Вернуться на правильный путь
Вернуться на правильный путь
Ольга НЕПОДОБА. «День божьих коровок». Повесть. – Краснодар, 2019.
Сегодняшний литературный процесс существует и протекает как минимум в двух измерениях. Крупные издательства, представители книжной индустрии, выпускают литературную продукцию раскрученных авторов, по сути, не издавая литературу как таковую, а торгуя известными «брэндами». Принцип рынка не миновал и такую тонкую сферу, как искусство, в том числе и изящную словесность. При этом, по мнению независимых экспертов и критиков, далеко не все известные авторы, чьи имена настойчиво предлагаются рекламой, в должной степени талантливы и мастеровиты. На протяжении долгого времени в сфере книжной индустрии формировалась (и сформировалась) замкнутая система «раскрутки» литературных имён, создававшаяся по непонятным принципам и приведшая на сегодняшний день к значительному снижению престижа и авторитета современной литературы. Об этом сейчас идут дискуссии, проблема постепенно выходит на первый план…
В то же время, в современной литературе спокойно и неспешно формировались дарования, не зависящие от тенденций и не связанные обязательствами по отношению к каким-либо коммерческим инстанциям и окололитературным группировкам. За последние десятилетия в российской литературе появился целый ряд имён, каждое из которых способно составить законную гордость нашей словесности. Не отягощённые чрезмерным вниманием СМИ и мотивированные исключительно творчески, носители этих имён спокойно работали, создавая произведения, отражающие мировосприятие современного человека во взаимосвязи с отечественной традицией, ориентирующиеся на фундаментальные национальные и общечеловеческие ценности. Одним из таких произведений является повесть современной российской писательницы Ольги Неподобы «День божьих коровок».
Собственно, по объёму эта книга вполне тянет на роман – 350 страниц художественного текста. В то же время, такой значительный объём оправдан в первую очередь его читабельностью – книга прочитывается буквально на одном дыхании, оставляя после прочтения ощущение цельности и завершённости авторской концепции. Это очень важно, поскольку ритм современной жизни предполагает именно это – быстроту и органичность восприятия, без ущерба в художественных достоинствах. Истинное дарование выявляется именно в этом – в способности концентрированно и ярко формировать сюжет, не снижая искренности тона и художественной насыщенности языка. Повествование ведётся от первого лица, что способствует повышению достоверности рассказа – ведь говоря без посредника автор как бы устраняет все возможные фильтры и остаётся с читателем один на один. Главный герой – человек, который переживает сильный психологический кризис, и одновременно он сталкивается с более масштабным, планетарным кризисом, и вот, на стыке этих двух кризисов, разворачивается завораживающий сюжет. Реальность в повествовании причудливо переплетается с вымыслом, создавая своеобразную атмосферу, которая динамично изменяется и пульсирует на протяжении всего текста...
Здесь я считаю необходимым сделать отступление. За прошедшие десятилетия, на протяжении которых литературное творчество было отпущено «на свободу» – от идеологических ограничений и, попутно, от литературного мастерства – множеством писателей было создано и издано множество фантастических произведений, целью которых было чистое развлечение для читающей публики. От злоупотреблений принцип фантазийности был искажён заштампованностью и просто недобросовестным отношением (проще говоря, халтурой). Но мы знаем, что в мировой и отечественной литературе существует богатая традиция психологической и мистической прозы; традиция, идущая от наших классиков – Пушкина, Гоголя, Одоевского, Бестужева-Марлинского, через ХХ век – Беляева, Ефремова и др. – к нашим дням (от имён воздержимся, во избежание субъективности). Необходимо сделать оговорку: данный ряд выстраивается не по значительности талантов, а по принципу приверженности к творческим фантазиям и психологичности подхода к исследованию явлений жизни.
