает миру о важности среды, в которой живет человек. Арт-критики отмечают, что работы Алакбарова пронизаны чувственностью и отвечают современным тенденциям».

***

Конечно, как гласит известная поговорка — «о вкусах не спорят», художественных в том числе. Но все же хочется заметить, что по запросу «великий азербайджанский художник-маринист» даже «Гугл всемогущий» откровенно пасует, пусть и пытаясь привести всевозможные рейтинги на этот счет. Увы, объединяемые одной общей чертой — уроженцев этой кавказской республики увидеть там как-то ну очень затруднительно. Вообще искусствоведческие рейтинги — штука крайне субъективная. Именно поэтому хочется, так сказать, для чистоты эксперимента привести подобные оценки не из российского источника, — а из страны, которую ныне крайне сложно заподозрить в неких русофильских симпатиях, чтобы не сказать наоборот. Итак, представляем «ТОП-25 лучших картин художников маринистов» от одного из украинских магазинов-галерей:


«Девятый вал»
  1. Иван Айвазовский, «Девятый вал» 
  2. Л. А. Афремов, «Касание горизонта» 
  3. Клод Жозеф Верне, «Кораблекрушение во время шторма» 
  4. Зарина Форман, «Гренландия»
  5. Бато Дугаржапов, «Ласпи» 
  6. Эдвард Брайен Сигоу, «Баржи на тихой воде» 
  7. Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве» 
  8. Поль Синьяк, «Сен-Тропе после шторма»
  9. Клод Лоррен, «Высадка царицы Савской»
  10. Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца» 
  11. Рембрандт, «Шторм на Галилейском озере» 
  12. Аркадий Рылов, «В голубом просторе» 
  13. Алексей Боголюбов, «Афонское сражение 9 июня 1807 года» 
  14. Каналетто, «Вид мола от Бачино ди Сан-Марко»
  15. Уильям Тернер, «Последний рейс корабля «Отважный»
  16. Ван Гог, «Вид моря близ Ле Сент-Мари-де-ла-Мер» 
  17. Марек Ланговский, «К шторму»
  18. Артем Чебоха, цифровой маринизм
  19. Дехонг Хе, цифровой маринизм
  20. М. А. Алисов, «Морской пейзаж»
  21. Георгий Дмитриев, «Маяк и солнце» 
  22. Алексей Адамов, «У причала» 
  23. Том Нельсен, «Изумрудный прибой» 
  24. Илья Репин, «Какой простор»
  25. Тим Томпсон, «Парусник»

Имена мастеров впечатляют своим составом, — имеющим самое интернациональное происхождение. Тут и француз Клод Жозеф Верне, и англичанин Эдвард Брайен Сигоу, и австралийка Зарина Форман, и даже японец Кацусика Хокусай. Но почетное первое место в этом ТОПе все же справедливо отводится Ивану Айвазовскому… К слову сказать, почет этот пришел к мастеру еще при его жизни. Его уважали даже те, кто, по идее, должны были его если не ненавидеть, — то презирать из-за национального происхождения. Те же турки, например, — издавна имеющие с армянами довольно напряженные отношения. Конечно, «пик» этого противостояния пришелся на 1915 год — и утроенный тогда «младотурками» армянский геноцид. Но, по большому счету, менее печально известных зверств в отношении армянского населения Османской империи не чурались и «старотурки» тоже. Пусть чаще и руками так называемых «башибузуков» из иррегулярной курдской кавалерии — жестокости которых гнушались даже обычные турецкие «аскеры», тоже далеко не «кисейные барышни» в плане, гм, гуманизма. 
Тем не менее именно турки ценили Айвазовского, пожалуй, больше всего — в сравнении с другими иностранцами! Во всяком случае, если судить по доле османских орденов в общем количестве этих наград, украшавших парадный мундир художника — целых три! Притом что греки «отдарились» одним орденом, французы — тоже (правда, самым заслуженным — Почетного Легиона), три ордена ему пожаловали только в России. Это не считая куда более высоких должностей в Академии Художеств — и чина «действительного тайного советника», 2-го класса, эквивалентного «генералу армии» или «полному адмиралу». Зато в Константинополе мастера награждали трижды: 

  • орденом «Нишан-Али» IV степени, 
  • орденом «Османие» II степени,
  • орденом «Меджидие» I степени. 

