Стояние на Угре – как Иван III сверг иго Орды
Стояние на Угре – как Иван III сверг иго Орды
8 октября 1480 года началось знаменитое «стояние на Угре» войск Руси и Золотой Орды. На самом деле стоянием там и не пахло – шли ожесточенные позиционные бои, закончившиеся разведением враждующих армий. Однако эта «ничья» привела к крупнейшей стратегической победе Москвы – избавлению от более чем двухвекового ига Золотой Орды. А сама Орда распалась после Угры спустя всего 22 года…
Первым важным этапом на пути к «стоянию на Угре» стала эпохальная победа русских в битве на Куликовом поле. Однако, несмотря на огромное значение этой победы для роста самосознания русичей, её стратегический эффект был не слишком велик. Уже спустя два года враги сожгли Москву, и Русь снова начала платить Орде тяжелую, унизительную дань. Да и за решением вопроса о своем статусе Великого Московского князя отец Ивана III Василий Темный был вынужден обращаться к хану всей той же Орды.
А вот при Иване III Васильевиче многое стало меняться: присоединение к Москве окрестных удельных княжеств, получение контроля над Новгородом, успешное соперничество с захватившими древнерусские земли Великим княжеством Литовским и Польшей – всё формировало новую историческую тенденцию.
Да и с зависимостью от Орды талантливый государь начал разбираться еще за добрый десяток лет до «стояния на Угре». В 1471 году состоялась стратегически выигрышная для Москвы битва с ордынским войском под Алексиным; хотя сам город и был сожжен врагами, но они не смогли прорваться вглубь московских земель.
Примерно в это же время произошел отказ Москвы платить дань в Орду (вспомним картину художника А.Д.Кившенко [1851-1895] «Иван III рвет ханскую басму»).
***
Принудить Русь к покорности лишь собственными силами у Золотой Орды уже не получалось. К 1480 году хан Ахмад решил-таки начать против Москвы операцию по принуждению к покорности. В поход помимо воинства самой Золотой Орды должны были отправиться её «западные союзники» – польско-литовский король Казимир и Ливонский орден, зарившийся на псковские земли.
Ахмаду нужны были не столько дань и удовлетворение от унижения соседа, сколько хотелось соединить осколки прежде единой Золотой Орды. Однако Иван III переиграл его.
Начавшие интервенцию ливонцы увязли в обороне псковичей. А польскому королю тоже стало не до планов войны с Русью – южным рубежам его державы начал угрожать крымский хан, соперничавший за власть с Ахмадом и ставший временным союзником Москвы. Да и угрожавшие мятежом младшие братья Ивана Васильевича поняли, что без собственного сильного государства они в своих уделах – никто. А потому благоразумно предпочли отказаться от удара в спину Великому князю и присоединиться к нему со своими полками.
***
В те времена крупные военные действия происходили в форме продвижения компактно собранных больших армий, а судьба кампании решалась в одном или нескольких генеральных сражений.
Кампания же 1480 года развивалась иначе.
Русские войска не лезли в генеральное сражение с ордынцами. Громить Ахмада Иван III без особой нужды не собирался, справедливо рассчитывая, что с этим справятся и конкуренты хана в борьбе за власть. Так всё действительно и произошло.
Вместо этого Великий князь занял надежные позиции по берегам Оки и её левого притока Угры. По Оке русичами и раньше была развернута система оборонных сооружений, пограничной службы, и форсировать ее без потерь Ахмад не рассчитывал. Вместо этого он прошел на русские земли, захваченные Литвой, надеясь добраться до Москвы через Угру. Однако и здесь Иван Васильевич развернул глубоко эшелонированный заслон (и это на протяжении 64 километров!), а сам с главным резервом встал на 50-километровой глубине. Русские знали, что в любом месте не слишком широкую (50-140 метров) Угру не пересечь, это возможно лишь на бродах. А там были поставлены мощные русские заставы.
Ордынцы пытались прорвать линию обороны на протяжении четырёх дней, начиная с 8 октября, но безуспешно. Ведь важнейшим козырем конницы кочевников была запредельная по тем временам дальность стрельбы из сложно-составных луков, благодаря чему русские дружины зачастую расстреливались издалека, не успев вступить в прямое столкновение с врагом. А на Угре ситуация поменялась. Пуская коней на переправу, ордынцы стрелять из луков не могли, зато сами становились отличной мишенью для русских лучников и пищальников. Тут можно было даже особо не целиться – ордынцы пытались одолеть переправу, держась за надутые воздухом кожаные бурдюки. Пробитые пулей, стрелой или дробом, эти плавсредства уже ничем помочь не могли. Ордынцы шли на дно…
***
Двухнедельное пребывание армии Ахмада на берегу Угры с попытками ее форсирования закончились ничем. А царь Иван, не нанеся противнику «неприемлемого ущерба», сумел добиться важнейшего стратегического выигрыша.
Ордынцам был нанесен тяжелый морально-психологический удар. Кроме того, хану стало ясно: ожидать помощи от неверных союзников, что поляков, что ливонцев, не приходится.
Несмотря на то, что 26 октября 1480 года Иван III отвел русские войска от Угры, которая уже стала покрываться льдом, заняв новые рубежи на подступах к Москве, ордынцы не решились преследовать русских.
Самого Ахмада и его Золотую Орду эта разумная, но запоздалая предосторожность не спасла. Последний золотоордынский хан был убит в 1481 году своими соперниками из Сибирской и Ногайской орды. А спустя еще 21 год, в 1502 году, монголо-татарское государство, основанное Батыем, окончательно прекратило свое существование.
А Московская Русь стала быстро подниматься. И начало этому историческому процессу было положено мудрой политикой Великого князя Московского Ивана III.