Богдан Хмельницкий как предтеча украинской многовекторности

425 лет назад, 6 января 1596 года родился Богдан Хмельницкий. Обычно его рассматривают как последовательного сторонника союза с Москвой, но на самом деле этот действительно незаурядный государственный деятель склонялся к самым разным союзам.

Родился будущий гетман Войска Запорожского в семье чигиринского подстаросты Михаила Хмельницкого, предположительно в городке Суботов на современной Черкасчине. Его отец относился к шляхетскому сословию, хотя в отношении шляхетства самого Богдана у историков уверенности нет. Ведь его матерью была простая казачка, а по польским законам это исключало автоматическое получение дворянства.
Мальчик рос больше казаком, чем польским аристократом, что не помешало ему получить хорошее образование вначале в православной Киево-Братской школе, а затем в иезуитском коллегиуме. 

В 1620 году Богдан вместе с отцом участвовал на стороне поляков в несчастливой для них битве с турками под Цецорой и попал в плен. После освобождения за выкуп Богдан связывает свою судьбу с Запорожской Сечью. Правда, о той поре его жизни сохранились лишь эпизодические сведения. Например, о его участии в войне за Смоленск в 1634 году на стороне польского короля. Или о подписании им в 1637 году мирного соглашения (фактически почетной капитуляции) с польскими войсками, посланными для подавления восстания гетмана Павлюка. На тот момент Хмельницкий был «войсковым писарем» у казаков, то есть чем-то средним между министром иностранных дел и начальником штаба. 
Потом целое десятилетие на землях Воска Запорожского не было ни одного антипольского восстания, но это не означало, что порабощенные двойным, панским и католическим, гнетом казаки и крестьяне стали во всём покорными. Для того, чтобы вспыхнуло новое вооруженное выступление хватило бы, как говорится, одной спички.
Такой спичкой стало отбытие Хмельницкого на Сечь в феврале 1648 года, где он, будучи избран гетманом, поднял знамя освободительно борьбы против поляков. Что было его главным мотивом? Страдания простонародья Малой Руси под польским правлением длились веками, особенно после Брестской унии 1596 года и появления униатства, но «воссоединение Украины с Россией» произошло именно в 1654 году. Окончательного ответа на вопрос «почему?» нет до сих пор. 

Так, после достигнутых в 1648 году блистательных побед под Корсунем и Желтыми Водами, когда значительная часть земель, известных ныне как часть Украины, оказалась под контролем восставших, гетман верноподданнически пишет польскому королю: «Найяснейший милостивый король, пан наш милостивый. Согрешили мы, что взяли в плен гетманов и войско вашей королевской милости, которое на нас наступало, согласно воле вашей королевской милости, разгромили. Однако просим милосердия и, чтобы строгость гнева вашей королевской милости не привела нас к десперации, ожидаем теперь ответа и милосердия, верно возвратимся назад, а сами на услуги вашей королевской милости съедемся».
Не погнушался победитель поляков принять из Варшавы и знаки гетманского достоинства, что возмутило многих казачьих полковников, считавших польских панов заклятыми врагами.

И в том же 1648 году «многовекторный» Богдан Хмельницкий отправляет письмо русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять казаков под свою руку. А немного позже с такими же верноподданическими выражениями чувств отправляет полковника Ждановича с просьбой о помощи … к турецкому султану! И султан повелевает оказать помощь Хмельницкому как … вассалу Османской Порты! 
И лишь после этого на собрании представителей запорожского казачества в городе Переяславе (ныне в Киевской области) Богдан Хмельницкий добивается принятия решения о присоединении территории запорожского войска к Русскому царству.

Так что на Переяславской Раде поставленный Богданом выбор «из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского» был вполне реальным, как реальны были и союз запорожцев с ордой Тугай-бея, и переговоры с частью польской аристократии, вроде киевского воеводы Адама Киселя, и принятие вассалитета у турецкого султана… Тем не менее, выбор Переяславской Рады был свободным и вполне добровольным – казакам трудно было что-то навязать. 

***

После Рады в Переяславе и получения от Москвы военной помощи, Богдан не спешил покончить со своей многовекторностью. Не прошло и пары лет после Переяславской Рады, как Хмельницкий начал игру со шведским королем Густавом X. Оставаясь подданным московского царя, «многовекторный» гетман вытребовал для себя в Раднотском договоре 1656 года у шведского монарха и семиградского князя Ракоци (в Трансильвании, нынешняя Румыния) титул «дидычного князя». 
Этого действительно незаурядного политического деятеля не устраивало положение чьего-либо вассала. И отвоеванную у поляков с помощью русских войск Гетманщину Богдан мыслил преобразовать в наследственное владение своей семьи, готовя на роль «наследного принца» своего старшего сына Тимоша. Не погибни тот в стычке с турками, история могла повернуться по-другому… Как знать, не стали бы в этом случае потомки Хмельницкого (а не гетманы Выговский, Дорошенко, Мазепа) «архитекторами» очередных поворотов Войска Запорожского в сторону Польши, Османской Порты, Швеции? 

Однако история не знает сослагательного наклонения. «Династия» Хмельницких закончилась на слабовольном младшем сыне Богдана – Юрии. А сам Богдан, старый и больной, до своей смерти летом 1657 года, не предпринимал никаких шагов к разрыву с Москвой. Поэтому он и вошел в историю как великий гетман, осуществивший главный исторический выбор своего народа.
В то же время в наследии Богдана Хмельницкого остаются и тяга к самостийности, и легкомысленное отношение к заключенным договорам и данным присягам, и мазохистский порой выбор худшего сценария из возможных. 
Оттого-то сегодня на Украине, по оценкам, населения осталось немногим более половины из населявших Украинскую ССР в 1991 году 54 миллионов жителей… 

5
1
Средняя оценка: 2.8223
Проголосовало: 287