Причем списывать эти награды лишь на благожелательное отношения султана Абдул-Азиза не стоит. Да, сей венценосец действительно особенно уважал Айвазовского, так что даже лично заказал у него 6 полотен с видами на свою столицу с моря, — в итоге став обладателем впятеро большего количества картин, больно уж они ему нравились. Но годы правления этого султана — 1861—76, так что Абдул-Азиз мог вручить своему любимому художнику лишь второй по счету орден из списка — «Османие». Первый же, «Нишан-Али», вручался еще в 1856 году, — когда еще не успели толком умолкнуть пушки на полях сражений Крымской войны. В которой помимо французов, англичан и сардинцев немаловажную роль играли турки. Притом что Айвазовский, штатный живописец Главного морского штаба, по понятным причинам предпочитал писать полотна на тему отнюдь не османских побед, — а наоборот. Подвиг брига «Меркурий», вышедшего победителем из неравного боя с двумя турецкими линкорами, эпический разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым при Синопе — и так далее. Опять же — и армянское происхождение художника забывать не стоит. Но в 1894 году даже все это вместе взятое отнюдь не помешало очередному султану наградить живописателя турецких поражений орденом «Меджидие» I степени, — кавалеров которого как минимум в самой Османской империи могло быть одновременно не больше полусотни человек. 
К слову сказать, все турецкие награды художник выбросил в море, — возвратив султану орденские ленты, — после начала широкомасштабного преследования армян в Османской Порте в 1894—96 годах. Но в любом случае, на этом примере наиболее четко заметна разница между политикой действительно великой (пусть и сильно одряхлевшей к этому времени) империи — и очередной самозванной «великой державы», строящей свою идеологию на дешевом (чтобы не сказать «пещерном» или «зоологическом») национализме. Первая может позволить себе роскошь отдавать должное уважение тем, кто его заслуживает — гению мирового значения, пусть и гражданину государства, часто находящегося «по другую сторону баррикад». 
А вот державы националистические считают это для себя зазорным. Причем дело тут даже не в формальной военной и экономической мощи, численности населения, других подобных факторах. Германия при Гитлере стала очень мощным в этом смысле государством, — но взятое для нее фюрером название «Третий рейх», третья империя, было абсолютно не соответствующим нормальной имперской сущности. Разве что в плане колониальных образований с их доминирующими «метрополиями», — рано или поздно обреченными на распад. Действительно стабильные империи — Римская, Византийская, Османская, Российская — подразумевают в своей основе и равные (или почти равные) права всех своих граждан. А нацисты даже великого немецкого поэта Генриха Гейне «клеймили» «дегенератом и вырожденцем» — за его еврейское происхождение. Хотя, впрочем, к Гете, немцу чистокровному, равно как и ко многим другим великим соотечественникам, не пришедшимся ко двору людоедской нацисткой идеологии, в Третьем рейхе относились практически так же…

***

Впрочем, похоже, что армянские корни Айвазовского для нынешнего решения азербайджанских властей тоже являются не столько главной причиной — сколько лишь поводом, причем, довольно второстепенным. Об этом вскользь пишет даже цитированное в начале азербайджанское издание:

«Действительно: а почему Айвазовский? В Карабахе он никогда не жил, пейзажей его не писал, да и отношения к истории этого региона никогда не имел. Более того, даже формальная аргументация "армянского происхождения художника" крайне условна: Айвазовский был подданным Российской империи, писал на европейский лад. В его биографии нет ничего, что оправдывало бы сей монумент именно в Ханкенди».

Конечно, авторы заметки старались больше оправдать акцию Баку, — дескать, с какой стати в столице Карабаха было ставить памятник человеку, который в первую очередь был гражданином Российской империи, армянином же больше лишь по происхождению. И то его родители действительно большую часть жизни провели в принадлежащей тогда Австро-Венгрии Галиции, сам он родился в крымской Феодосии… Но тем самым, косвенно, дали понять, что азербайджанские чиновники своей вопиющей акцией хотели уязвить отнюдь не Ереван. 
В самом деле, после многократных предательств режимом Пашиняна своих соотечественников в Карабахе, в конце концов вынужденных покинуть места, где жили многие поколения их предков, рассчитывать на то, чтобы дополнительно уязвить капитулировавшего противника как-то даже немного наивно. Айвазовский, конечно, был известным художником, — но все же в данном случае, речь идет только о памятнике, сама могила мастера находится в Феодосии. А вот захоронения предков армян Карабаха так и остались на земле, которую они вынуждены были покинуть — скорее всего очень надолго, если не навсегда. И теперь даже банальное посещение могилок своих родных с целью поминовения сопряжено для большинства изгнанников с огромным риском. Ведь едва ли не каждому азербайджанская Фемида может предъявить обвинение если не в прямом участии, — то помощи «незаконным вооруженным формированиям» по азербайджанской версии, — то бишь армии непризнанной теперь уже бывшей Нагорно-Карабахской республики.

Но, похоже, для нынешнего режима в Ереване подобные соображения больше из серии «потерявши голову — по волосам не плачут». А очередное оскорбление мощным соседом национальных чувств воспринимается этим режимом в духе еще одной пословицы: «Плюнь в глаза — ему все Божья роса». И как не пытаются отдельные издания доказать, что такое, дескать, «вина лишь антинародного режима» — на деле-то сам этот режим не только захватил власть в ходе «цветной революции». Срежиссированной, как водится, американским посольством в 2 тысячи(!) сотрудников — абсолютный рекорд на страну максимум в 3 миллиона населения, да и то лишь по спискам. 
Но «соросенок» Пашинян не менее уверенно и сохраняет эту власть, — подтверждая свой мандат на очередных и внеочередных выборах! Подобно тем, что были проведены после кризиса февраля-марта 2021 года, — когда руководство Генштаба возмутилось вопиющей безграмотностью самозванного премьера в военной сфере, — а тот в ответ уволил несколько десятков высших офицеров и генералов. После чего сколь-нибудь реальные надежды хотя бы эффективно противостоять прессингу куда более мощной азербайджанской армии окончательно пошли прахом — что и закончилось массовым исходом больше сотни тысяч карабахских армян со своей родины. При молчаливом согласии на такой сценарий «ядерного электората» Пашиняна, «выбравшего позор вместо войны», возжелавшего «сытой и богатой жизни по западным стандартам» вместо жертв ради поддержки страдающих соотечественников, вновь получившего большинство в парламенте. Так что для таких «обывателей» демонтаж памятника своего давно умершего, пусть и великого, соотечественника, — если они индифферентно относятся к боли свыше сотни тысяч своих соотечественников живых? 