«Когда научную фантастику, устремлённую в будущее, заглядывающую за горизонты и зовущую вперёд, заменило это “фэнтези” с магами, колдунами и прочей клюквенной кашей из чертовщины и инфантильных сказок, наверное, это и было переломом, который никто и не заметил… Будто сломалась крохотная косточка, но расшатался и начал рассыпаться весь организм. Опасное заражение потихоньку захватывало и убивало. Неумолимо и незаметно. Мы никогда не полетим на другие планеты, и наши корабли никогда не будут “бороздить просторы Вселенной”, потому что дети больше не хотят стать космонавтами. Мы совсем перестали мечтать о будущих открытиях и победах человеческого духа над тайнами природы и космоса. Новый телефончик – важнее нового космического корабля, силиконовые части тела – важнее победы над раком.
Мы сами не заметили, как пошли по тупиковому пути развития…»
Процитированный фрагмент даёт представление о мировоззрении писательницы Ольги Неподобы, о её творческих и жизненных принципах. Повесть «День божьих коровок» мотивирована подлинным, неподдельным интересом к сущности жизни, Вселенной, всего того, что наполняет загадкой и смыслом наше существование. Стилистические средства, которыми пользуется автор, вполне укладываются в рамки российской традиции, которая в очередной раз подтверждает свою универсальность и неисчерпаемость. Иначе говоря, простых слов нашего русского языка с избытком хватает на то, чтобы выразить самые сложные чувства и ощущения, и в то же время соответствовать тонким, пульсирующим изменениям эпохи.
Главный герой повести работает охранником в зоопарке, и это обстоятельство осуществляет стабильный позитивный фон всего происходящего. В отношении к животным человек проявляет свою сущность, и здесь невозможно что-то скрыть. Через отношение к животным как к нашим «меньшим братьям» выявляется связь с природой, доверие к мирозданию, готовность к всепримирению. Животный мир, а вместе с ним и всё живое даёт нам возможность выдержать испытание властью и проявить свои лучшие качества как человека – Царя Природы.
«Мир… он был создан для нас.
НО НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ НАС!
И нельзя, неправильно, глупо и безрадостно жить так, чтоб не давать шансов больше никому, кроме себя. Даже вирусы никогда не уничтожают всю популяцию, потому что если погубят всех – сгинут и сами. А мы оказались неразумнее вирусов, мы – проиграли.
А надо было всего лишь вовремя спохватиться и вспомнить, что мы все: люди, звери, насекомые, растения и птицы – действительно «одной крови», братья не в образном смысле, а в самом что ни на есть прямом…»
Как часто человек поддаётся искушению поверить в то, что мир создан для него одного! Эта уверенность уже не раз ставила мир перед угрозой уничтожения, а в наше время эта опасность ощущается с особенной остротой. Тем более необходимы сегодня талантливые произведения, раскрывающие перед людьми бездны, которые готовы поглотить весь наш мир без остатка и следа, если мы не осознаем своего неизбывного долга перед Природой. Разумеется, голоса одного писателя недостаточно для того, чтобы изменить инерцию разрушения, заложенную в нынешнем этапе цивилизации, но его достаточно для того, чтобы зажечь сердца и заставить задуматься. Повесть Ольги Неподобы принадлежит как раз к этой категории произведений современной литературы. Не будучи причастной к столичным литературным тусовкам, писательница исполняет свою высокую миссию, и делает это талантливо, вдохновенно, с высоким профессиональным мастерством
Высокий гуманистический пафос пронизывает всю повесть Ольги Неподобы «День божьих коровок». Пересказывать сюжет – дело неблагодарное, но имело смысл обозначить некоторые ключевые особенности прозы писательницы. Динамичный, пластичный и эмоционально насыщенный язык делает восприятие текста живым, органичным и практически незаметным. Читатель живёт текстом, и только по прочтении с удивлением оглядывается назад – неужели это было всего лишь в тексте, а не пережито в действительности? Вот так и надо писать. Чтобы произведение захватывало, направляло и формировало, но не помимо воли читателя, а как бы с его добровольного согласия.