Как советская «Золотая рыбка» стала родоначальницей подводных лодок из титана

50 лет назад советская подводная лодка К-222 установила мировой рекорд скорости под водой – 83 км/час. Рекорд не превзойден до сих пор, а наработанные при строительстве и эксплуатации этой подлодки технологии используются в подводном флоте России по сей день.

Создание нового типа подводных лодок с титановым корпусом проекта «Анчар» было задумано в Советском Союзе в конце 50-х годов. Первая такая лодка была спущена на воду и зачислена в состав флота в 1965 году. Тогда она входила в военно-морские реестры как К-162, а 222-й она стала в 1978 году.

Если инженерная новизна обычных подлодок нового поколения, как правило, не превышала 25% от уровня поколения предыдущего, то здесь новым было почти всё. Самым сложным было создание титанового корпуса, защищающего лодку от магнитных мин и локаторов противника. Такой корпус был и гораздо прочнее, что позволяло увеличить глубину погружения в полтора раза. Титан к тому же практически неподвержен коррозии.

Однако ограничением титановых технологий является то, что этот металл втрое-впятеро дороже лучших марок стали, отчего К-222 прозвали на флоте «Золотой рыбкой». Кроме того, титан при варке активно вступает в соединение с кислородом и азотом, из-за чего сваривать его отдельные куски можно лишь в специальных ангарах, наполненных инертным газом аргоном, а сварщикам приходится действовать в специальных скафандрах на манер космических. 

***

18 декабря 1970 года уникальная подлодка поставила мировой рекорд скорости под водой, разогнавшись до 44,7 узлов, около 83 км\час! Достижение, непревзойденное до сих пор – ни в нашем, ни в американском флоте. При этом скорость большинства торпед в то время не превышала 40 узлов. То есть советские подводники, обнаружив приближающуюся торпеду противника, могли даже не прибегать к отстрелу акустических ловушек или маневрам уклонения, а просто полным ходом уходить из зоны поражения. 

А вот догнать вражеский авианосец единственная лодка проекта «Анчар» могла без труда на скорости в 35 узлов – именно такой была максимальна скорость самых быстрых американских плавучих аэродромов. Даже американский эсминец класса «Арли Берк», который должен сражаться в составе морских конвоев с подводными лодками противника, развивал скорость максимум 30 узлов. Догнать «Золотую рыбку» он просто не мог. 

В скоростном преимуществе советской субмарины смог убедиться в Атлантике в 1971 г. американский авианосец «Саратога», который К-222 то догоняла, то обгоняла, кружась, как акула вокруг добычи. Вряд ли у американских моряков сохранялось тогда ощущение, что их корабли – лучшие в мире.

Патрулировать воды Мирового океана советская подводная лодка субмарина могла очень долго: полного зарядки ядерного топлива для ее реакторов хватало для четырех кругосветных путешествий! 

***

Полуправдой является тезис о том, что продолжением «Золотой рыбки» из-за её дороговизны стали лодки проекта 670 «Скат» – относительно медленные и в обычном, а не титановом корпусе. Опыт, накопленный при создании «Золотой рыбки», был использован при постройке подлодок с титановым корпусом серий «Лира» и «Барракуда». Первые тоже были подводными истребителями, но только не авианосцев, а субмарин. Они обладали скоростью до 42 узлов (соответственно, возможностью уходить от вражеских торпед), способностью развернуться на 180 градусов за 42 секунды и вновь развить максимальную скорость за 1 минуту! 

«Барракуды», правда, ходят под водой медленнее, но их 35 узлов все равно позволяют догнать и перегнать практически любой авианосец США. Обилие на их борту самого разного ракетно-торпедного вооружения (вплоть до знаменитых «Калибров» с дальностью до 4,5 тысячи километров) делают эти подлодки настоящими универсалами с возможностью уничтожения и вражеских субмарин, и надводных кораблей, и целей на территории противника. Как минимум четыре «Барракуды» находятся в составе российского ВМФ по сей день.

Не стоит забывать и о российском проекте «Статус-6», более известном как «Посейдон». Это беспилотные глубоководные подводные аппараты, вооруженные, по мнению экспертов, сверхмощными термоядерными зарядами в 100 мегатонн. Взрыв такого заряда даже вблизи побережья способен вызвать гигантское цунами, разрушающее всё на сотни километров вглубь территории.

Несложно догадаться, что сверхпрочные корпуса «Посейдонов», позволяющие двигаться на большой глубине, тоже сделаны из хорошо зарекомендовавшего себя в советских подлодках титана. Так что и здесь заметен след «Золотой рыбки».

Так советская субмарина, зачисленная в состав ВМФ 55 лет назад, стала родоначальницей уникальных боевых подводных аппаратов, обеспечивающих сегодня защиту нашей Родины. 

5
1
Средняя оценка: 2.8427
Проголосовало: 89