***

Разумеется, акция азербайджанских властей в отношении памятника великому художнику с мировым именем была направлена в первую очередь против России. Тем более что и сам этот бюст, вместе с рядом других, посвященных известным людям, был водружен в рамках проекта «Аллея российской славы», инициированного предпринимателем и меценатом Михаилом Сердюковым еще в 2008 году. Кстати, на фоне обскурантов-черносотенцев, недавно в очередной раз потребовавших закрыть Мавзолей Ленина в скандальном фильме, отличающегося куда большей широтой взглядов. Так что благодаря его усилиям в самых разных частях России и остального мира открываются монументы и адмиралу Чичагову, и святителю Луке (Войно-Ясенецкому) Крымскому, и маршалу Жукову, и генералиссимусу Сталину, — и многим другим, прославившим имя  России и СССР на протяжении истории. И на Аллее славы в Степанакерте в 2021 году введенными туда российскими миротворцами были установлены переданные Сердюковым бюсты:

  • Александра Невского, 
  • Дениса Давыдова, 
  • Михаила Лермонтова, 
  • Гавриила Державина, 
  • Александра Пушкина, 
  • Николая Карамзина, 
  • Льва Толстого, 
  • Антона Чехова, 
  • Василия Шукшина,
  • Михаила Шолохова. 

Также к ним добавился и бюст прославившего Россию всемирно известного художника Айвазовского, — за который ныне и пеняет Баку. Дескать, «Установка бюста художника армянского происхождения Ивана Айвазовского российскими миротворцами без разрешения азербайджанской стороны на наших территориях была незаконной, это проявление неуважения со стороны России к суверенитету Азербайджанской Республики», — вполне резонно заявил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Айхан Гаджизаде.

***

Вообще с точки зрения элементарной логики весьма трудно понять суть этих претензий. «Это была азербайджанская территория»? Так чего ж Азербайджан тогда, в 2021 году (да, в общем, и больше 30 предшествующих лет тоже), ее не контролировал? Отчего и согласился на ввод туда российских миротворцев. И главное, с какого перепугу они должны были «согласовывать с азербайджанской стороной» внутреннее убранство своего военного городка? Или в соглашениях о вводе миротворческих сил, на которых стоит и подпись представителей Азербайджана, есть пункт, специально запрещающий такие действия? А если нет, — то общий подход в демократической традиции гласит: «Разрешено все, что не запрещено». 
Конечно же, пресловутое «несогласование» в качестве предлога сноса памятника художнику высосано из пальца. По принципу «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». То бишь — «отомстить» России за то, что ее правоохранительные органы, наконец, решили навести хоть какой-то порядок в засилье полукриминальной и откровенно криминальной верхушки многих азербайджанских землячеств в РФ. Симметричный ответ со стороны Баку по понятным причинам был невозможен — россиян в Азербайджане ничтожно мало, и криминальных землячеств они не создают. Пришлось местным так называемым, хм, «правоохранителям» спешно ловить всех обладателей российских паспортов, что подворачивались под руку — журналистов, айтишников, просто туристов. С последующим предъявлением им обвинений в шпионаже и прочих жутких преступлениях, — признание в которых обычно выбивалось откровенными пытками. В общем, классический «захват заложников» в надежде обменять их на своих уже настоящих преступников из числа руководства землячеств. Обычная практика террористов во всем мире — если что. 

Но, видно, достаточного количества обычных заложников по приказу Баку местная полиция-спецслужбы набрать не смогли при всем желании. Вот и наступил черед заложников уже перешедших в Вечность, — представленных воздвигнутыми им памятниками. Конечно, вреда этим людям подобная квази-террористическая практика нанести не способна при всем желании — их заслуги, международный авторитет на порядки выше, нежели у их гонителей. Которые доходят уже до полного безумия в осознании собственного бессилия, расписываясь тем самым в трусости и готовности начинать «этнические чистки» уже не только против живых, но и мертвых тоже. А реальный эффект от этих жалких, хоть от этого и не менее мерзких потуг — все равно что от хрестоматийного «плевка в небо»… 


Смотр Черноморского флота в 1849 г., первым идёт флагман «12 Апостолов»

5
1
Средняя оценка: 3.69231
Проголосовало: 13