Северная Македония и спор славян между собою

В Европе – новый спор славян между собою. Болгария заблокировала переговоры о членстве в ЕС Северной Македонии, выдвинув условия историко-идеологического характера – признать общее культурное и этническое происхождение македонцев и болгар. 

София подчёркивает, что не имеет территориальных претензий к Северной Македонии и не отрицает право македонцев на свою идентичность, но просит не искажать исторические реалии. Софию не устраивает, что Скопье говорит о македонском меньшинстве в Болгарии, отдельном македонском народе и македонском языке, как будто македонцы не имеет к болгарам и болгарской культуре никакого отношения. 

Македонский вопрос с XIX века остаётся внутри- и внешнеполитическим раздражителем для Болгарии. Сначала София противостояла местным македонским националистам, утверждавшим, будто македонцы и болгары –разные народа, а язык македонцев – это не болгарский язык. Затем София противостояла попыткам Сербии причислить македонцев к сербам. 

Растягиваемые, как тяпка, между двумя державами (Болгарией и Сербией), македонцы впитали в себя культуру обеих. Македонская идентичность зависла между болгарской и сербской, но с преобладанием первой из них. В период нахождения Македонии в составе Югославии при Иосипе Броз Тито за чересчур настойчивые слова о том, что македонцы – это болгары, можно было попасть в тюрьму. 

В августе 1944 г. югославские учёные признали македонское наречие болгарского языка отдельным македонским языком. Решение спорное с научной точки зрения, но понятное с точки зрения политической. 

В 1948 г.в Югославии появился первый македонский Исторический институт для придумывания македонской народной идеологии и истолкования фактов из истории македонцев так, чтобы вытеснить из этой истории доказательства этнической и культурной близости македонцев к болгарам. 

Северной Македонией республика македонцев стала всего год назад. До этого эпитет «Северная» в названии отсутствовал. Изменить название пришлось из-за протестов Греции. Греков возмущало не только то, что бывшая югославская Македония «украла» название исторической местности Древней Эллады, но и приватизация македонской пропагандой фигуры Александра Македонского.

Как бывает со всеми новосозданными нациями, македонцы не стесняются присваивать чужих легендарных персонажей. Они сразу решили, что если Александр назывался Македонским, он тоже был македонцем. Афины пригрозили заблокировать переговоры о членстве Македонии в НАТО, и Скопье сдался: отказался от претензий на историческое наследие греческого полководца и добавил к названию страны прилагательное «Северная». Теперь Северную Македонию не будут путать с греческой Македонией. В марте 2020 г. Северная Македония присоединилась к НАТО. 
Если уж кто-то и выиграл от отделения македонцев от болгар и сербов, то точно не македонцы и их республика. Северная Македония сегодня – слабое и зависимое от внешних сил государство. Она граничит с Косово и Албанией, 25% граждан Северной Македонии – этнические албанцы.

В 2001 г. началась 11-месячная война македонской армии с албанскими сепаратистами-исламистами с использованием тяжёлого вооружения и привлечением сил НАТО. Погибло 70 македонцев, один британский военнослужащий и более 700 албанцев. 

Албанская проблема остаётся серьёзным вызовом для македонской государственности. Идеология Великой Албании считает приграничные македонские районы албанскими землями со всеми вытекающими последствиями. Политика – это игра в долгую, и во что выльется эта проблема в будущем, неизвестно. 

Северная Македония – пример политики коллективного Запада по расколу славянского мира на враждующие осколки. Западу выгодно дробить многочисленные славянские народы на мелкие группы и наделять эти группы государственностью с целью постепенного поглощения этих государств в НАТО. 

Сербам Запад подкинул т.н. черногорскую проблему. Черногорцы – это сербский субэтнос, но прозападное правительство Черногории добилось отделения от Сербии, членства в НАТО и теперь занято удушением Сербской Православной Церкви в Черногории и пропагандой идеи черногорского народа как отдельного от сербского. 

Причём сербский народ оказался расколот сразу на четыре куска – сербов, черногорцев, хорватов и босняков. Хорваты – те же сербы, но только католики, пользующиеся исключительно латинским алфавитом (сербы использую два – латинский и кириллический). Не зря же язык сербов и хорватов назывался до распада Югославии сербохорватским. 

Босняки – это сербы-мусульмане в Боснии и Герцеговине. Их предки приняли ислам ещё в эпоху Османской империи. Среди славянских стран только три обладают заметным геополитическим влиянием – Россия, Польша (о ней как-нибудь в другой раз) и Сербия. Сербию раскололи на, собственно, сербов, хорватов, черногорцев и босняков, нейтрализовав её влияние в регионе. Ни Западу, ни Турции не нужен единый сербский народ от Адриатики до Дуная, да ещё по-братски относящийся к русским. 

Не нужен им и единый русский народ от Львова до Курил. Для России актуален украинский и, в меньшей степени, белорусский вопрос. Официальная идеология украинства отрицает родство русских (великорусов) и украинцев (малорусов). Не секрет, что и официальный Минск на протяжении всей белорусской самостийности сидел на двух стульях: говорил о единстве народов Белоруссии и России, и параллельно взращивал белорусский национализм, но старался держать его под жёстким контролем, выпуская на сцену тогда, когда нужно было добиться каких-то уступок от Москвы. 

Славянство, несмотря на этническую и культурную общность, представляет собой пёстрый конгломерат народов и стран. Поляки, словаки и хорваты – католики; чехи – католики и протестанты; русские, болгары, сербы – православные, белорусы – православные и католики; украинцы – православные и униаты. 
Западу и его союзникам выгодно держать славян раздробленными, зависимыми и в состоянии внутренней конкуренции. 

5
1
Средняя оценка: 2.86842
Проголосовало: 342